Драма кубанской станицы Тихорецкой

18.07.2014 09:538426

Драма кубанской станицы Тихорецкой

Пришло время собирать камни, а это довольно неблагодарный труд, отягощённый воспоминаниями о моей казачьей родне, историю которой я решился обнародовать на склоне своих лет, на закате жизни. Многое мне рассказывала бабушка, но тогда как-то не верилось в то, что произошло в станице Тихорецкой.

Но недавно в районной газете «Тихорецкие вести» журналистом Ю. Ткачёвым была опубликована статья о Тихорецком восстании.

В моей памяти всплыли события тех далёких лет, о которых я уже подзабыл, но статья напомнила о тех кровавых временах, участниками которых были мои родные дедушка Алексей Акулов и его семья. Я постараюсь соединить в одно целое осколки тех событий, о которых мне рассказывала бабушка.

Из истории моего казачьего рода

Мой род Акуловых проживал в станице Тихорецкой, Краснодарского края. Я всегда задавал себе вопрос: «Что означает фамилия Акулов?» и, совсем случайно, в книге «Словарь фамилий» издания 1999 года прочитал расшифровку моей фамилии. Акулов - древнеславянская фамилия. Оказывается, бытовало на Руси такое имя Акила. В святцах Акила, в реальной жизни - Акула.

Оно пришло в наш язык из латинского - Ахилл (древнегреческий герой Трои) и означало "орёл". Женское имя - Акулина, оно означало - Орлица. Это и есть расшифровка моей фамилии: Акулов - Орлов. Мой прадед - Тихон Акулов, родился и жил в станице Тихорецкой, был крепким зажиточным казаком, имел семью из четырёх сыновей - Ивана, Алексея, Николая и Игната, которые были женаты. Вся семья жила в большом казачьем доме: родители, сыновья с невестками и маленькие дети.

Тихорецкие казаки

«Мой дом - моя крепость» - казаки с полным основаниеммогли подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Жили добротно, зажиточно, но много, много работали!

Семья Акуловых жила натуральным хозяйством, работали все от зари до темноты - мужчины, женщины, дети и особенно напряжёнными были весна, лето, осень, много пахотной земли и прочего добра, нажитого не одним поколением семьи Акуловых.

Только в зимние дни была возможность отдыха, но и в зимние вечера женщины пряли, вязали, мужчины чинили упряжь, обувь и готовились к весенней пахоте.

В хозяйстве полный двор: лошадей, коров, овец, свиней, птицы (куры, индюшки, утки, гуси), прочей живность. И всё это нужно накормить, напоить, убрать навоз.

Бабушка рассказывала о тяжёлом женском труде в семье и грустно приговаривала:
«Так я и не видела «белого» света в окошке, работа и работа, дети и бесконечные семейные обязанности. Питались хорошо, сытно, ни в чём отказа не было, но и радости мало от такого труда!»

Подворье кубанского казака

В глухие тёмные зимние ночи, когда мама дежурила в ночную смену в больнице (это было очень часто – так мама прирабатывала на жизнь), я залезал к бабушке под одеяло, а в ноги мы себе клали нагретый на плите чугунный утюг.

Утюг обматывали какой-нибудь тряпицей и так грели ноги по очереди.

По бумажной чёрной тарелке передавали театр у микрофона, и мы, затаив дыхание, слушали эти передачи про интересную и загадочную жизнь где-то там далеко, далеко… Иногда на ставни или дверь прыгала наша кошка, которую мы забыли впустить в дом, напоминая нам, что ей во дворе холодно!

Приходилось вылезать из под одеяла, открывать ей дверь и стремглав нестись обратно, наперегонки с кошкой, которая тоже примащивалась поверх наших ног, не рискуя лезть под одеяло! Кошки всегда жили у нас в доме, и, несмотря на наш скудный семейный паёк, мы всегда находили кусочек и для животинки!

Да, бабушка была очень жалостливая, видно и меня она научила принимать близко к сердцу чужую беду, за, что ей мой низкий поклон. Если честно говорить, то всё хорошее, что есть у меня – это всё от неё, бабушки Даши.
В комнатке светились раскалённые чугунные кружки от горящего угля в печурке нашей маленькой хатки. Лёжа у бабушки под мышкой, я слушал тихий грустный голос бабушки, рассказывающей о минувших событиях в станице Тихорецкой.

Бабушка Даша

Вся её семья были переселенцами из средней полосы России, из Курской или Орловской области и носили фамилию Посоховы, у бабушки была младшая сестра Арина, а вот братьев не было. Жили бедно, но дядя бабушки, Посохов, являлся зажиточным человеком и одним из самых богатых людей в станице.

В бабушкиной семье во всём полагались на своего богатого родственника. Он-то и выдал свою племянницу замуж, в семью казаков Акуловых. В молодости, в девках, бабушка Дарья не отличалась особой красотой, имела простое русское лицо, редкие прямые волосы, но была очень работящей и приглянулась семье казаков Акуловых, которые в станице Тихорецкой были дружной и крепкой казацкой семьёй.

Акулов Алексей, жена Дарья, её сестра Арина и дети

Как говорила сама бабушка: «Меня взяли в семью казаков Акуловых не за красоту, а за то, что я могла работать как лошадь и молчать, много не разговаривать!»

Выдали Дарью замуж за второго сына в семье Акуловых, за Алексея, которого она видела всего несколько раз и не мечтала выходить за него замуж, так как слишком велика была разница между бедной иногородней, так называли приезжих из России, и богатым местным казаком.

Сама бабушка говорила: «Алексей меня, может, и не любил, но очень жалел, никогда не обижал и не поднимал на меня руку!» У бабушки Даши с дедушкой Алексеем родились два сына, один из них, Николай, был моим отцом.

