Морской всадник

06.09.2011 19:0618081

SLOMAN RIDER

SLOMAN RIDER ("МОРСКОЙ ВСАДНИК")

После возвращения из 9-месячного контракта, который я отработал в Америке, уже не хотелось уезжать так далеко от родных берегов, семьи, друзей, знакомых.

Появилось определённое чувство уверенности, что ты можешь работать теперь и на иностранных судах, и в смешанных экипажах, и уже не так страшно общаться на английском языке, так как длительное общение с иностранцами, даёт такую огромную практику, которую не заменить никаким курсам изучения языка. И самое главное, что появилось отсутствие боязни говорить на английском языке, и отвечать на встречные вопросы, и появилось уверенность в общения на другом языке.

На «Мико» я попал работать без контактов с крюинговыми Таллиннскими компаниями, и теперь пришлось обратиться в одну из первых, которая образовалась много лет назад в Эстонии, и называлась она «Эсман». Заполнил анкеты, сдал их в администрацию компании, и уже через несколько недель мне предложили работать на контейнеровозе «Sloman Rider», принадлежавшем немецкой компании Sloman, который работал в Средиземном море и базировался на порты в Словении, Италии, Ливии, Алжире, Тунисе. Экипаж на контейнеровозе был полностью русским, из таллиннских моряков, это намного упрощало работу на судне, да и Средиземное море было не так далеко от Балтийского, нежели Карибское, а Италия, страна, которую мечтает увидеть едва ли не каждый моряк.

01 июня 1996 года, в 6.30 утра, лечу из Таллиннского аэропорта по маршруту: Таллинн- Копенгаген-Франкфурт на Майне - Любляна (Словения). 10 часов утра и самолёт приземлился во Франкфурте на Майне. Знакомый аэропорт, год назад я ожидал здесь своего рейса на Вашингтон, и почти сутки прождал в зале ожидания. У меня в запасе 45 минут, встал в очередь на перерегистрацию.

Очень медленно обрабатывают кассиры пассажиров, я смотрю на часы, и уже подспудно наплывают тревожные мысли, что могу не успеть сесть на свой самолёт. Наконец зарегистрировали мой билет, и начались мои неприятности. Здание аэропорта это огромнейшее помещение, а самолёты отлетают каждые 1-2 минуты, тысячи пассажиров, всё в движении. Ели не знаешь, что искать, здесь можно элементарно растеряться, а когда в запасе ещё нет и времени, то и подавно.

У меня так и случилось, что я не посмотрел на букву посадочных ворот и сел в автобус, который привёз меня не к месту моей посадки в самолёт. Водитель автобуса помог мне и одного отвёз к месту посадки моего самолёта. При проверке документов, полицейский обнаружил, что в моём гражданском паспорте нет въездной визы в Словению.

Я тряс перед ними всеми своими сопроводительными бумагами, но он был непреклонен. Послали меня к другому пропускному пункту, 500 метров пробежки с чемоданом наперевес, тот проверил бумаги, дал разрешение на посадку. 500 метров с чемоданом бегом назад, где непреклонный полицейский, с разрешения начальника, пропустил меня на посадку. По радио объявляют мою фамилию, рейс самолёта и требуют немедленно явиться на посадку. Кто бы видел моё состояние в этот момент - весь красный, потный от перебежек с вещами, с бумагами и билетом в руке несусь к месту посадки в свой самолёт.

Увы, не успел, и мой самолёт улетел. Стою весь мокрый, растерянный, объяснюсь с представителями властей, обеспечивающих посадку в самолёт. Вид у меня был довольно жалкий, но со временем успокоился, вернулся к билетным кассам, отметил опоздание и переоформил билет на другой рейс на Любляну, который улетал туда через 5 часов. Только в 18.30 сел в самолёт, летящий в Любляну.

Летим над Альпами, тумана нет, красота неописуемая. Внизу Дунай, другие мелкие реки, зелёные долины, луга - как в хорошей сказке. Это мне награда за бестолковую беготню.

Панорама города Копер

В 19:45 приземлились в Любляне: уютный, небольшой аэропорт, тепло, море цветов, красивые люди, все понимают по-русски, а мой встречающий агент ждал меня здесь все эти 5 часов, так как он приехал за мной из порта Копер, где находилось моё судно.

Порт Копер находится на побережье Адриатического моря, на границе с Италией.

Расстояние от Любляны до Копера - 120 километров.

