Один рейс на Джорджес-банку

02.04.2019 20:531557

Транспорт-рефрижератор «Ботнический залив» ночью в январе 1972 года вышел из порта Таллинн. Транспорт шёл знакомым путём, оставляя за кормом остров Борнхольм, Копенгаген, мыс Скаген и пройдя Северное море, через пролив Ла-Манш вышел в Атлантику.

Транспортный рефрижератор "Ботнический залив"

Отсчитав первые 2000 миль и получив по зубам привет от Нептуна в виде шестибального ветерка и небольшую волнушку в два-три метра высотой, «Ботнический залив» начал учтиво качать свой полубак в знак уважения к богу Морей и Океанов.

Стоял конец января, и Нептун легонько поддувал с норд-оста прохладным ветерком. Проложили курс через Атлантический океан к берегам США.

Символом перехода стал морской альбатрос. Три дня нас трепал шторм, затем Нептун запер всех Бореев в ветряные стойла. Море штилело, солнышко начинало садиться в темнеющую морскую гладь и лёгкие тучки на горизонте чётко очёркивались солнечным орнаментом.

Над судном повис морской стражник альбатрос! Почти не шевеля двухметровыми крыльями, которые обтекали потоки воздуха, прогретые солнцем, альбатрос шёл над судном, не отставая и не перегоняя его, как будто стал нашим другом или ангелом-хранителем. Этот кадр остался у меня на всю оставшуюся жизнь!

Альбатрос шёл с судном почти двое суток. Никогда суда не сопровождали больше одного, максимум двух этих скитальцев морей, которых никогда, ни один моряк, любящий море, не пытался поймать или пристрелить….

Сколько не смотрел на их полёт, я ни разу не видел движения их крыльев.

Альбатрос в полёте

Плавно поднимаясь и опускаясь, альбатросы шли с судном на вертикальных воздушных потоках вверх или вниз.

Это был сказочный переход, Атлантика отправила Нептуна в отпуск, а с юга шла приличная волна - видимо был шторм у Азорских островов баллов на восемь-девять. Шесть суток транспорт качался на бортовой волне, а на седьмые сутки встретил эстонскую плавбазу «Фредерик Шопен».

Плавбаза шла с Джорджес-банки домой, в Таллинн. Легли в дрейф, в паре кабельтовых друг от друга. С транспорта спустили на воду моторный вельбот и четырёх человек на его борту: 4-й механик, третий штурман, артельный и матрос.

Вельбот пошёл к плавбазе на 3-х метровых волнах. Волну не взрезало форштевнем, а он плавно и мягко спускался по склону серо-зелёной волны и, подброшенный неведомой рукой, взлетал к гребню волны, раскланиваясь с океаном. По радио договорились обменять кинофильмы и получили согласие от старпома на обмен ящика сгущённого молока и десяти блоков сигарет на 12 банок рыбных пресервов.

Пресервы - сельдь спецпосола, слабосолёная, жирная, крупная, в 30-сантиметровых банках - оказалась продуктом превосходного качества. Обмен был нелёгким, но не швартуясь к борту плавбазы, с помощью сброшенного с её борта линя, с принайтовленного к нему резинового мешка с коробками фильмов и ящиком пресервов - это добро быстро разгрузили.

Мешок с начинкой из коробок фильмов и ящика сгущенки на лине ушёл на «Фредерик Шопен». Вельбот подняли на ботдек и, приветливо обменявшись гудками, суда разошлись своими курсами.

Мне нравилось наблюдать за стайками дельфинов, которые резвились под форштевнем транспорта, а другие неслись наперегонки с кораблём! У них есть свой командир, и они ныряют по команде! Метров десять-пятнадцать пролетают над волнами, шевеля плавниками, длиной до 20 см, а потом сразу ныряют за летучей рыбкой!

Через десять суток подошли к границе рыболовной зоны. За бортом кипела жизнь. В глубине хорошо видны целые косяки рыб, то находящихся в покое, то вдруг срывающихся и уносящихся прочь. Иногда на поверхности воды появляется треугольный плавник - это сельдяные акулы, один из самых распространённых видов рыб на Джорджес-банке.