В казацких семьях было заведено жену держать в строгости и её нужно иногда покалачивать! Такого же семейного уклада придерживался и мой прадед Тихон Акулов, который требовал от своих сыновей, чтобы они по вечерам, после окончания рабочего дня «учили» своих жён.

Так вот, мой дед Алексей бил ремнём по сундуку и приговаривал: «Вот тебе за то, вот тебе за это и т. д.», а бабушка Даша, зажав рот платком, помирала от смеха и в перерывах жалобно стонала и покрикивала. Прадед Тихон, слышал эти крики и довольно потирал руки - в семье Акуловых полный порядок!

Как было поставлено «воспитание» и наказание в других казацких семьях, бабушка не рассказывала, но однажды была уличена в бане младшей невесткой, женой младшего сына Игната - Прасковьей. Бабушка рассказывает: «Моемся мы с Парашкой в бане, а она меня разглядывает и спрашивает, а где же синяки от побоев, вчера ты так громко кричала?» Как там бабушка выкрутилась, она мне не рассказывала, но глаза её при этом лучились смехом!

Кубанский казак готов в поход

Пришедшая на Кубань советская власть не захотела иметь таких тружеников, крепких и самодостаточных крестьян, воинов - землепашцев. Оно решило загнать их в колхозы и формировать новый тип крестьянина, который был чужд казаку.

Главнокомандующий вооружёнными силами Советской Республики Вацетис писал о казаках: «Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие…

Стремительное пламя должно пройти по Дону и Кубани, и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Чёрное море…»

Член Донревкома Рейнгольд докладывал Ленину: «Мы бросили вызов казакам, начав массовое их физическое истребление.
Это называлось расказачиванием; этим мы надеялись оздоровить Дон, Кубань, сделать их если не советскими, то покорными и послушными советской власти. Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен! Казаков, по крайней мере, огромную их часть надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически…»

Запрещалось само слово «казак», ношение традиционной формы. За нарушение - расстрел. Станицы переименовывали в волости, хутора - в сёла. Во главе станиц ставили комиссаров, как правило «инородцев» - евреев, немцев, венгров. У казаков изымалось любое оружие, облагали крупной контрибуцией, отбирали продовольствие и скот, по сути, обрекая людей на голодную смерть.

Тут же покатились и расправы. Террор к казакам, принимавшим участие в борьбе с советской властью? А кто не принимал, если была всеобщая мобилизация от 19 до 52 лет? Если кто-то и скрылся или отступил с белыми - казнили смертью.
Хватали стариков, служивших при царе в 1905 году. Кое - где начали освобождать землю для крестьян-переселенцев. Казаков выгоняли в зимнюю степь. На погибель.

Из дальних станиц к железной дороге на станцию Тихорецкую везли обозы с с отобранной у казаков пшеницей. Люди уже ожесточились от голода и были случаи открытого нападения на эти обозы. Советская власть продолжала расправу над кубанскими казаками. И настал тот день, когда у них наступил предел долготерпения.

С половины октября 1932 года по станице поползли слухи, что в Москве решили собрать всё молодое поколение края и направить его на Север.

Бабушка замолчала, а потом тяжело вздохнула, видимо все свои большие слёзы она уже выплакала намного раньше нашего разговора и снова стала рассказывать:

- Ночью к нам постучался в окно гонец из соседнего хутора и вызвал наших мужчин на какие-то переговоры. Мужичины вернулись только под утро, очень возбуждённые, сразу же начали готовить своё припрятанное оружие и готовить амуницию для верховой езды. Прадед Тихон на переговоры не ездил, но и не препятствовал своим сыновьям готовиться в поход или ещё куда-то.

Женщин в эту тайну не посвящали и они молча готовили своим мужьям узлы с провизией на предстоящую дорогу. А дорога оказалась не очень дальняя, на железнодорожную станцию в Тихорецк. Там восставшие казаки завладели узловой станцией и ликвидировали во всём районе советскую власть!

Прошли две недели, полные всевозможных слухов и трагических событий, когда то в одном, то в другом казачьем доме раздавались истошные крики и женские плачи. Это привозили убитых казаков со станции Тихорецкой, где шли тяжёлые бои местных казаков с красноармейскими отрядами.

Станция Тихорецкая

В доме Акуловых стояла жуткая тишина, словно предвещавшая что-то страшное и даже дети притихли, словно чувствовали приближение беды. И она пришла!

Эта ноябрьская ночь была такой же тревожной, как и все предыдущие, сон не шёл, и бабушка Даша рано утром вышла на крыльцо. Дом был двухэтажный, и с высоты крыльца хорошо просматривалась станица до самой околицы.

Алела утренняя заря, на горизонте показалась маленькая точка, которая скоро превратилась в телегу, запряжённую старой заезженной лошадью, и повернула к дому Акуловых. Сердце бабушки тревожно защемило, сердце застучало в унисон с цоканьем лошадиных копыт, чувствуя приближение беды. Знакомый станичный казак подъехал к воротам дома и, хмуро взглянув на бабушку, сказал:

- Ну, вот, казачка, принимай дорогой груз!

Он слез с телеги, подошёл к борту и откинул рогожу. На ватных ногах бабушка подошла к телеге и тут же грузно осела наземь. На дне телеги лежал убитый её муж Алексей и рядом с ним младший родной брат Николай.

Всё остальное вспоминается бабушкой как в тумане.

В воздухе повисли рыдания и плач, проклятия советской власти и жуткое молчание прадеда Тихона, в одночасье потерявшего двух сыновей. Он не пережил этого удара и вскорости умер от сильнейших переживаний, а вслед за ним ушла из жизни и моя прабабушка. Расправы над казаками и их семьями начались сразу же после разгрома восстания.