Едем по великолепной дороге, петляющей между невысоких гор, вокруг много зелени, цветов, виноградников. Вдоль дороги и у подножий гор - 2-х или 3-х этажные красивые дома, ухоженные, в зелени и цветах. Приехали в город Копер, который находится на полуострове Истрия, Пиранском заливе.

Город находится в непосредственной близости от итальянской границы и города Триест.

Полуостров Истрия, который маленькое государство делит с Италией (город Триест), давно стал магнитом для туристов, и здесь невероятно красиво, и дешевле, чем в соседней Италии. За время своего существования Копер принадлежал грекам, венецианцам, франкам, австрийцам. В 8 веке на территории Копера поселились славяне.

Его брал Наполеон, а затем полуостров отошёл к Италии. После 1-й мировой войны Копер вместе со всем полуостровом Истрия перешёл Италии, в то время как остальная Далмация вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее Королевства Югославия. После 2-й мировой войны Копер вошёл в часть свободной территории Триеста, затем значительная часть итальянского населения эмигрировала в Италию, и свободная территория Триеста перестала существовать. Копер стал частью республики Югославия, а после распада Югославии город стал частью независимой республики Словения.

Вот такая сложная история была у этого города, в который мы часто приходили за грузом.

Морской всадник

Судно стояло в порту, и грузили в трюма, на палубу пакеты с пиленым лесоматериалом.

Встретился с капитаном, вручил ему документы и начал знакомиться с экипажем и машинной установкой. Судно немецкой постройки, 1979 года, построено в Киле, ФРГ. Два Главных двигателя типа «Дойтц», по 1010 э. л. с. каждый, три вспомогательных двигателя типа «Дойтц» и всё остальное оборудование с насосами, компрессорами, сепараторами и обслуживающими системами. В машинном отделении чисто, всё ухожено. Двигатели, механизмы, системы не запущены, что радует, будет возможность нормально работать, не так, как я работал перед этим контрактом, на сухогрузе «Мико», не зная сна и нормального отдыха.

Второй механик из Таллинна, моторист, тоже таллиннский, грамотный, исполнительный парень, работавший на судне уже не один контракт. Старший механик - Николай Петрович, из Таллиннского пароходства, грузный, оплывший мужчина, моего возраста, на судне работает уже несколько контрактов.

В немецких компаниях было принято, что новый старший механик должен был стажироваться, в течение двух недель, вместе со сдающим дела старшим механиком. Такая же стажировка предстояла и мне, а после изучения установки и документации, мы должны были доложить в компанию, и она даёт разрешение на вылет домой сдающему дела старшему механику.
Капитан - Борис Серафимович, из Таллиннского пароходства, моложавый, подтянутый мужчина, лет 50-ти, живой, общительный, мы с ним как-то сразу подружились. Старший помощник - Владимир, тоже лет 50-ти, молчаливый, немного мрачный человек, но его нужно было только разговорить, а потом трудно остановить. Весь остальной экипаж - боцман, повар, матросы - всего 11 человек.

За время постоянных посещений этого порта, в дальнейшем, в течение 5 месяцев, мы с капитаном часто ходили по его улицам, и хорошо изучили все достопримечательности этого городка. Старая часть города напоминает кварталы старой Клайпеды, узкие улочки, много всевозможных маленьких кафе, ресторанчиков, сувенирных магазинчиков.

Обычно на улицах мало людей, кафе и ресторанчики полупустынные, и здесь рады каждому посетителю, а мы за это время стали почти постоянными завсегдатаями некоторых уютных кафешек.

Городок Копер небольшой Зелёный, уютный, тихий, здесь в основном живут словенцы и небольшая часть населения - итальянцы. Почти все хорошо понимают русский язык.

Судно стояло на линии Копер - Маргера - Мальта - Триполи, один оборот из базового порта и назад, составлял 15 суток.
Маргера, итальянский порт, пригород Венеции, от которой до порта 10-15 километров. Здесь мы загрузились пакетами лесоматериалов, трубами, цистернами. Весь этот груз мы должны отвезти на остров Мальта, в порт Ла-Валетта, столицу острова.

ЛА-ВАЛЕТТА

МАЛЬТА. ЛА-ВАЛЕТТА.

Название происходит от древнефиникийского malat (гавань, убежище) и сохранилось в обращении от слова melitta (мёд), имени острова в античные времена, а также главного экспортного продукта в те времена.

