Ушедшие в вечность

19.01.2021 21:46475

Кто бы ты ни был, помолись за
погибших моряков на просторах
морей и океанов, господу поклонись!

В бушующем, холодном Баренцевом море штормует рыболовное судно «Онега». Спущено на воду в 1979 году, вместимость 358 тонн, дизельный двигатель мощностью 486 кВт, один гребной винт, скорость до девяти узлов, ходит под российским флагом. Пропали 17 человек экипажа.
Инцидент произошел в понедельник около семи утра в акватории Баренцева моря, неподалеку от Новой Земли, где «Онега» ловила рыбу.
Как пояснил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, портом приписки потерпевшего крушение судна, принадлежащего рыболовецкому колхозу имени М. И. Калинина, является порт Мурманск.

Инцидент произошел в понедельник около семи утра в акватории
Баренцева моря неподалеку от Новой Земли, где «Онега» ловила рыбу.
Пару дней назад там его накрыл шторм, мороз достиг минус 30 градусов, в регионе началось обледенение судов. В таких случаях экипаж не возвращает-ся в порт, а пережидает ненастье в море.

Хроника крушения.

13 декабря 2019 года траулер «Онега» вышел в море из порта Мурманска.
Согласно метеорологическим прогнозам, к двадцатым числам месяца
ожидалось резкое похолодание и сильный ветер. Владельцы судна об этом знали. 14 декабря «Онега» пришвартовался в норвежском порту Киркенесе и на следующий день убыл на промысел в открытое Баренцево море.
28 декабря ночью капитан траулера Александр Баранов ещё держал связь
с Мурманском. Но в пять утра «Онега» вдруг подала сигнал о бедствии.
По словам выживших моряков, крушение произошло стремительно, когда на борт начали поднимать сеть с уловом. Судно накренилось, обледенение и штормовая волна привели к его опрокидыванию.
Все моряки на палубе были в гидрокостюмах, но воспользоваться спасат. средствами не успел никто. Находившихся на палубе людей смыло
волной, а спустить закреплённые шлюпки они не успели, так как ни у кого из моряков не оказалось при себе ножей!
Прибывшее к месту происшествия судно "Войково" обнаружило перевёр-нутый траулер, плавающий на поверхности мусор и двух выживших
моряков в гидрокостюмах. Штурман Владислав Буторин и матрос Руслан
Катюхин до последнего держали за руки своего товарища Юрия Шевцова. Но силы иссякли, руки замёрзли и удержать его они не смогли.
Когда рыбаков поднимали на борт, тело их товарища пошло на дно.
Оба получили обморожение. К счастью их жизни и здоровью теперь
ничего не угрожает. Поиски остальных 17 человек продолжаются.
Шансов мало, говорят эксперты. Вода в открытом Баренцевом море сейчас чуть выше нуля градусов. Если человек пробудет в ней дольше тридцати минут, даже в спецодежде, то умрёт от переохлаждения.
Возможно, кому-то из членов команды удалось зацепиться за плавающие обломки и влезть на них. Оставалось надеяться только на чудо….
Чуда не произошло, рыбаки погибли!

За окном стоят в белом, нарядном снежном убранстве кусты, деревья,
поникшие стебли летних цветов. Слушаю последние новости по телевизо-ру о трагедии в море с траулером «Онега». Трудно поверить, что 17 моря-ков ушли в вечность, прошли через ад, прежде, чем завершить свой земной путь! Я знаю, что такое ад в шторм. Мне однажды пришлось пережить его на одном из сухогрузов, когда он работал в Карибском бассейне.

Однажды в море.

С утра стояла обычная в этих широтах солнечная, как всегда, тихая лёгкая морская зыбь, тёплый попутный ветер. Неожиданно наступила необыкновен-ная тишина, всё притихло. А потом, в ожидании перемен, потемнело небо. стал усиливаться ветер. Всё вокруг нас окутала водяная мгла, видимость
резко ухудшилась. Закружило, ветер налетал со всех направлений и вдруг
послышался странный вой, иначе это назвать было нельзя. Он усиливался
и давил на уши, он вызывал какое-то чувство страха, ожидания чего-то очень
ужасного…Вся машинная команда: командиры и филиппинцы находились в
машинном отделении, которое оборудовано системой воздушной вентиляции - это металлические короба, проходящие по подволоку машин. отделения.
Короба разветвляются по всем главным и вспомогательным помещениям. Вентиляторы обеспечивали доставку воздуха для обдува всех работающих
двигателей, механизмов, электромоторов и для обеспечения работы и
жизнедеятельности членов машинной команды в помещениях и ЦПУ.
И вот через эти вентиляционные короба вместе с воздухом в машинное
отделение стала поступать морская вода. Сначала это были брызги, но с
усилением шторма туда хлынула потоками морская вода, которая «обняла» полностью наш корабль и пыталась проникнуть в любую щель, которую она находила. Для машинного отделения морская вода всегда была врагом номер один, а тут льются потоки морской воды и поливают работающие генераторы и электродвигатели. Это было уже страшно!