Бабушка рассказывала, как их всех выгоняли из домов, давали какое-то время на сборы и даже не разрешали забрать хлеб, посаженный в печь! Это были нелюди! Звери были благороднее их, в отношении к своим собратьям! Семьи сажали на подводы с ревущими детьми, довозили до железнодорожной станции, сажали в товарные вагоны и отправляли на Урал, в Сибирь! Так как бабушка Дарья была из «иногородних», бедных, то её и детей (один из них мой отец Николай) оставили в станице, не выслали.

Трупы убитых казаков валялись вокруг станции Тихорецкой, а пленных убивали на том же месте, где они сдавались в плен.
Бабушка замолчала, большие слёзы были уже давно выплаканы, и вся её последующая жизнь состояла из одних мытарств, трудностей и унижений.

Нет смысла рассказывать, как бабушка, оставшись с двумя детьми, выживала в то непростое, голодное время. Об этом столько написано. Не хочется сыпать соль на раны, но последующим поколениям знать надо. У бабушки Даши сложилась очень трудная жизнь после того, как убили мужа, моего дедушку Алексея Акулова и произошло разорение семьи Акуловых.

Грамоте её не обучили, а что могла делать неграмотная женщина с двумя детьми в то смутное время? Труд и только тяжёлый физический труд позволил бабушке выжить в трудные для неё и всего казачества времена. На Кубани строили дома из самана – это такой большой глиняный кирпич, который изготавливали веками проверенным способом.

На земле делали замес из глины, потом в него добавляли солому, заливали водой и начинали всё это месить ногами, чтобы добиться определённой однородной массы. В специальные деревянные формы забивали эту массу, а потом форму опрокидывали, и оттуда вываливался глиняно-соломенный кирпич. Вот эти замесы и месила бабушка своими ногами, а потом изготавливала кирпичи.

Бабушка Даша и внуки

Это очень тяжёлый труд, который не каждому мужчине по плечу, но другим способом заработать на жизнь бабушка не могла. Сколько было изготовлено саманов бабушкиными ногами, никто не считал, но много, очень много!

После того, как саман высохнет, из него выкладывали стены будущего дома, а саман потом нужно было оштукатурить глиной, только другого качества замеса.

И такую работу выполняла эта старая женщина, которой было уже за 60 лет, а она всё ещё продолжала работать, как в молодости, как лошадь… На этой работе она застудила ноги и потом страшно страдала от болезней суставов. Ничего даром не даётся, да бабушка и не надеялась на даровой хлеб.

Бабушка Даша была человеком необыкновенной доброты, природной скромности и такта. Она никому и никогда не отказывала и ей с удовольствием подкидывали своих детей и невестки, и родственники из станиц. Дети тянулись к ней, понимая своим умом, что бабушка всегда поможет, накормит, защитит!

Это всегда знал и я, так как бабушка жила со мной и моей мамой в двух маленьких клетушках, которые комнатами назвать было нельзя, а бабушка очень любила меня, видимо ещё и потому, что мой папа погиб на войне и вся любовь к нему досталась мне!

Внук Толя и бабушка Даша

Моя мама редко находилась дома - она или работала, а потом дежурила в больнице.

По ночам, когда не дежурила – тогда шила фуфайки, которые мы продавали на базаре станичникам и тем пополняли свой скромный бюджет. Ведь она была наша единственная кормилица и добытчица. Такие были времена!

Самое обидное было то, что пенсию за погибшего отца платили только мне, а бабушке не платили ничего, и рабочего стажа у неё не было.

Меня это всегда страшно возмущало, и когда я поступил учиться в Херсонское Мореходное училище, мама через Совбез добилась, чтобы пенсию за папу платили бабушке. Как она была счастлива, что под конец жизни ей платили какие-то денежки, и хотя эта пенсия была мизерной, но для неё это было значительной помощью.

Когда умерла мама, я работал в море, и мне пришлось бабушку Дашу отправить к моей крёстной маме, бабушкиной родной племяннице в Кубанский зерносовхоз. Свою часть дома я продал двоюродному брату, а вырученные деньги отдал своей крёстной маме, на содержание бабушки, и моя крёстная честно выполнила свои обязанности - очень хорошо ухаживала и помогала своей тёте.

К сожалению, бабушка ненамного пережила мою маму, и через год мне пришлось приехать к моей крёстной маме, так как бабушка была очень плоха. Она умерла на моих руках, и ей было 78 лет.

Пусть Земля будет ей пухом и как хочется, чтобы таких людей было на Земле больше!

Николай Акулов

Как всегда мы жалеем в том промежутке времени, которое называется старость, что в молодости не интересовались жизнью своих родителей, их историей жизни, интересами, друзьями, поступками, привязанностями, их отношением к жизни и определённым событиям, когда они были живы! О своём отце я знаю очень мало, а те сведения, которые я здесь привожу, почерпнуты из рассказов моей мамы и бабушки Даши.

Акулов Николай

Папа окончил школу в станице Тихорецкой, а после гибели деда Алексея Акулова и раскулачивания всей семьи, бабушка с детьми переехала из станицы в пристанционный посёлок железнодорожной станции Тихорецкая, где она купила маленький домик и поселилась вместе с сыновьями Николаем и Иваном.

Домик был маленький, но очень удачно расположен для того времени, рядом с рынком и недалеко от центра посёлка. Николай Акулов был очень любознательным и довольно грамотным для того времени молодым человеком. Окончил в Тихорецке фабрично - заводское училище, приобрёл специальность токаря-фрезеровщика и работал на местном заводе «Красный Молот».