Весь город расположен в гористой местности, это город-крепость и заход в порт проходил через довольно узкий проход, и попадаешь в большую бухту, забитую кораблями, яхтами и прочими водоплавающими средствами.

Ла-Валетта - столица республики Мальта, экономический и политический центр страны.

Названа в честь рыцаря, флотоводца, магистра Мальтийский Ордена де ла Валетта, который основал и защитил город от турок.

Все здания построены из местного песчаника, и весь город песчаного цвета, а с моря не видно никакой растительности.

Город представлял собой крепость, причём большая часть укреплений была высечена в скалах.

Вид на Ла Валетту с палубы судна

Пошли со вторым механиком в город по дороге, идущей от моря вверх, в горы.

По дороге мы не встретили почти никакой растительности, но самое удивительное, что по обочине дороги растёт укроп, выше человеческого роста. Это было так странно и так необычно, что, не веря своим глазам, сорвал укропину и попробовал на вкус, но вкус мне показался отвратительным, а запах тот же, родной и знакомый.

Многие называют Мальту игрушечной страной. И, правда, здесь нет ни рек, ни гор, а городом называют всего лишь две-три улицы с несколькими домами. Однако, в течение многих веков эти три небольших средиземноморских островка находились в самом центре драматических событий Европы, они вобрали в себя всё - и великую историю, и богатую культуру. Нет подобного уголка на Западе, где бы на таком малом пространстве было сосредоточено столько уникальных культурных памятников человеческой истории, Здесь имеются великолепные гавани с удобным портом.

На острове Мальта развито судостроение и судоремонт, налажено производство канатов и парусов, обработка металлов и дерева. Вот на таком замечательном острове мы находились, и теперь прогуливались по этим историческим улицам.

Центральная улица Ла Валетты

Улицы, действительно, необычайно нарядные, много цветов, магазинов, лавочек, здесь буквально каждый дом, каждый камень дышит историей. Много лавочек с сувенирами из стекла, камня, керамики, которые исполнены с хорошим художественным вкусом, не лишены оригинальности, но довольно дорогие. На всем протяжении улиц встречаются церкви и музеи, но так жарко, что нет желания посещать эти очаги просвещения и культуры, а хочется зайти в бар с кондиционером и выпить по бокалу холодного пива.

Так мы и сделали, зашли в приглянувшийся нам бар на одной из улиц в центре Ла-Валетты. Хотя на улице было очень жарко, но в баре, выпив по кружке холодного пива, сразу почему-то захотелось есть, и решили попробовать что-нибудь из местной кухни.

Мальтийская кухня, если судить по меню, которое нам предложили, очень близка к итальянской, много вторых блюд с макаронами и овощами. Решили заказать баклажаны, фаршированные кальмарами, с острой подливкой из трав, чеснока и оливок. На гарнир принесли тонкие макароны, присыпанные сыром и большую тарелку с резаными помидорами и сладким перцем. После второго бокала пива, это второе блюдо показалось царским по вкусу, он какой-то непередаваемый, оригинальный, который напоминал нам, что мы на острове Мальта, а не в холодной Эстонии.

Триполи

ТРИПОЛИ. ЛИВИЯ.

После выгрузки пустых контейнеров и части груза в порту Ла-Валетта наше рейсовое задание предусматривало наш следующий заход в порт Триполи, столицу Ливии.

Триполи - столица Ливии, государства в Северной Африке. Это наибольший город, главный морской порт и самый большой торговый и промышленный центр страны. Город расположен на севере страны, на побережье Средиземного моря.
Сюда мы привезли доски в пакетах, труб большого диаметра и разные контейнеры. Доски выгружает наша судовая команда, матросы, цепляют троса на судне, а стармех и капитан на берегу эти троса отцепливают. Работа не пыльная, но за неё отдельная плата.

Мы стоим на другой стороне бухты от главного города, но противоположная сторона хорошо просматривается - все старые крепости, новые высотные здания, а в ночное время мы наблюдали салют над городом, великолепное зрелище.

Его давали в честь какого-то юбилейного праздника освобождения, а от кого и когда освобождали, мы так и не узнали!

Днём продолжается выгрузка труб, а мы с капитаном сели в машину агента и он повёз нас в центр Триполи, так как пешком туда идти далековато. Мы будем потом ходить пешком по этому маршруту не один раз, так как в Триполи за время контракта будем заходить постоянно, и за 6 месяцев таких заходов было не меньше 10 раз.