Стармех даёт указания механикам

Район подводной банки Джорджес составлял 28 800 квадратных километров.

Это подводная мель в океане, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин. Банки являются сосредоточением морских биоресурсов, и являются одними из самых крупных в мире по площади и по рыбным запасам.

Первое упоминание о лове атлантической сельди встречается в хрониках Англии уже в 702 году и уже тогда сельдь служила источником благосостояния. Солёная сельдь (сухим посолом) была важным источником торговли ганзейских купцов, и не менее 350 лет на базе этой торговли базировалось морское могущество Ганзейского союза городов.

Вот что значила эта рыбка в те далёкие времена. Она была поистине «золотой» рыбкой! Но в XV веке подходы сельди к берегам Дании и Германии стали гораздо меньше и уловы стали катастрофически падать.
Сельдь стала в огромных количествах подходить к берегам Голландии и Шотландии. Промысел сельди сыграл огромную роль в развитии экономики Голландии, которая освоила мокрый посол сельди в бочках, на кораблях.

С XVII столетия морской промысел сельди развивается в Англии, затем больше всего сельди стали добывать в Норвегии. Наконец, в 1950-1967 годах наибольшие уловы сельди брали уже и в Советском Союзе.

С юга, вдоль берегов Северной Америки, вдоль огромного шельфового мелководья, которое и называется, Джорджес - банка, проходит мощное тёплое течение Гольфстрим, отклоняясь крутыми обрывами шельфа, к северо-востоку.

Наши рыбаки начали осваивать её ещё в начале пятидесятых прошлого века, и там всегда были огромнейшие запасы морской фауны: селёдки, скумбрии, тресковых, омаров, лангустов, креветок, кальмаров, осьминогов.

В районе Джорджес-банки собиралось до нескольких сотен рыболовных траулеров из Мурманска, Таллинна, Калининграда, Риги, Клайпеды, Ленинграда, даже из Одессы и Севастополя.

Из иностранных рыбаков там работали траулеры поляков, американцев, испанцев, англичан - рыбы хватало всем. Здесь процветал прибыльный промысел атлантической трески и палтуса, но со временем донные траулеры повредили коралловую и губчатую среду обитания морского дна и уловы значительно уменьшились.

Здесь встречаются два течения

В районе банки стоят почти круглый год плотные, густые туманы - с юга идёт мощная полоса течения Гольфстрим, а вдоль берегов по мелководью заходят холодные воды Гренландии.

На стыке двух течений всегда стоит туман, а рыба держится там, где имеется перепад температур воды и образуется много планктона. Иногда можно наблюдать удивительное явление природы - по тёмно-синим океанским волнам плывут длинные полосы ярко-оранжевых водорослей!

Эти водоросли тащит Гольфстрим, из Саргассова моря, моря без берегов, посреди океана, а просторы Джорджес - банки бороздили флотилии рыболовецких судов и плавучих заводов.

Радары, эхолоты, воздушные разведчики объединёнными силами ведут наступление на рыбу!

«Ботнический залив» лежит в дрейфе, - якоря не отданы и океанское течение движет наш транспорт вдоль восточного берега Америки.
Когда ночью поднимаешься на мостик, перед глазами предстаёт волшебная огненная картина! На многие сотни миль вокруг горят огни траулеров, транспортов, танкеров и прочего вспомогательного флота.

А на горизонте горит ярко-оранжевое зарево - это отблески от береговых огней и огней движущихся автомобилей близлежащей Америки! Над головой звёздное покрывало, тысячи ярких и неярких звёзд, они изредка падают за багровый горизонт и всё это странно перекликается с огнями на поверхности моря! Такое ощущение, что берег так близко от нас и вся эта рыбалка, с траулерами и другими судами, приснилась во сне, нет ощущения, что всё это наяву!

Находясь в этих широтах много рейсов на других судах, хотел бы отметить, что нигде и никогда не наблюдал закатов и восходов солнца такой красоты: с багровыми облаками, подсвеченными лучами солнца, с темно-вишневым закатным небосводом, с грозными чёрными тучами вперемежку с небесными облачками, словно случайно попавшими в эту пучину!