Бабушка рассказывала, что он любил собрать у дома на скамейке соседей и читать им лекции по международному положению страны или последние новости из свежих городских газет - такая у него была сильная тяга к просвещению и желание просвещать других, редкое качество у молодого мужчины!

Через некоторое время Николай женился на соседской девушке, родители которой жили на одном участке с бабушкой Дашей, только в другом домике, в глубине двора. Весь участок был маленьким, но на нём ухитрились построить два небольших домика. Домик, где жили бабушка и мой будущий отец с братом Иваном, состоял из трёх комнат: одна зала метров на 12 и две маленькие комнатки по 5-6 метров каждая. Второй домик, который находился в глубине двора, был ещё меньше и там комнатки были поменьше, а жила большая семья Ганзулиных с дочерью Надеждой и двумя сыновьями.

Сейчас, по прошествии времени вспоминаешь эти «хоромы» и удивляешься, что как же скученно и бедно мы все тогда жили, но ведь жили, любили, учились, женились…

Вот и мой папа Николай влюбился в дочку соседей Надю и через некоторое время они поженились. Да только недолгим было первое супружеское счастье моего отца. Как-то он возвращался ночью с работы домой и увидел, что у нашей калитки стоит его молодая жена с каким-то мужчиной и мило любезничает.

Не говоря ни слова, прошёл мимо и, схватив в сарае топор, кинулся к калитке. Сердце матери, моей бабушки, ожидало какой-то развязки, так как она давно замечала, что молодая невестка часто любезничает с посторонними мужчинами, но сыну сказать об этом не посмела. Только когда увидела, что мой отец с топором двинулся к калитке, то кинулась на него, обхватила его руками.

Отец не мог сдвинуться с места, материнские руки были сильнее кандалов и он смирился, рассмеялся, поцеловал мать и отнёс топор в сараюшку! Молодая жена убежала к родителям, а папа не смог больше жить рядом с женщиной, которую любил, и которая его предала.

В республике Таджикистан жили какие-то дальние родственники нашей семьи. Отец через некоторое время рассчитался на заводе и уехал в 1940 году на Памир, крышу мира, в Таджикистан. В Таджикистане папа жил на стации Урсатьевской, Калининабадского района, Ленинабадской области.

Человек он был грамотный, и родственник порекомендовал его в местный военный комиссариат, где папа и работал до самого начала войны. Здесь он встретил мою маму, которая работала медсестрой в районной больнице, куда была направлена после окончания медицинского училища из города Кривой Рог, на Украине.

Акулов Николай и Акулова Вера

А 19 апреля 1942 гола появился и я, Акулов Анатолий Николаевич. Мама рассказывала, что жили мы в бараке, в одной комнате.

Когда папа возвращался домой, так он не мог дождаться дойти до нашей комнаты и кричал маме, чтобы она подавала меня ему через форточку. Хорошо, что форточки в бараке были большие, и он вытаскивал меня через них на свои руки! Всё же любовь к детям и Родине была заложена в крови казаков!

Это я об отце, который, несмотря на обиды, причинённые советской властью его семье, не стал отсиживаться в военкомате (на работников военкоматов была бронь) и сам написал заявление, чтобы его отправили сражаться с немцами на фронт! Никакие уговоры мамы, что у него маленький ребёнок и есть бронь, не сломили его! Он попрощался с нами и уехал в Семипалатинск, окончил курсы младших командиров по обслуживанию артиллерии и после окончания училища в звании старшего сержанта попал на фронт. Отец не питал ненависти к советской власти, а выполнял долг казака-воина - защищать свою страну от врагов!

9 мая 1943 года папа погиб во время сражения на Орловско-Курской дуге. Похоронен Николай Акулов в селе Большое Троицкое на Белгородщине, в общей братской могиле. Я дважды пытался разыскать место, где похоронен папа, но только во второй раз, когда уже отчаялся его искать, в селе Большое Троицкое, куда мы приехали, пришли пионеры, красные следопыты и показали мне место, где был похоронен папа. Сейчас в селе Большое Троицкое стоит большой памятник.

Под камнями, 129 человек, лежат там вместе. Вечная память Героям!

Моя семья у памятника героям

Вот такие воспоминания навеяла мне статья писателя и журналиста Ю. Ткачёва. Я попытался соединить в одно целое осколки тех событий, о которых мне поведала моя бабушка Дарья Акулова.

Читая многие материалы о судьбе казачества, и зная историю судьбы моего рода, невыносимо больно становится на душе за своих прадедов, за их искалеченные судьбы. Эта неизгладимая боль останется на многие поколения.

Привожу выписку из статьи Ю. Ткачёва о Тихорецком восстании.

В 1932 году город Тихорецк превратился в карательный узел с несколькими тюрьмами в центре и концлагерями в районе птицекомбината (ныне колбасный завод и мотодром) и на северной окраине (ныне район авиационной части), куда свозили для уничтожения "врагов народа" из Новопокровского, Павловского и других соседних районов. Везли сюда и схваченных в облавах "доходяг".

Юго-восточная окраина города - Козлова балка - стала местом расстрела людей. Убитых бросали в заранее приготовленные ямы. Из шести станиц Тихорецкого района выселили 233 "кулацкие" семьи (какие ещё "кулаки" после массовых ссылок 30-го года? Но ведь выявили бдительные активисты!).

В декабре 1932 года в зарубежной прессе ("Возрождение", "L'Ami du Peuple", в пражской "Народной Политике", в польской "Zycie Katolickie" и других) появились известия о восстании на Кубани в районе Тихорецкой, происшедшем в конце ноября. Советские же газеты не обмолвились о нём ни словом. С половины октября 1932 года для казаков наступили тревожные дни: стало известно, что в Москве решили изъять все активное молодое население области и направить его на Север. Очевидно, эти причины и стали поводом для выступления против советской власти.