Город разделяется на Старый и Новый город. Северо-западную его часть занимает Медина - Старый арабский город, который расположен на скалистом мысе и ограждён с двух сторон стенами. Архитектура старой части города - кривые узкие улицы, низкие, одно-двухэтажные дома с внутренними двориками и плоскими крышами.
Здесь же расположен арабский базар.

Утро, 9 часов, но солнце печёт, температура до +30 градусов, и всё ещё закрыто, кроме арабского базара, куда мы пока не рискнули идти. Мы терпеливо отходили по улицам один час, а в 10 часов стали оживляться улицы, открываться магазины и лавочки.

Триумфальная арка

Нас интересовали изделия из золота, которыми славится Триполи, а самое главное, здесь золото самое дешёвое во всём Средиземноморье. На доллары, которые здесь меняют из-под полы, очень выгодный курс для моряков.

Торговцы боятся, их очень строго наказывают, сажают в тюрьмы, но жажда наживы не останавливает их, и нас тоже, так, если поймают, то отвечать придется всем вместе.

Известно, что город основали финикийцы в 1 тысячелетии до новой эры. У греков он назывался Триполис - это название сохранилось и до сегодняшнего дня.

Чтобы спастись от жары, мы ходили по улицам, где у домов были галереи, укрывающие от солнца. Город застроен многочисленными мечетями, купола и минареты которых вздымаются над плоскими крышами Старого города. Когда выходишь или входишь в порт, можно увидеть ещё один памятник Старого города - древнеримскую Триумфальную арку, в честь императора Марка Аврелия.

Город большой, от площади и набережной - веером уходят улицы, на них 2-3-х этажные дома, синего или зелёного цвета, часто на стенах облупленная штукатурка.

Один раз за всё время посещений Триполи, посетили Европейскую часть Триполи. Она застроена высокими современными зданиями с традиционными арабскими элементами. Главные улицы города сходятся к центральной площади, здесь расположены административные учреждения, банки, офисы, магазины, рестораны.

В один из заходов в Триполи, мы нашли одну лавочку с золотыми украшениями, которые отвечали и нашему вкусу и продавались по цене, которая нас устраивала.

Мы имели доллары, которые прятали в укромных местах, потому, что при проходе через проходную нас могли подвергнуть тщательному досмотру, с раздеванием.

Конечно, мы рисковали, пронося с собой доллары, но желание приобрести ценные и красивые золотые вещи по бросовой цене за ливийские динары, было выше осторожности, и мы сознательно шли на эти нарушения. Та же картина могла быть и по возвращению на судно - идти нужно было через эту же проходную. Но бог миловал нас! Мы ни разу не попались! Доллары были обменены в лавочке, в задней комнатушке, с дрожащим от страха продавцом и, бледными от переживаний, лицами покупателей.
Украшения куплены, и все стороны остались довольны!

МАРГЕРА. ИТАЛИЯ.

Маргера - наш базовый морской порт, откуда мы начинаем свой кругооборот по другим портам Средиземноморья. Это промышленный район города Венеции, расположенный на берегу. Здесь образован крупнейший портово-промышленный комплекс, куда входят нефтеперерабатывающие заводы, судостроение, производство алюминия, стали, крупные мельницы, железнодорожный узел.

Городок Маргера очень зелёный, тихий, движения машин по улицам в дневное время почти нет, тишина, что очень странно, когда покидаешь судно и попадаешь в такой оазис.

Мы здесь загружались трубами большого диаметра, цистернами, разным оборудованием и везли все эти грузы на Мальту и в Триполи, где в них очень нуждались.

17 июня, когда мы вернулись из Триполи в Маргеру, я принял дела старшего механика у предыдущего стармеха, доложили в компанию и на следующий день он улетел в Таллинн.

Вот теперь я остался работать самостоятельно на судне «Sloman Rider» на долгие пять месяцев, до окончания декабря.
Следующим портом, после погрузки в Маргере, будет снова Ливия, порт Брега.

Рассказывать об этом порте нет смысла - небольшой морской порт, вокруг одни большие цистерны для нефти, нефтеперерабатывающие заводы и химические предприятия, которые видно и нуждаются в привезённом нами оборудовании и трубах.

После возвращения из порта Брега, погрузка труб, контейнеров и прочего оборудования для доставки его в ливийский порт Бенгази, с попутным заходом на Мальту и Триполи.