Игра красок природы была необыкновенна, и не каждый художник мог бы нарисовать эти картины, а мы наблюдали эту красоту, и она оставила в наших душах любовь к грозной силе и нежной красоте океана и небес над нами!

Слева и справа к нашим бортам пришвартовались два траулера. и полным ходом идёт перегрузка мороженой рыбы к нам в трюма.

Перегрузка рыбы на транспорт

По правому и левому бортам, как поросятки у свиноматки, тёрлись бортами о резиновые надувные кранцы-мешки до 12 метров длины и полтора метра в диаметре.

Они висят на цепях, не давая биться корпусам судов, друг о дружку. Стрелы грузовых лебёдок, как большие толстые удилища нависли над проёмами трюмов. Трюма у нас открыты и оттуда валит пар, в трюме минус семнадцать-восемнадцать градусов по Цельсию, а на палубе больше двадцати.

Полеты с ящиками мороженой рыбы обхватываются капроновой сетью и переносятся на наш борт, исчезая в чреве трюма. Через некоторое время сетка, наполненная стопкой картонной тары, переправляется на борт траулера. В трюмах работают в шапках, валенках и ватниках - холодно!

На траулерах, которые добывали здесь рыбу, происходило следующее.
За одно траление в течение 3-4 часов при хорошо работающем трале в него попадало 35-40 тонн сельди. Казалось бы, обработай этот трал, заморозь свои 30 тонн, свари из отходов сельди рыбную муку и всё! Нет!

Капитаны просто очумевали от шальной сельди, ставили ещё один трал и вытаскивали снова до 40 тонн! Зачем, почему? Так было, такова была истинная горькая правда! Жадности их не было предела!

Так были загублены многие миллионы рыбьих жизней! Эти всё было
непонятно ни тогда, ни сейчас, когда анализируешь их действия!

Может быть мне, как механику, недоступны были высшие мотивы такого поведения? И так поступало большинство из них и в следующих рейсах, которые мне пришлось совершить на рыболовных траулерах, с другими капитанами.

Выборка трала

Оставшаяся на палубе рыба, которую уже нельзя было пускать на заморозку (бункеры для мукомолок также были полны сельдью), смывалась за борт.

И вот такая картина: - у берегов Америки: лежит в дрейфе траулер, вокруг бортов плавает загнившая, смытая с палубы рыба, а в небе тысячи бакланов, которые так благодарны советским морякам за лёгкие завтраки, обеды и ужины!

Все породы чаек, кроме альбатросов, фрегатов и полярных крачек тучами летали над судами и кормились «от пуза», покачиваясь на небольшой, плавной, с отливом зелёного стекла, волне.

Часто в приловы попадало много ценных пород рыб, но на них не было ГОСТа. А если нет ГОСТа, то нет и цены. А если нет цены, то в СССР
никто эту рыбу не примет. И пускали эти ценнейшие породы рыб на муку.

Рыбацкий труд был не самым лёгким, что на палубе, что в рыбном цеху.
Но тяжёлый труд машинной команды, как ни печально, никому не виден, кроме нас самих. И это было всегда и везде. Я в этом убедился за долгое время работы в море.

Считалось, что рыбаки получают большие деньги. Но только со временем, когда я уже начал работать по контрактам на иностранных судах мне открылась истинная картина оплаты труда советских рыбаков.

Она была в десятки раз ниже оплаты труда рыбаков любого иностранного траулера. Цифры зарплат, которые получали иностранные рыбаки, просто поражали!

На четырнадцатые сутки, приняв от БМРТ больше 7000 тонн мороженой рыбопродукции и попрощавшись сиреной с флотом Джорджес-банки, взяли курс домой.

Северная красота

Ветров с Норд-оста, Оста и Зюйд-оста, благодаря Николаю Угоднику, не было, океан сопутствовал нам без штормов, с великолепными закатами и утренним сияющим солнцем с зайчиками по склонам волн, радостного, прозрачного, тёмно-зелёного с сквозящими, почти невидимыми синими отблесками света и великолепные, с двухметровым размахом крыльев альбатросами.