Начали его казаки нескольких станиц, примыкающих к Тихорецкой (Фастовецкой). Во главе восстания стояли кадровые казачьи офицеры. Все способные носить оружие казаки явились на сборные пункты, чтобы принять участие в восстании. Оружие удалось получить путём захвата трёх оружейных складов. Были также пулемёты и бомбомёт. Местный гарнизон без сопротивления дал себя разоружить.

16 ноября в станице Тихорецкой собралось свыше 6 тысяч вооруженных казаков, а невооружённых - чуть ли не всё мужское население Тихорецкого района. После ночного боя с небольшим красноармейским отрядом восставшие заняли станцию Тихорецкую. Завладев этой узловой станцией, восставшие везде в районе ликвидировали советскую власть. Почти неделю захваченные территории оставались под властью восставших. Посланные ростовскими властями воинские части особого назначения (ЧОН) были разбиты с большими потерями: восставшим удалось за три дня захватить 4 полевых орудия, 11 пулемётов, несколько сотен винтовок и большое количество перевязочных средств.

Тогда к месту боя были стянуты войска из разных мест Кавказа, они пустили в ход артиллерию, танки и даже провели несколько газовых атак.

Несмотря на недостаток оружия, численное превосходство неприятеля, на большое число раненых и убитых, недостачу продовольствия и боеприпасов, восставшие сражались 12 дней. Расправа началась в первый же день после отступления повстанцев от Тихорецкой.

Расстреляны были все без исключения пленные, захваченные в бою. Повсюду вокруг Тихорецкой лежали трупы убитых казаков.
По приказу командования пленных убивали на том же месте, где они сдавались, даже не приводя в штабы на допрос. Как только пришли чекисты из ОГПУ, началась расправа над мирным населением. Расстреливали днём и ночью всех, против кого были малейшие подозрения в симпатии к восставшим казакам. Не было пощады никому: ни детям, ни старикам, ни женщинам.
В Москве было принято решение выслать всё население станицы Тихорецкой на Север в лагеря особого назначения. Всего к высылке были определены около 18 тысяч человек, то есть почти всё оставшееся население восставшей станицы Тихорецкой…