Морской всадник

БЕНГАЗИ. ЛИВИЯ.

О ливийском городе Триполи, в который мы так часто заходим, как и на Мальту, и в порт Маргеру, уже достаточно много рассказано, а вот теперь мы идём во второй по величине в Ливии, город Бенгази.

Своё имя, согласно преданию, он получил от мусульманского святого, по имени Бен Гази, который похоронен недалеко от городской черты. Это второй по значению торговый центр Ливии, численностью населения уступающий только столице государства.

Именно здесь находилась столица короля Ливии, что гарантировало Бенгази статус второй столицы страны. Много веков назад на месте этого города греки и римляне построили свои города, которые в результате длительных войн и времени пришли в упадок, частично были разрушены, а от некоторых ещё остались величественные руины.

Современный город Бенгази - это кварталы многоэтажных домов, очень неухоженных, краска и штукатурка облуплена, и среди этого однообразия попадаются, как некие яркие жемчужины, старинные красивые мечети

Панорама города БЕНГАЗИ

Жара стоит необыкновенная, +35-40 градусов, на улицах в основном встречаются мужчины, изредка попадаются и женщины, все закутаны в тёмные одежды, видны одни только глаза, многие под паранджой. Как они там дышат, бедненькие, не представляю!

Здесь, чтобы жениться, нужно отдать калым - 12 кг золота и 40 пар женской обуви, вот такую информацию мы получили от ливийских портовых грузчиков.

Мы наблюдали с борта судна, как в определённое время, в обед и вечером, около шести часов, ливийцы становятся на колени, на принесённые с собой коврики, поворачиваются лицом на Восток, и совершают молитву (намаз), часто кланяются и шепчут про себя слова молитвы. Никакие работы, никакие посторонние звуки не могут их оторвать от этого занятия. И ещё одна особенность в одежде. Мужчины носят странного покроя штаны, у них болтается средняя часть штанов. Нам объяснили, что мужчина может родить, если того пожелает аллах, и такие штаны должны быть, чтобы не потерять ребёнка.

Да, надо изучать не только Библию, которую редко кто из нас читал, но и читать Коран, может тогда нам не было бы смешно видеть мужчин в таких странных штанах.

Посетили несколько магазинов и заметили, что здесь очень дешёвая обувь и женская и мужская, по сравнению с Европейскими и таллиннскими ценами. В лавочках, где продаётся золото - цены на него в несколько раз дешевле, чем в Эстонии.

Тут очень странная система оценки валюты - если доллар менять официально, в банке, то один ливийский динар стоит три доллара, а если менять в лавочках, неофициально, то здесь все, наоборот: за один доллар дают три динара. Вот такая арифметика, а нам, морякам, очень эффективно и выгодно. Только всё время страшит мысль, что в Ливии существуют жестокое правило: если на обмене попадётся араб, ему отрубают руку, а иностранцам дают штраф до 1000$. Страшно, но всё равно меняют и мы, и арабы!

Один раз чуть было не случился инцидент. На проходной в Бенгази, при возвращении на судно. Нас было трое, и у моих товарищей проверили карманы, а я стою и дрожу - у меня в кармане около 500 динаров, которые я поменял на доллары. Мне сказали, чтобы я проходил, но потом, когда я прошёл и направился на судно, меня окликнули и велели вернуться. Деньги я ещё в городе, спрятал в плавки. Иду и молюсь про себя Николаю угоднику, чтобы он помог мне, выручил…

Подошол, проверили карманы, больше никуда не полезли, а я стоял бледный, ни живой, ни мёртвый, но вида не подал. Отпустили и мы вернулись на судно. Почему они меня не проверили более тщательно, не знаю, но бог мне помог, пришёл мне на помощи и отвёл от меня большую беду.

Могут наказать большим штрафом, а иногда сажают в яму. В общем, хорошего мало.

БЕНГАЗИ

Мы продолжаем изучать улицы Бенгази, хотя даётся нам это с большим трудом. У всех домов есть галереи, то есть, они специально построены, чтобы спасаться там от палящего солнца и дневного зноя.

Ничего особенно запоминающегося мы здесь не увидели и решили посетить арабский базар, о котором были столько наслышаны. Мы попали в галерею, длиной не менее двух километров, справа и слева десятки, нет, сотни лавочек, магазинчиков на любой вкус. У каждого магазинчика стоят лотки, на которых выложены товары: одежда, всевозможные ткани, ковры, всевозможная обувь, сувениры и прочее, прочее. Самое отвратительное, что здесь открытая канализация, и все жидкие отходы из всех мест и помещений базара сливаются в неё и, соответственно, пахнет не французскими духами, мухи роятся в вонючем ручейке, и от этой вони трудно дышать, и болит голова.