Если вода зальёт генераторы, то это грозит обесточиванием судна.
Генераторы перестанут снабжать электроэнергией потребителей, затем
остановится Главный двигатель, а это грозит гибелью судна и экипажу!
Мы закрывали моторы брезентом и полиэтиленовой плёнкой, любыми
другими материалами, только бы не дать возможности воде залить электро-моторы и обесточить судно. Желание выжить заставляло работать быстро.
Картина полной ночи с обесточенным судном посреди этого штормового ада придавала всем нам бешеную энергию и даже злость - мы не хотели умирать посреди взбесившегося моря и захлёбываться солёной водой!
Началась ужасная качка, крен менялся очень резко и быстро, достигая иногда до 30 -35 градусов. Стали отрываться некоторые металлические запасные
части, закреплённые у переборок, которые с грохотом носились по пайолам - металлическим машинным плитам, и могли повредить выступающие над плитами трубы или механизмы. Нам приходилось с риском получить травмы ловить их и снова крепить на штатные места.
Время шло незаметно и уже прошло 18 часов!
Качка стала понемногу уменьшаться, вода перестала заливать вентиляцию, и крен также перестал валить корабль с борта на борт. Вой ветра перешёл в стойкий, долго непрекращающийся гул. Стихия устала бороться с нами и
взяла другое направление! Шторм стал постепенно утихать…
Он подержал нас в своих смертельных объятьях и помчался дальше искать себе очередную жертву!

Эпилог.

Вспоминая эти тревожные дни не хочется проводить параллели между
погибшими рыбаками и нашей борьбой с морской стихией!
Рыбаки были обречены, они не могли бороться при морозном штормовом ветре, когда дубеют пальцы рук и невозможно ничего предпринять!
Сильный мороз и штормовой ветер дополнили картину трагедии.
Ужас этого ада ещё и в том, что началось обледенение, которое остановить невозможно, а судно тащит за собой рыболовную снасть!
Самую страшную и мучительную смерть приняли отдыхающие моряки в каютах и члены машинной команды, которые не имели ни времени, ни
возможности выбраться наверх при опрокидывании траулера!
Просто мысленно представил, что думали и о чём молились в эти моменты моряки - помочь Всевышнему выжить в этом аду, перед глазами проносилась
прежняя счастливая Жизнь, глаза и лица матерей, детей и жён…
Преклоняю голову перед памятью погибших моряков и никакие слова
сожаления и сочувствия не смогут скрасить горечь утраты семьями своих
сынов, отцов, мужей, братьев, друзей! Эта утрата невосполнима!
Красивая традиция - бросать в море венки из цветов в память о
не погребённых моряках! Родные, близкие и знакомые моряков с «Онеги»
бросили эту цветочную дань в холодные воды Баренцева моря.
Мысленно присоединяюсь к этому обычаю и бросаю свой венок памяти
погибшим морякам! Вечная им память!

Как всё это понятно, как печально и трагично, но стихия беспощадна, она не знает жалости, моряки бессильны перед ней и им досталось только одно:
УХОДИТЬ В ВЕЧНОСТЬ!