Анатолий Акулов

Комментарии

1***21.07.2014 18:03
Закрыв глаза, я вижу ихугрюмых, в шрамах боевых, -Таких могучих и суровых.Их поступь звонко тяжела, На лбу забота залегла, Но ищет взгляд просторов новых.Силен и верен взмах руки, Прямые плечи широки, Скупы слова, улыбки редки.Вояки с ног до головы -Они все были таковы, Во тьме исчезнувшие предки!За доблесть дел, за горечь ранИм песен не слагал баян:Их славный путь прошел украдкой.Лишь в старой записи, порой, Про подвиг чей ни будь лихойРасскажут сдержанно и кратко.
Ответить
2Сергей22.08.2014 22:57
Здравствуйте, Анатолий!Читаю Вашу историю, а по 1 каналу - шоу двойников, или какое нибудь поле чудес и т. п. Нас старательно оболванивают, обстругивают по кем то заданным лекалам, насаждают чуждые идеалы, старательно вытравливают из памяти наше прошлое, наших предков. Тем ценнее такие, казалось бы личные воспоминания, описание истории рода. Из еще одного Вашего рассказа люди узнают кусочек правды о своей стране, и может это подтолкнет кого то еще, так же как и Вас, поторопиться, расспросить родителей о своих корнях. Здоровья Вам, Анатолий! И спасибо!
Ответить
3Анатолий Акулов23.08.2014 23:29
Уважаемый, Сергей! Большое спасибо за комментарий и понимание того, какие события заставили меня обратиться к давно прошедшим, но неизгладимым из нашей памяти событиям! Без прошлого не будет будущего - фраза часто употребляемая, но очень верная!
Ответить
4Анатолий Гребенченко30.10.2014 19:30
Здравствуй Анатолий. С большим интересом прочитал твой документально-художественный рассказ о драматических событиях связанных с судьбами твоих дедов, прадедов, родителей. Прекрасное краткое, сжатое повествование, где ты вольно, или невольно раскрыл проблемы и страдания в годы становления Советской власти не только своих родственников и социальной прослойки на Кубани - казачества, но и всего российского общества. В повествовании поднят на обозрение читателей целый пласт печальных событий послереволюционного периода 1917 года, унесшего миллионы безвинных жизней с обеих сторон. Нам с тобой уже по 75 лет, из которых по 50 мы бороздили моря и океаны. Наше образование, несмотря на идеологические опусы тогдашней пропаганды, позволило изучить и разобраться в событиях описанных тобой в рассказе. На эту тему написано очень много, тем не менее читая очень удачно скомпанованную документально-художественную "драму" начинаешь задумываться, как случилось, что достаточно воспитанная и образованная интеллигенция (Ульянов и т. д.) пренебрегая объективными законами развития человеческого общества, закономерностью перехода из одной общественно-политической формации в другую, под знаменем демагогии коммунизма построили тоталитарное государство, в котором напрочь отсутствовали независимые демократические институты. Это мы все ощущаем до сих пор.Твой маленький рассказ, Анатолий, с глубоким смыслом. Произведение помогает хорошо понять истинную причину конфликта казачества и не только, с коммунистическим руководством СССР. Будь здоров Анатолий. Желаю попутного ветра в океане творчества. Анатолий Гребенченко.
Ответить
5Анатолий Акулов30.10.2014 20:02
Толя! Как здорово, что ты прочувствовал то, о чём мной написано в этом рассказе, так как идею его написания я вынашивал долгие годы. И только сейчас, под занавес своей жизни я выплеснул эту горькую правду на страницы своего рассказа. Здесь нет лжи, здесь отражены истинные события тех печальных дней, когда рушились устои казачества, истинно русского землепашества, и вместе с ними рушились семьи, рубился истинно русский, Казачий Корень, олицетворением которого был мой казачий род! И, не оставалось обид у истинных защитников России - когда пришла беда, они ушли воевать и ценой своих жизней спасли Россию и дали нам возможность жить дальше на этой Земле, чтить её традиции, понимать её боль и продолжать традиции казачества в своей жизни и в воспитании своих детей! В какой-то мере сегодняшние события на Украине всколыхнули мою память и заставили меня написать этот рассказ, в какой-то мере созвучный с тем, что происходит в Донбассе! Спасибо за понимание и хорошие добрые слова!
Ответить
6Лиля25.11.2014 19:56
Анатолий, с жадностью прочитала Ваш рассказ. Мой дед казак Слюсаренко Александр Иосифович, тоже уроженец станицы Тихорецкой (Фастовецкой), прошел трагический и сложный путь. Когда случилось восстание в Тихорецкой, мой дед жил в Ленинабадской области, куда его сослали, поэтому его не коснулась эта трагедия. Но в 1937 году его расстреляли. Моя мама - ей было 7 лет, когда его забрали - так и не узнала о его дальнейшей судьбе. Благодаря интернету, я увидала фамилию своего деда в книге памяти жертв политических репрессий, написала письмо и мне прислали из уголовного дела его биографию. Для меня и еще живых его детей было откровением все, что там было написано. Бабушка даже своим детям ничего про него не рассказывала, так была напугана. А я хочу знать о дедушке и о станице все больше и больше. Спасибо Вам огромное! Побольше бы таких рассказов!
Ответить
7Анатолий Акулов25.11.2014 20:51
Уважаемая, Лиля! Спасибо за добрые слова Вашего комментария! Мой папа тоже до начала войны жил в Ленинабадской области, где и я родился, а потом я с мамой вернулся в Тихорецк. Вот так жизнь разбросала нас по всему свету, а теперь мы по крупицам восстанавливаем истории своих семей. Узнавайте побольше о тех временах и делитесь своими сведениями со своими Земляками!
Ответить
8Татьяна01.05.2015 17:51
Здравствуйте, Анатолий. Меня эта страшная трагедия сильно потрясла. Тем более, что мой отец, Василий Фёдорович Батищев, и его отец, мой дед, Фёдор Семёнович Батищев, - ваши земляки, а я о них почти ничего не знаю. Мой папа в Приморье с начала 50-х. г., он женился и остался тоже, очень сильно любил нас. Акуловы были их соседями. Папа спрашивал о них, когда звонил крёстной. Может быть, однофамильцы? Ещё он упоминал фамилию Юферов (Вася, кажется). Если что, напишите мне. Заранее благодарю. Татьяна.
Ответить
9Анатолий Акулов01.05.2015 18:39
Здравствуйте, Татьяна! Спасибо за комментарий! Могу сказать одно, что в станице Тихорецкой жили только мои дед и прадед, семья Акуловых, так что ошибки быть не может. Насчёт Юферовых ничего не знаю, к сожалению. Расспросите Вашего папу - он может знает что-то такое, чего не знаю я. А мой эл. адрес: kubansky42@rambler.ru. Если будет, что написать, пишите, буду Вам очень благодарен. Здоровья Вам и всех благ.