Когда вырвались на воздух из этой галереи, прошло немало времени, не менее двух часов, но решили посетить овощной рынок. Овощной рынок расположился рядом, и вот мы уже в середине этого зелёного и странного остропахучего рынка. Потом определили, что этот насыщенный запах идёт от кинзы, тмина, базилика, розмарина, чабреца, шафрана и ещё от каких-то неизвестных нам трав. Помидоры, огурцы, баклажаны, кабачки, перец и ещё несколько десятков неизвестных нам овощей навалены горками, прямо на земле, а травы лежат снопами, как и зелёный лук и чеснок. Покупатели, в основном женщины, так же укутанные в чёрную ткань. Возят с собой небольшие лёгкие тележки, на двух колёсах и с оглоблями.

У нас на Кубани такие тележки называют тачками, но у нас они гораздо больше, тяжелее и неповоротливее. Так вот, женщины покупают овощи не 1-2 кг, а десятками килограммов, зелень тоже покупают снопами, там же апельсины, гранаты, арбузы, дыни. Все укладывают в тележку и добросовестно волокут домой, впрягаясь в оглобли, заменяя собой ослика. С нами был повар, так он с ума сходил, при виде такого изобилия и такой великолепной свежести этих овощей и фруктов. Овощей и фруктов собирают несколько урожаев в год, а всё равно не хватает на всех.

Круглый год ливийцы выращивают картофель, капусту, лук, помидоры, лимоны, инжир и финики, виноград и гранаты, разнообразные по вкусу, цвету и размерам апельсины и мандарины, и другие местные цитрусовые фрукты.

Как нам объяснили в порту грузчики, то в Ливии строят социализм, и существует система распределения. Каждая семья получает от государства на месяц один-два мешка риса, муки, в зависимости от количества членов семьи. Зарплата у них невысокая, но мы не видели нищих и попрошаек, может, и бедно живут, но голодных мы здесь не встречали.

Мы ходили в город здесь в Бенгази и в Триполи, и в Брега, в Мисурате, и ни разу не почувствовали враждебного отношения к себе. Любопытства к нам не проявляли, скорее какое-то равнодушие, полнейшая незаинтересованность в контактах. По большому счёту заходы в Ливию не приносили нам особого удовольствия, потому, что по прибытию в любой из портов, на борт поднималось до 15 человек властей, полиции, пограничников и других служб, (так было всегда в советских портах). Они начинали проверки документов, кают, служебных и прочих помещений, особенно камбуза. Искали сигареты, порнографию и что-то ещё, нам непонятное.

Получив в подарок от капитана несколько блоков сигарет Мальборо, власти благополучно удалялись, унося трофеи, прихватив что-нибудь и на камбузе.

И так повторялось при каждом заходе в порт, даже если мы возвращались сюда же через несколько суток. Это была ливийская Социалистическая Система!

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО МАРКА

ВЕНЕЦИЯ. ИТАЛИЯ.

Уже прошла вторая половина июля, я уже месяц работаю самостоятельно на судне, и вот, при очередном заходе в Маргеру, пришлось предъявлять представителю Германского морского Регистра, Германскому Ллойду - технику безопасности в машине и оборудовании по очистке льяльных вод и специальный сепаратор - СТВ.

Предъявление прошло успешно, замечаний не было, и были получены документы для дальнейшей работы и эксплуатации СТВ.
Знаменитая Венеция находится на расстоянии 50 км от промышленного района Маргера, и многие члены нашего экипажа побывали в этом городе не один раз, много рассказывали о красоте и необычности города. Но у меня, за всё время наших стоянок в Маргере, всё не появлялось возможности посетить Венецию. И вот этот день настал, я еду в Венецию!

Нам сообщили в порту, что сегодня вечером в Венеции будет карнавал, а после завершения карнавала будет праздничный фейерверк.
Решили не пропустить такое замечательное событие, и с тремя моряками с нашего судна решили ехать в Венецию, и поучаствовать в празднике.