АНАТОЛИЙ АКУЛОВ

Комментарии

1Вадим Малошенко29.01.2021 23:15
Толя, Здравствуй! Прежде всего я преклоняю голову в память погибшим морякам рыболовного судна "Онега". Утрата для родных, близких и друзей 17 погибших моряков невосполнима. Рыбак- дважды моряк. Тяжесть рыбацкого труда значительно увеличивается при работе на промысле в сложный метеоусловиях (шторм, сильный мороз, обледенение судов) в нашем Баренцево море в Полярную ночь, особенно, когда судну негде укрыться от непогоды ( как было в момент крушения судна). Стихия была коварна и беспощадна, она в один момент опрокинула судно на 180 градусов, отрезав путь морякам для спасения своих жизней. 17 моряков героически погибли до конца исполнив свои служебные обязанности. Спасибо Анатолий за твой рассказ. Думая, что многие моряки также отдадут дань подвигу экипажа р/с "Онега". Бывший старший механик Мурманского тралового флота Малошенко Вадим
Ответить
2Акулов Анатолий30.01.2021 16:32
Валик, привет!Да, остаться равнодушным после этой трагедии невозможно, и поэтому, в меру своих скромных литературных возможностей, написал это посвящение погибшим морякам и тоже склоняю голову в память о них!Надеюсь, что каждый неравнодушный моряк-рыбак, прочитав очерк, не обойдёт вниманием этих героев моря! Светлая и вечная им память!
Ответить
3Виктор Самохин31.01.2021 18:28
Анатолий, приветствую тебя! Всегда очень тяжело узнавать о трагической гибели рыбаков. Много лет работал я на рыболовных судах, всякое бывало: и тонул, и горел, и сутками боролся с обледенением судна, и все это в условиях постоянной качки, тяжелой работы по 12 и более часов в сутки, разлуки с семьей и близкими. Мы сами выбрали такую профессию - моряка. Очень жалко ребят. Вечная им память!
Ответить
4Акулов Анатолий02.02.2021 17:02
Здравствуй, Витя! Спасибо за добрые слова в адрес погибших моряков!Да, мы сами выбирали эту профессию, и многие из нас прочувствовали этот нелёгкий труд в море, обледенение, шторма, но нам повезло - мы выжили! А вот этим парням пришлось выпить горькую чашу до дна и больше не радовать своих родных и близких им людям возвращением домой, к родным берегам! Поэтому и склоняем мы головы в их память, помня, что они ушли в вечность вместо нас! Пусть вода будет им пухом и Вечная им память!
Ответить
5Катерина05.02.2021 19:27
Здравствуй, Анатолий!Прочла эту сухую сводку в газете «Север. Реалии» и в твоем очерке. На сводку в газете никаких эмоций у газетчиков и сколько откликов на твой очерк, потому что пишут те, которые сами не раз испытали радость счастливого спасения жизни на себе. Никакие слова не дают утешения, уменьшения душевной боли и тоски по родным погибшим морякам их близким. Со смертью моряков жизнь оставшихся в живых близких превращается в тяжелые испытания. Родителям, женам, детям придется начинать жить сначала. Родители уже никогда не увидят своих сыновей и с этой мыслью придется жить, правда легкой эту жизнь не назовешь, это невыносимая постоянная боль утраты самого дорогого родного человека. Это горе будет жить с ними до конца их дней. Может у кого это был единственный сын, их надежда и опора. Жены поймут тоже, что радости возвращения из рейса им уже никогда не испытать, не на кого надеяться, что нужно самим становиться кормильцем семьи, а это не просто. Детям сразу нужно становиться взрослыми и быть поддержкой семье, а не потребителем. Попросту говоря. Жизнь всех, связанных с погибшими, перевернется вверх дном. Вопрос: « Как жить дальше» - будет у всех. Ответы подскажет жизнь. Очень желаю всем им чтобы Господь их поддержал в их горе и они нашли правильные решения продолжения жить дальше. Склоняю голову перед мужеством погибших моряков. Они тоже хотели жить! Погибшим морякам вечная память!
Ответить
6Акулов Анатолий06.02.2021 18:17
Здравствуй, Катерина! Спасибо за добрые и проникновенные слова в адрес погибших моряков! Приятно сознавать, что такие трагедии волнуют и затрагивают не только сердца бывших моряков, но и женщин, далеких от морских тем и связанных с ними событий! Да, ты правильно и чётко определила грань между погибшими и оставшимися без кормильцев семьи, детей, матерей, жён, им труднее и больнее пережить такую утрату. Ты потеряла сына и как никто другой разделяешь их боль, такое не каждому дано, очень ценю в тебе это качество! Надеюсь, что Господь услышит нас, увидит слёзы родных и поддержит их в горе! Желаю тебе крепкого Здоровья и всего наилучшего! С уважением, ТОЛЯ.
Ответить
7Поломарчук Анатолий06.02.2021 23:05