Ответить
10София15.06.2015 12:37
Уважаемый автор этого очень многозначительного рассказа, благодарна Вам за то, что Вы не скрываясь под личиной псевдонима, высказываетесь о том многом, о котором другие молчали и молчат. Несправедливость не имеет границ и смерти. Она вечна, как и вечная борьба с ней. Удачи Вам в поисках сведений из истории жизни своих родных.
Ответить
11Анатолий Акулов15.06.2015 17:25
Уважаемая, Софья! Спасибо за оценку моего рассказа и добрые слова. Может это и банально звучит, но без знания прошлого не будет будущего, поэтому и попытался в рамках этого небольшого повествования рассказать о событиях, произошедших с моими родными в те далёкие, трагические годы и хоть как-то отдать память этим доблестным и героическим людям. Мне нужно было написать об этом - ведь если не мы, их потомки, напомним людям, как трудно было нашим родным и другим героическим казакам, то кто же ещё?
Ответить
12Игорь28.09.2015 20:06
Здравствуйте, Анатолий! Спасибо за правду! В поиске новостей по Интернету о Тихорецке случайно попал на ваш рассказ. Сам я родился в Тихорецке и вся родня там живет, вот и интересуюсь иногда, что там на родине.События описанные в вашем рассказе очень меня взволновали, так как многое касается и нашего рода. Родители замалчивали все, что касалось отъезда их из Тихорецка в 1948 г. Наверное было о чем молчать, чтобы сохранить жизнь свою и детей. Хотелось бы прочесть статью Ю. Ткачева. Если не обременит Вас моя просьба, подскажите, где ее найти можно. Вам творческого вдохновения.
Ответить
13Игорь30.09.2015 10:39
Просьба моя потеряла смысл уже. Пролистал Интернет и в "Проза ru" печатает свои произведения Ю. Ткачева. Много о Тихорецке тоже им написано с любовью к родным местам.
Ответить
14Юрий Ткачев23.12.2015 18:43
Спасибо Вам, Анатолий Николаевич, за публикацию этих воспоминаний. Случайно зашел сюда и прочитал их. Да, Советская Власть уничтожила все документы, связанные с Тихорецким восстанием казаков, но всё уничтожить не смогла. Правда всегда выйдет наружу. Вот и Ваши воспоминания - крупица сохраненной памяти о тех днях. Много ещё неясного и неисследованного в этой истории. А свидетелей восстания почти и не осталось.
Ответить
15Анатолий Акулов23.12.2015 19:08
Уважаемый, Юрий! Спасибо за комментарий и за Вашу статью о казаках, которая подвигнула меня на написание этого рассказа. В нашей семье многое знали, но молчали, боялись, что посчитают пособниками врагов советской власти. Мрачные годы несправедливых гонений на казаков прошли, но горечь воспоминаний будет всегда. Да, свидетелей этих событий почти не осталось, но живы Мы и будем рассказывать об этом своим сыновьям и внукам. Мой рассказ только крупица памяти тех дней, но если каждый выложит на страницы печатных изданий свои крупицы. Тогда и будет выпечен "пирог" нетленной людской памяти о тех грустных, но героических страницах в истории нашей Кубани!
Ответить
16Юрий Ткачев24.12.2015 08:46
Да, Анатолий. ТАКОЕ не должно кануть в Лету.
Ответить
17Stranik02.11.2016 05:14
В США есть казачество, я говорил с атаманом Ткаченко Евгением в госпитале Кливленда штат Огайо. Он говорит некому передать это дело. Мы с Верой Захарченко к нему заходили, её отец был атаманом он из под Анапы до него. В Сан-Франциско часто бывал в гостях у Плохутина, он из Аргентины казак донской. Недавно был у Екатерины Шереметьевой, её мама из Аргентины и она приехала, они из казаков Кубанских. Её муж сын графа Шереметьева, родился в Константинополе [Истамбуле], бежали все. Недавно убили моего друга, казак, его прадед из Кавказа. Казак был в охране шаха в Иране, его дед был офицер - казак, отец был генерал. Я смотрел фото, сидят русские женщины в мусульманской одежде в Иране. Я ему говорю: «Пойдем в церковь». Рядом церковь, но он так ни разу не пошел. Все как-то так, бежали, кто куда мог. По сей день, казаки не едут домой. Не верят, говорят коммунисты у власти. Говорю: «Да они ушли уже» Нет, не верят, Так вот их воспитали. Нет им доверия. Я видел их фото, много журналов их казачьих, здесь и книги. Сегодня была, писатель у нас пишет книгу о доме, который купил Лукин из Аргентины, где я с ней беседовал. Она говорит этот приют основали в 1820 году для бездомных еще до гражданской войны 1860 года, мы ходили с ней по двору, где кладбище, где озеро. Она пишет историю об этом доме, где жили нищие. Мы ей показали как из католической церкви сделали православную, она смотрела и радовалась, что это сохранили и заботимся, хотя вроде как мы не в общении, она из итальянцев, а мы русские. История такая получилась. Но у нас трагедия. Белые - это русские, которые воевали в Первую Мировую войну и им ударили в спину красные Лейба Троцкий и все кого он собрал. Здесь сказали, революцию сделали еврейские умы, латышские стрелки и русские дураки.
Ответить
18Анатолий Акулов04.11.2016 21:52
Уважаемый, Stranik! Спасибо, что прочитали мой рассказ и сообщили интересные сведения о жизни казаков за рубежами нашей Родины. Многие уехали, теперь там в основном их дети и внуки, которые (не все разумеется) мало интересуются, что в России сейчас происходит, поэтому и не верят и продолжают твердить о власти коммунистов. Эта пластинка уже заезжена и не играет, а шипит и издаёт искажённые звуки. Немало умных, добрых людей, несмотря на обиды, причинённые советской властью, приезжают в Россию, интересуются нашей жизнью и принимают посильное участие в её процветании. Мы уже давно стёрли красную черту, разделявшую русских на Белых и Красных, а ваши знакомые всё ещё носятся с этой ГНИЛОЙ ИДЕЕЙ разделения нашего народа. Мне они неинтересны и знать о них ничего не хочу, так как они как раз и принадлежат к этим русским дуракам! Продолжайте жить с этой трагедией, а мы идём к светлому будущему, с нами Бог и Русский мир в любой стране, где есть наш народ!
Ответить
19Игорь23.03.2017 00:31
Доброй ночи, Анатолий! Благодарен Вам за откровенный рассказ. Тема казачества для меня особая тема. Вы написали, можно сказать, "Книгу жизни казачьей семьи", написанную с такой теплотой о своих близких, с болью за те горькие для всего казачества дни расправы. Почему так происходило историки до сих пор боятся признать беспредел стоящих в те времена у власти. А с течением времени узнать истину становится еще труднее. Задело и меня выражение предыдущего комментатора. Если революцию сделали евреи и латышские стрелки (слова автора комм.), то по-одесски - "шо ж" они смылись и не пользуются своим сделанным. Оставили для дураков. Вот "дураки" и вытянули страну из дерьма в которую эти "умники" бросили. Почему мы должны принимать за истину то, что "ЗДЕСЬ СКАЗАЛИ". У нас своя правда и понять ее им все труднее. Вам спасибо за искренний рассказ, за твердость и уверенность в своих взглядах. Здоровья и успехов Вам!