Город Венецию от Маргеры отделяет залив, по дамбе которого проложена дорога, которая и связывает Венецию с промышленным пригородом по названию Маргера, и между этими населёнными пунктами довольно интенсивно ходят автобусы.
Название города происходит от области Венетия, а та - от племени венетов, которые жили здесь в римские времена. Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено 400 мостов.

Венеция постепенно уходит под воду - с этим фактом столкнулись ещё древние жители, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова.

Мы прибыли на автобусе прямо в центр города, и, не успели вылезти из переполненного автобуса, как снова попали в толпу народа. Толпы туристов со всех стран мира наводнили улицы и площади Венеции, вокруг слышалась разноязыкая речь, толпа текла через мостики, на лодках, на катерах к центральной площади города, к площади Святого Марка, к набережной, там будет гулянье и праздничный салют.

На площади воздвигнут собор Святого Марка, в котором хранятся мощи святого Марка, украденные венецианцами в Александрии и размещённые в этом, специальном соборе.

Первое впечатление от города - очень старые дома, необычной архитектуры, лепка, разные фигурки людей и зверей, много всевозможных решёток и впечатление монолита, словно этот старый город выстроен сразу, а после разбит узкими каналами, улочками, лестницами, мостиками. Улицы тянутся бесконечной лентой, пересекаются маленькими улочками, идёшь- идёшь, и вдруг встречается маленькая площадь, на ней стоит кому-то памятник, или церковь, или храм. Все это узко, вверх, вниз - перекинуты мостики, под ними каналы, на каналах гондолы самых разных размеров, большие и малые, с моторами и на вёслах. Одни плывут степенно, медленно, с туристами на борту, другие проносятся быстро, поднимая волну и раскачивая гондолы.

ОТДЫХ НА НАБЕРЕЖНОЙ

У причалов стоят катера, там накрыты столы, всё украшено цветами и зеленью, звучит музыка, люди танцуют на палубе, поют - праздник!

Первые полчаса испытываем довольно странные чувства, в конце-концов, не каждый день выпадает возможность прогуляться по мощёным улицам города Венеция.

С наступлением ночи, гуляющие туристы преклонного возраста спешат скрыться в своих особняках, и улицы города наводняет молодёжь. Здесь и японцы, и европейцы, и гости из Африки, часто слышится русская речь. Гости праздника жизни прямо на улицах пьют коктейли на основе ликёра и белого вина, а в основном пьют пиво, которое тут же наливают в большие бумажные стаканы. Мы не отставали от веселящихся гостей, так как было душно, а мы уже очень устали, и искали любое место, где можно было бы присесть, но присесть можно было только на камни набережной.

На площади святого марка стоит много столиков, но желающих посидеть там почему-то мало. Я сел за столик, заказал бутылочку кока-колы, и через несколько минут официант принёс мне на красивом подносе бутылочку напитка, один стакан со льдом и долькой лимона, один стакан с соломинками для питья. Быстро, красиво и здорово, особенно учитывая чек, который мне дал официант - всё это удовольствие стоило всего 8$.

Рядом, в баре, эта же бутылочка стоила 2 доллара, но, что делать, я пил коку-колу на площади дожей, в Венеции.

БОЛЬШОЙ КАНАЛ

Теперь мне стало понятно, почему столики на площади пустовали.

На набережной уже море народа, здесь у причалов много иностранных яхт и мелких пассажирских судов, они также, как и на каналах забиты людьми, музыка уже не играет, а гремит, а крики веселящихся людей стали громче.

Через залив, на другой стороне, видны залитые огнями храмы и дома, и нам сказали, что фейерверк будут производить оттуда.

Перешли через мостик Ринальто, решили немного посидеть в рядом стоящем баре, и пришлось ждать не менее получаса, пока освободился один столик, и мы, чуть не ползком, добрели до него и плюхнулись на стулья.

Да, для нас, так долго не совершавших такие длительные пешие прогулки, всё это стало уже испытанием на выдержку, к тому же был июль месяц, в городе было очень душно, и одно из самых неприятных воспоминаний - это запах воды из каналов.

Живущим здесь венецианцам, этот запах может был и привычен, но нам, морякам, знающим, что такое свежий морской ветер, было просто трудно дышать здесь, и даже веселье, окружающая праздничная атмосфера, не могла забыть ни на минуту об этом.

Время приближалось к полуночи, и все стали усаживаться у воды залива и сдвигаться к тротуарам - кто на газетах, кто на одеялах, кто на принесённых с сбой разборных стульчиках, все ждут фейерверка.

