Московский театр «Современник»
Шел 1956 год. Страна находилась в некой эйфории от разоблачения культа личности И. Сталина. Казалось, что жизнь теперь потечет по-другому, по-новому, все в стране ждало перемен. Молодые выпускники актерской школы МХАТ, среди которых были О. Ефремов, Г. Волчек, Е. Евстигнеев, И. Кваша, О. Табаков, с молодым задором решили бросить вызов к тому времени закостенелой системе театра МХАТ, в которой уже ничего не осталось от знаменитых принципов К. Станиславского. Свой новый театр молодые актеры решили построить именно на основах психологического театра, заложенных К. Станиславским, и доказать ее жизнеспособность и действенность. На волне времени молодой порыв поддержали власти и Москва пополнилась новым театром, который было решено назвать «Современник».
Главной целью своего существования актерская труппа считала создание на сцене живых, узнаваемых героев, чьи проблемы, заботы и устремления находят живой отклик у зрителя в зале. Это было то, чего в ту пору так не хватало театральному искусству – оно стало современным. Актеры со сцены говорили с современниками на языке современности. В ту пору это было настоящим новаторством, о театре «Современник» заговорили, его оценили и вскоре он стал любимым театром московской молодежи и умудренной опытом интеллигенции.
Первой постановкой театра «Современник» в Москве был спектакль «Вечно живые» по пьесе В. Розова. Это и определило направление его репертуарной деятельности. На сцене, в основном, ставились драматургические произведения современных авторов А. Володина, Е. Шварца, В. Розова, В. Аксенова. Обращался театр и к классике, которая у него тоже отвечала на вопросы современной жизни. Горьковская пьеса «На дне» в исполнении театра «Современник» потрясла всю Москву новым и неожиданным прочтением.
Отношения в труппе московского театра «Современник» были по-настоящему дружескими и коллегиальными. Это позволяло творить и импровизировать на сцене, что поощрял художественный руководитель театра О. Ефремов. Он очень ценил в актерах самостоятельность и приветствовал их режиссерские работы. В ту пору к работе в московском театре «Современник» привлекались молодые и талантливые режиссеры.
В 1972 году Ефремов уходит из театра в московский МХАТ. Было решено, что труппу возглавит Г. Волчек. Она продолжила лучшие традиции театра, привлекла в труппу молодых и перспективных актеров Л. Ахеджакову, В. Гафта, А. Леонтьева. Это были плодотворные годы, когда «Современник» сотрудничал с писателем К. Симоновым, режиссером В. Фокиным.
Театр «Современник» активно гастролирует, он стал одним из немногих советских театров, получивших признание в мире. На его счету много наград театральных фестивалей, в том числе престижная американская театральная премия, которая в течение 40 лет не покидала территории США.
В трудные 90-е театр «Современник» выжил и выстоял. Сейчас он также стоит в авангарде современной жизни. У Г. Волчек есть особый талант находить молодые актерские дарования и выращивать из них мощных профессионалов, составляющих цвет российского театрального искусства.
Премьеры московского театра «Современник»
«Современник» в Москве очень плодовитый на премьеры театр. По-прежнему основу его репертуара составляют пьесы современных российских и зарубежных авторов, хотя есть и классические премьеры. Среди блистательных премьер постановки по пьесам В. Бенигсена, Д. Маргулиса, И. Бергмана. Среди классики «Три сестры» и «Сережа» по А. Чехову. Интерес вызывают спектакли, поставленные по произведениям А. Солженицына и А. Галина. Актер театра В. Гафт написал пьесу «Сон Гафта пересказанный Виктюком», которую поставил на сцене театра сам маэстро Виктюк.
Актеры московского театра «Современник»:
- А. Бабенко;
- С. Гармаш;
- Т. Дегтярева;
- Н. Дорошина;
- О. Дроздова;
- М. Неелова;
- Ч. Хаматова и другие известные всей России актеры
Московский театр «Современник» - это театр, который завоевал любовь зрителей умением выражать время и говорить правду.