МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. Б. А. ПОКРОВСКОГО
Московский камерный музыкальный театр, руководителем художественного плана которого являлся Б. А. Покровский, считается одним из самых прославленных и востребованных среди музыкальных отечественных театров. В сентябре 2009 года театру присвоено имя Б. Покровского.
Камерный музыкальный театр Покровского размещается в здании известного комплекса "Славянский базар". Именно там в 1897 году проходила историческая встреча В. Немировича-Данченко и К. Станиславского. Они пришли к договоренности о создании Художественного общедоступного театра в Москве.
Исторический ракурс
История создания камерного музыкального театра следующая. В Москве было принято решение реформировать небольшой оперный коллектив, который гастролировал по стране, и под маркой оперных спектаклей показывал нечто невообразимое. Тогда Покровского попросили оказать помощь в реорганизации театра. Он поставил для театра спектакль. После чего отсеялись ненужные театру люди, и осталась небольшая горстка людей. Их число до театра не дотягивало, а вот камерным ансамблем они быть могли вполне. В то же время появилась прекрасная опера "Не только любовь" композитора Щедрина. Под руководством Покровского эту небольшую оперу отрепетировали с камерным ансамблем. Спектакль был сыгран на сцене драматического театра им. В. Немировича-Данченко и К. Станиславского, успех был небывалый. Вот таким образом в 1972 году возник Московский камерный музыкальный театр Покровского.
Камерный театр Покровского не располагал своим помещением. Поэтому, первые спектакли: "Сокол Федериго дельи Альбериги" Бортнянского, "Много шума из-за… сердец" Хренникова, "Не только любовь" Щедрина успешно проходили на различных московских площадках. Спустя несколько лет камерный театр Бориса покровского получает постоянную прописку, благодаря стараниям композиторов Д. Шостаковича и Т. Хренникова. В театральную труппу вошли гитисовцы, которые были студентами курса актерского мастерства, возглавляемого Б. А. Покровским.
Переломные моменты в театральной жизни
Оперная премьера Д. Шостаковича "Нос" состоялась в сентябре 1974. Именно она стала восприниматься как поворотный момент в жизни театрального коллектива. Мастерами театральной сцены опера была признана непревзойденным режиссерским шедевром и "визитной карточкой" Камерного музыкального театра. Роль музыкального руководителя театра примерил на себя дирижер в звании «народного артиста СССР» Г. Рождественский.
С самого начала своего существования театр становится единственной в России лабораторией современной оперы, вместе с тем, впервые открывая отечественные оперные раритеты.
Оперы легендарного театра
В то время еще даже никто не предполагал, что небольшой подвал на "Соколе" превратится в один из главнейших культурных центров не только столицы, но и мира. Желая увидеть легендарные спектакли, зрители съезжались сюда со всей страны.
Борисом Покровским были созданы настоящие шедевры, которые редко исполняются. Это современные и классические оперы:
· Стравинского "Похождения повесы",
· "Нос" Шостаковича,
· Ростовское действо" митрополита Дмитрия Ростовского,
· "Директор театра" и "Дон Жуан, или Наказанный развратник" Моцарта.
На сцене театра впервые прозвучали оперы композиторов современности, которые стали уже классикой:
· Холминовские "Свадьба", "Шинель","Братья Карамазовы""Коляска" ,
· Седельниковские "Бедные люди";
· Таривердиевский "Граф Калиостро",
· "Лебединая песня" Кобекина,
· "Рыжая лгунья и солдат" Ганелина,
· "Жизнь с идиотом" Шнитке,
· Десятниковская "Бедная Лиза",
· "Аптекарь" Гайдна, Игра на воде" Бриттена.
Два года назад в театре возникла традиция, согласно которой ежегодно в день рождение Покровского проводятся ретроспективные показы его спектаклей. Руководством и творческим коллективом театра бережно хранится имя основателя, воплощаются в жизнь идеи, завещанные Мастером в своих публикациях и книгах.
Московский государственный академический камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского: лаборатория современной оперы.