Через двенадцать суток, пройдя Ла-Манш, Каттегат и Скагеррак, оставив по левому борту Борнхольм, подошли на рейд порта Таллинн.

Здравствуй, Эстония!

Анатолий Акулов

Комментарии

1Виталий Шестаков08.04.2019 15:11
Прочитал с великим удовольствием. Рассказ вернул меня в мою юность. Осенью 1961 года, в свою первую промысловую практику, на БМРТ "Рудольф Блауманис" Рижского УЭЛ (управление экспедиционного лова) мы работали на Джорджес банке, ловили селедку. Я работал зюзгарем. Делали одно траление продолжительностью примерно 45 минут в ночное время, поднимали на борт порядка 40-55 тонн, выливали на палубу и ложились в дрейф для переработки улова. И вот эти тонны, стоя по пояс в селедке, надо было зюзгой (проволочный обруч на деревянном черенке обтянутый сеткой) перекидать через трубу высотой около метра вниз в рыбцех для переработки. Работали по одному, 12 часов в сутки, четыре через четыре. Т. е. каждый день мне приходилось перелопачивать примерно 25 тонн. Хорошее было время. Завалишь рыбой цех и к кормовому слипу. А там в свете прожекторов свободные от вахты ловили голубых акул. Иногда у них это получалось. Праздник был когда в прилове попадался омар. Конечно любовались красотами описанными автором. Это никогда не забудется. Чем хороши такие рассказы - написаны они очевидцем, с натуры, весьма профессионально. Для молодежи познавательно, для современников автора это как бальзам на душу, это возвращение в прекрасную юность, это грусть по ушедшей молодости, это ностальгия по прошлому. Вот сидишь и невольно, по доброму, улыбаешься, вспоминая те далекие и прекрасные годы. Так что низкий поклон автору, моему другу, за доставленное удовольствие и пожелание продолжать писать и на такие темы. С уважением Виталий Шестаков Капитан дальнего плавания.
Ответить
2Анатолий Акулов08.04.2019 17:24
Дорогой Виталий! Вот когда хочется вернуться в прекрасную пору юности, то тогда и пишешь рассказы на тему далёкой молодости, морского братства, верности дружбе - всем тем высоким моральным и душевным качествам, которые нам прививали в школе, в мореходке, в трудностях морской жизни! Конечно, в молодости, все эти трудности преодолевались легко, без надрыва, . Мы не хотели казаться героями, особенными, мы просто такими были - упорными, стремящимися к высотам морской профессии, умели отличать правду от фальши. Редко кто из нас изменял своей выбранной профессии и большинство добилось капитанских мостиков и главных механиков больших кораблей. С возрастом ушли на заслуженный покой, многие ушли в мир иной, а оставшиеся храним верность дружбе, морскому простору, океанской волне - с нами Бог и Россия!
Ответить
3Вадим Малошенко16.04.2019 22:06
Толя, здравствуй! Как всегда, твой очередной рассказ на морскую тематику воскресил в моей памяти те далекие семидесятые годы, когда мы, выпускники ХМУ начинали свои трудовые будни на БМРТ польской постройки в одном из наиболее перспективном районе промысла - Джорджес - банке. По обилию рыбы и по климатическим условиям, после промысла в Баренцево море, это был самый лучший район добычи рыбы. Даже постоянные туманы не мешали нам работать с полной отдачей: тралы всегда были полные рыбы, трюма быстро наполнялись рыбопродукцией, периодически мы менялись с судами кинофильмами, работали и отдыхали между вахтами. Со второй половины рейса уже начинали готовиться в переходу в родной порт Мурманск. В ночное время до горизонта были видны огни ни одной сотни траулеров Севрыбы и Запрыбы, а небо было усеяно яркими звездами. Время проходило очень быстро.Спасибо тебе, Толя, за твой хороший полный романтики рассказ, есть что вспомнить и кого вспомнить. От того периода нашей трудовой жизни остались самые прекрасные воспоминания. Твори и радуй нас своим творчеством. С уважением, Вадим Малошенко, старший механик, механик первого разряда ДВС.