Ответить
20Анатолий Акулов23.03.2017 12:08
Здравствуйте, уважаемый Игорь! Спасибо Вам за добрые слова и оценку моего скромного творчества. Если не мы, то кто же донесёт эту правду о казаках, верных сынах своего Отечества, которые положили свои Жизни за Россию и в гражданскую и в Отечественную войну! И велик дух нашего народа, который простил все издевательства и гонения над ним и в трудный для Родины час, отмёл обиды в сторону и стал плечом к плечу за свободу и независимость России! Даже когда начались события в Крыму, кубанские казаки, верные своим традициям, прибыли в Крым и помогали своим братьям обрести независимость - стояли на границе, без оружия, от бешеных нацистов с Украины. Это ли не показатель высокого духа и верности России? Мы должны быть твёрдыми, дух наш должен быть непоколебим и мы Всегда добудем Победу! Здоровья и долгих лет Жизни Вам и Вашей семье! Привожу высказывание князя Долгорукого о казаках, живших в Эмиграции: - «Нам, русским, нечего распространяться о казачьих доблестях. Мы знаем историческую колонизационную и окраинно-оборонительную миссию казачества, его навыки к самоуправлению и воинские заслуги на протяжении многих веков. Многие из нас, жителей северной и центральной части России, ближе познакомились с укладом казачьей жизни, найдя вместе с белым движением убежище в казачьих областях юго-востока России. В эмиграции мы оценили солидарность и спаянность казаков, выгодно отличающих их от общерусской "людской пыли"». (Князь П. Д. Долгоруков, русский).
Ответить
21Игорь02.04.2017 22:08
Доброй ночи, Анатолий! Благодарю за добрые пожелания мне и моей семье! Вот эту новость Вы как оцениваете.?Из репортажа корреспондента НТВ Михаила Антропова."Казаки всех стран объединились сегодня в Новочеркасске, где проходит Всемирный казачий конгресс. По такому случаю даже перекрыли центр города, где бравые усачи демонстрировали свою парадную форму. К торжествам приурочили и открытие после реставрации главного храма донских казаков, который освятил патриарх Кирилл.Никаких пустых амбиций, это действительно Всемирный казачий конгресс. Трагические события прошлого века разметали их предков по всей планете. Например, австралиец Симеон Бойков родом из забайкальских казаков. На конгресс он приехал с предложением давать российское гражданство тем, кто сохраняет казачьи традиции вдали от родины.Симеон Бойков: «Ведь если французским актерам раздают гражданство и боксерам, я думаю, что и казакам могут дать. Если сейчас мы этого не сделаем, то через 10 лет это будет сложнее. Поколение уходит, идет процесс ассимиляции».До последнего момента участие украинских делегатов было под вопросом. Но они все-таки приехали. Организация «Верное казачество» в Киеве сейчас находится на полулегальном положении.Леонид Маслов, атаман международной организации «Верное казачество»: «Ели бы мы чаще приезжали, чаще встречались, то не было бы вот этих страшных событий. Со временем это все пройдет, пена эта схлынет, потому, что мы братья-славяне, мы казаки».Одно из главных событий конгресса — освящение после реставрации Вознесенского войскового казачьего собора. Третий по величине российский храм находится в Новочеркасске. До Октябрьского переворота его еще называли вторым солнцем Дона. Купола и кресты собора в погожий день были видны за десятки верст. Для казаков этот храм — одна из главных святынь.На восстановление храма, сильно пострадавшего в годы советской власти, ушло 15 лет. Особенно сложной частью этой работы было восстановление внутреннего убранства, которое включает в себя более 200 картин. Освящал собор патриарх Кирилл, к приезду которого в Ростовскую область был приурочен казачий конгресс. И сегодня же на площади перед храмом пройдет парад казачьих сил."
Ответить
22Анатолий Акулов03.04.2017 11:47
Добрый день. Игорь! Очень рад, что казаки объединяются и провели свой Казачий конгресс! Также полностью согласен, что нужно выдавать российские паспорта казакам, которые это желают и делать это можно и необходимо! Только где же были украинские казаки, когда нужно было защищать от бандеровцев Крым и где они сейчас, когда уничтожают русских в Донбассе? Сидят тихо, как мыши и ждут, когда Россия, оболганная всей Европой и "партнёрами" из-за океана помогает всеми доступными мерами восставшему народу Донбасса! Поздравляю с освящением и восстановлением храма в Новочеркасске! С нами Россия и Бог!
Ответить
23Мария Анатольевна15.06.2018 05:59
Добрый день, Анатолий Николаевич. Вы, как многие казаки считаете, что вы иной, нежели русский, народ, однако, требуете русского гражданства для разъехавшихся соплеменников. Зачем оно вам? Или вы всё ж таки русские?А если казаки сплотятся и поднимут восстание против власти в Аргентине, или США или любой другой стране, думаете государство проявит толерантность и покорность, как избиваемые вами, ну, конечно традиционно, жёны?А жизнь ваша при Советской власти? Вы же и образование получили, и весь мир смогли объездить. Неужели нет ни капли благодарности?А объективно ваша семья не приняла Советскую власть и мужчины учавствовали в бунте, который подавили. Поэтому такая трагедия произошла и с вами. Казаки, не скатывайтесь до еврейства! Не требуйте себе особых прав, если вы не отдельное государсво и разбросаны по миру. Надеюсь на ваше благоразумие. С уважением, Мария Анатольевна.
Ответить
24Анатолий Акулов19.06.2018 13:03
Мария! Мне кажется, что Вы больны и Вам нечего делать - вот от скуки и кропаете свои литературные перлы и отвратительные советы казакам! Сами разобрались, сами воевали за свою Родину и сами определимся - кто мы и зачем живём на этой Земле! Займитесь воспитанием детей или внуком - будет больше пользы для России!
Ответить
25Елена16.03.2020 20:44
Анатолий, добрый день! Как можно с Вами связаться? Елена.
Ответить
26Акулов Анатолий17.03.2020 18:28
Добрый день! Мой эл. адрес: kubansky42@rambler.ru.
Ответить

Добавить комментарий

92304 66728 23088