Привет, Толя. Спасибо тебе за слова сочувствия, всвязи с гибелью экипажа траулера "ОНЕГА". К сожалению, несмотря на прогресс человеческого рода в познании и освоении окружающего нас мира, морская стихия продолжает собирать свою "дань". Вспоминаю 1965 год, Берингово море, январь м-ц, большую группу промсудов накрывает жесточайший шторм с мощным облединением. Погибают четыре траулера с экипажами. Труд рыбака-моряка несоизмерим с круизными путешествиями, требует значительной отдачи сил, хорошей морской практики. Мы все живые отдаем дань мужеству погибших, выражаем глубокое сочувствие близким и родным и надеемся, что семьи погибших не будут забыты.. В дань памяти об погибшем экипаже, надо полагать, руководство установит в порту прописки судна памятник, или памятный знак. С уважением. Анатолий. Пенсионер. Бывший капитан-директор ПБ.
Ответить
8Игорь06.02.2021 23:29
Толя, Здравствуй!Я также преклоняю голову перед погибшими моряками судна "Онега"Вечная им память!Наверное, всем нам в нашей морской жизни приходилось сталкиваться с авариями, пожарами, штормами и так далее.Я лично попал в жесточайший шторм на Большой Ньюфаундлендской банке в районе гибели" Титаника". Штормовой волной была срезана часть фальшборта и воздушный гусёк топливного танка. За короткое время крен судна достиг 37 градусов на правый борт Пришлось срочно принимать балласт в танк левого борта, где было 60 тонн дизтоплива. Таким образом удалось выравнять крен. В следующем рейсе на моей вахте произошел пожар в отделении главных дизель генераторов. Дизельное топливо попало на компенсаторы выхлопного коллектора. Лопнула манометровая топливная трубка К счастью, пожар сразу потушили благодаря тому, что вахтенный моторист в это время находился около очага возгорания. В последствии на всех судах типа " Сибирь" завод установил дополнительные короба вентиляции в отделении ГД и произвёл дополнительную изоляцию газовыхлопа всех ГД. На переходах в МО выставляли противопожарный пост из числа палубной команды И последнее:Наше судно в Кольском заливе из- за человеческого фактора столкнулось с однотипным судном. Один человек погиб, суда получили большие повреждения. Капитаны были осужденыПрофессия моряка всегда была опасной и подвергалась угрозами риска для жизни моряков. Трагедия и катастрофа судна "Онега" произошла по моему мнению из-за того, что работала в штормовую погоду и вела промысел рыбы, плюс обледенение Наверное, нужно было отрубить вожак, выпустить улов и аврально окалалывать лёд Укрыться в этом районе было нельзя, так как это особая зона и гражданским судам туда вход запрещён. Не понятно, как такое судно работало более 40 лет. Обычно документы на годность плавания Регистром выдаются максимально до 30 лет Поэтому, судно " Онега" должна бы быть списана и разделана. Повторяю- это мое личное мнение, но людей уже не вернуть.Ещё раз соболезную родным и близким погибших моряков.Светлая и вечная им память!Бывший главный механик судов" Севрыбхолодфлот" и треста "Севморнефтегазгеофизразведка" Игорь Самохин.
Ответить
9Акулов Анатолий07.02.2021 14:19
Здравствуй, Толя! Благодарю тебя за сочувствие и понимание памяти погибших моряков тому, что ты отдаёшь дань уважения ушедшим в вечность! Тебе, как капитану, наверное больше, чем кому бы то ни было, понятна та ответственность за жизнь в море при штормовых и аварийных состояниях судна и те усилия, которые прилагает экипаж при борьбе с не знающей пощады морской стихией! Они сделали всё, что смогли, но обстоятельства оказались выше человеческих сил! Так бывает! Надеюсь, что руководство этих героев найдёт возможность отметить их подвиг установкой памятного знака или какого другого памятника в память погибших моряков! Светлая и вечная им память!
Ответить
10Акулов Анатолий07.02.2021 14:48
Здравствуй, Игорь! Большое спасибо за понимание и добрые слова в адрес погибших моряков! Недавно исполнилось 40 дней гибели, так что их души отправились в своё неведомое нам странствие. Да, наша морская профессия всегда была на грани риска и тебе, прошедшему такую школу морской жизни, понятна эта ситуация и ты можешь даже предположить, что произошло на судне в момент трагедии. Здесь много факторов, которые сложились не в пользу экипажа - и штормовой ветер, и оледенение, невозможность укрыться в безопасном месте, а вот было ли время на освобождение от рыболовной снасти, сказать могут только оставшиеся в живых. Ведь следствие по этому вопросу, надеюсь, ещё не закончено и специалисты сделают выводы, почему судно быстро опрокинулось! Нам остаётся только пожелать родным и близким стойкости, а погибшим морякам светлой и вечной памяти!
Ответить

Добавить комментарий

92136 66583 23065