Ответить
4Анатолий Поломарчук16.04.2019 22:16
Толя, вот когда начался отсчет девятого десятка жизни, прочитав твой небольшой и емкий воспоминаниями рассказ, я как-бы окунулся в лирику молодости, когда все было прекрасно: летающие рыбки, странники дельфины, вечно орущая летающая морская братия, лазурь океана, красоты восходов и закатов солнца. В общем душа поет и жить хочется. Твое правдивое описание полета вечного странника по имени Альбатрос, наряду с яркими буднями непростой жизни моряков, рыбаков заставляет память выудить из закромов нечто свое, сокровенное и теперь такое далекое. Спасибо тебе, дорогой, за твое творчество. Здоровья тебе и дальнейших творческих успехов. С уважением, Анатолий Поломарчук. Капитан дальнего плавания.
Ответить
5Акулов Анатолий17.04.2019 09:19
Вадик! Спасибо тебе, что нашёл время прочитать и написать комментарий на мой небольшой рассказ. Я озаглавил его: "Один рейс на Джорджес-банку", но таких рейсов на "Ботническом заливе" было много, а в этом рассказе я сконцентрировал общие впечатления от этих походов. Мы в те времена только начинали свои морские и рыбацкие странствия, нам всё было в новинку, поэтому и остались в памяти такие яркие впечатления. Жаль, что время бежит так стремительно и мы из молодых специалистов превратились в пенсионеров. Не хочется стареть, но душой мы молоды и мыслями снова в этих океанских широтах, на капитанских мостиках, в центральных постах управления кораблей! Не так просто прожить такую насыщенную событиями Жизнь и сдаться возрасту - мы ещё "повоюем"! Спасибо за память!, Здоровья тебе! С уважением!
Ответить
6Акулов Анатолий17.04.2019 09:35
Дорогой, Толя! Несмотря на то, что ты разменял девятый десяток своей Жизни - ты не утратил романтического отношения к морю, в обитателям океанов и к своей нелёгкой капитанской работе! Ведь редко кто из наших одногодков может снова воскликнуть: "Душа поёт и жить хочется!" - это дорогого стоит! А ведь именно эта романтика души и сопричастность к прекрасному и неповторимому миру морской стихии, с которой мы были неразрывно связаны многие десятки лет, давала нам силы преодолевать житейские трудности, штормовые непогоды и бури. Мы находили в этом что-то своё, нам понятное, близкое и отсюда выносили и укрепляли свои лучшие человеческие качества - любовь к ближнему, матери, женщине, детям, верность друзьям и много-много ещё хорошего, что и помогало нам жить и радоваться Жизни! Наслаждайся этим романтическим и прекрасным миром, имя которому Жизнь - чем больше, тем нам приятнее! Здоровья тебе и всего самого наилучшего! С уважением!
Ответить
7Катерина18.04.2019 22:26
Толя! В твой день рождения мои пожелания. Пусть все последующие годы жизни будут с прекрасным здоровьем, с душевной теплотой друзей и родных, с огромным количеством солнечных таллинских дней, с массой успешных свершений в творчестве. Пусть твой талант писателя процветает и приносит тебе радость.!
Ответить
8Акулов Анатолий19.04.2019 08:40
Катя! Спасибо за добрые слова и пожелания! Здоровье не самое лучшее, но не будем отчаиваться, унынию - Бой! Поддержка и внимание родных, друзей - это всё даёт мне силы для продолжения моей скромной творческой деятельности. Утешает то, что мои рассказы возвращают моих товарищей в молодость и тоже дают им правильный настрой на оставшиеся годы Жизни! Морская жизнь далась нам Всем нелегко и непросто, тем радостнее сознавать, что большинство из нас не сломалось, продолжает ценить даже те неимоверные трудности, которые нам достались и находить в них для себя поддержку именно сейчас, когда нам уже физически трудно! С тобой, Катя, тоже Жизнь последнее время, обошлась жестоко, несправедливо, но ты ведь не сломалась! Я просто восхищаюсь твоим мужеством и стойкостью - выбраться из таких передряг и оставаться Человеком! Желаю тебе крепкого Здоровья, долгих лет Жизни и Всего самого хорошего! Пиши, мой почтовый адрес kubansky42@rambler.ru. Я тебе послал поздравления с днём рождения на Одноклассники и на Таранец!
Ответить
9Катерина19.04.2019 21:09
Толя! Спасибо за все!
Ответить
10Катерина27.04.2019 18:55
Толя! Мои поздравления тебе в светлый праздничный день Пасхи!Здоровье пусть не огорчает тебя, пусть никакие невзгоды не придут в твою жизнь!. Радости твоей горячей душе! Храни тебя Господь.
Ответить
11Катерина01.05.2019 14:37
Толя! Думаю, что тебя из всех времен года радует весна больше всего и поэтому первое мая, не взирая ни на чьи запреты, остается праздником весны, с чем я тебя поздравляю и желаю тебе весеннего настроения, бодрости, самое главное хорошего здоровья!У нас цветут пышным цветом твои любимые абрикосы, деревья нашей юности.
Ответить
12Катерина08.05.2019 16:22
"Не вели, старшина, чтоб была тишина."Не вели, старшина, чтоб была тишина.Старшине не все подчиняется.Эту грустную песню придумала война.Через час штыковой начинается.Земля моя, жизнь моя, свет мой в окне.На горе врагу улыбнусь я в огне.Я буду улыбаться, черт меня возьми, в самом пекле рукопашной возни.Пусть хоть жизнь свою укорачивая, я пойду напрямикв пулеметное поколачиванье, в предсмертный крик.А если, на шаг всего опередив, достанет меня пуля какая-нибудь, сложите мои кулаки на грудии улыбку мою положите на грудь.Чтоб видели враги мои и знали бы впредь, как счастлив я за землю мою умереть!А пока в атаку не сигналила медь, не мешай, старшина, эту песню допеть.Пусть хоть что судьбой напророчится:хоть славная смерть, хоть геройская смерть -умирать все равно, брат, не хочется. (Булат Окуджава)
Ответить
13Катерина28.07.2019 22:06
Толя, здравствуй! Давно уже нет ничего нового. Очень беспокоит такая тишина. Желаю, чтобы у тебя было все в порядке.
Ответить
14Ecolimp02.10.2019 20:26
С интересом прочитал и рассказ, и комментарии! Я вашего поколения представитель, не рыбак, но на рыбопромысловой базе Мурмансельдь "Печенга" (на которой в 1962 побывал Хрущев, но я в это время был в Севастополе в отпуске) бывал и на Джоржес-банке в 1961-1962 годах. Там же, на Джоржес однажды побывал в гостях у своего однокашника на калининградской однотипной плавбазе (название запамятовал). Подробней здесь: ссылка
Ответить
15Акулов Анатолий13.10.2019 15:38
Прочитал рассказ о "Печенге" - интересно! Я свидетель всех этих событий, так как в своё время работал на Джорджес-банке на промысловых судах (читай мой рассказ - "Сельдяная экспедиция.) и проходил морскую практику на ПБ "Северодвинск" в 1961 году с заходом в порт Галифакс.Всего Вам доброго и крепкого здоровья! С уважением!
Ответить
16Владислав Дятлов12.12.2021 11:28
Анатолий, привет!С удовольствием прочитал твой рассказ.В 60-х я работал судовым механиком. Бывал и на БД.Сейчас тоже пишу.Удачи, Влад.
Ответить
17Akulov Anatoly12.12.2021 19:07
Привет, Владислав!Спасибо за добрые слова в адрес моего рассказа! Мы с тобой коллеги по морской профессии. С удовольствием прочитаю твои произведения - скажи где и как? Здоровья тебе и творческих успехов!
Ответить
18Прочёл Ваш рассказ. Неплохо написано,только много01.03.2023 12:34
Пиши мне в стихи. ру Зинченко В. С.
Ответить
19Anatoly Akulov04.03.2023 10:02
Добрый день, г-н Зинченко. Спасибо за комментарий, который мне показался слишком коротким. С уважением.
Ответить

Добавить комментарий

95532 69469 23575