ПОСЛЕДНИЙ МОСТИК

В 23.45 раздались первые выстрелы салюта, и залив озарился разноцветными огнями. Всё это нужно было видеть, стреляли с другой стороны залива и вверх взлетали ракеты, разрывались, и появлялись ослепительной красоты огни - зелёные, жёлтые, красные, яркие солнечные в виде цветов, звёзд, дождя, радуги. Вообщем, всё, на, что способно воображение человека - всё это было нарисовано огнями в чёрном небе!

При каждом выстреле и рассыпании ракеты, тысячные толпы людей издавали ликующие крики в едином порыве и сопровождали всё это великолепие аплодисментами.

Мы также орали и вздыхали со всей толпой, даже не замечая этого. Ракета взлетает, золотое разноцветное сияние на несколько мгновений озаряет ночное небо. Вспышка, и ракета рассыпается на тысячи разноцветных огоньков.

В 12.00 зазвонили колокола на церкви, и вот под выстрелы ракет появление цветной симфонии в небе оставляли в душе незабываемое воспоминание от этого великолепного зрелища, этого праздника жизни. Такое зрелище не забудется никогда!
От этого праздника осталось ощущение какой-то связующего звена между прошлым Средневековьем и нашим временем. Возможно, именно поэтому прошлое и будущее в городе гондол ощущается в равной степени. Венеция Казановы и Венеция современная не соперничают друг с другом, эти дамы прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга.

Если бы мы не были так уставшими, не так голодны, и не думали о том, что уже пора возвращаться на судно, то это чудесное зрелище в ночной Венеции было бы более острым, приятным и неповторимым. Фейерверк ещё продолжался, но мы решили возвращаться к автобусной остановке. Я шёл «без ног», а улицы казались такими длинными, и впереди было 14 мостиков с крутыми ступеньками, но мы шли, и нам придавали силы, рассыпающиеся в небе огни продолжающегося салюта.

Прощай, Венеция! Скоро ли и когда ещё предстоит встреча с тобой, но ты всегда останешься в моём сердце, как символ красоты, изящества и безудержного единения людей перед твоим лучезарным явлением!

Мы благополучно дошли до автобусной станции, но не стали ждать автобуса, а взяли такси, которое благополучно доставило нас к проходной морского порта Маргеры. Утром нам предстояло идти в порт Копер, за древесиной, которую здесь собирали в аккуратные штабеля, и их было удобно грузить в трюмы и укладывать на палубе.

Триумфальная арка Трояна

АНКОНА. ИТАЛИЯ.

В 11 часов утра, 4 августа 1996 года пришли в старинный итальянский город Анкона.

Анкона была основана много веков назад, и название города происходит от греческого слова, означающего «локоть». Гавань была защищена только мысом, по форме напоминающим локоть, и имела огромное значение во времена Римской империи, так как была ближайшей к Хорватии и Греции, и была расширена. Уже в средние века город был под властью Венецианской республики, Римской церкви. И только в 19 веке Анкона вошла в состав Итальянского королевства.

Город расположен на холмах, и порт начинается с хорошо сохранившейся римской Триумфальной арки, построенной в честь императора Трояна, под чьим правлением Анкона стала важным портом. Город Анкона сразу как-то нам понравился, он был настоящим итальянским городом, и по архитектуре, по духу, какому-то такому неуловимому ощущению, что сюда ещё не пришла современная цивилизация, здесь не было домов-коробок, троллейбусов и звенящих трамваев.

Текла размеренная, патриархальная итальянская жизнь, только в порту можно ещё было понять, что здесь стоят иностранные суда, которые пришли сюда и своим вторжением внесли сумятицу в размеренную жизнь этого города.
Анкона не «туристический» город, здесь нет огромного количества людей с камерами, здесь нет множества сувенирных магазинов, лавочек с непременными открытками города. Величественный Кафедральный собор стоит на холме, возвышаясь над портом. Отсюда открываются изумительные виды на Анкону и Адриатическое море.

Не посетить такой город было просто невозможно, и мы, в предчувствии получения положительных эмоций, отправились с капитаном в город.

Постояли возле Триумфальной арки, поражаясь тому, что столько веков может просуществовать такая каменная громада и не развалиться, а восхищать свои видом сегодняшних жителей Земли.

Кафедральный собор в Анконе

По дороге в центр города зашли в красивый, зелёный, ухоженный парк, там стояли чугунные красивые скамьи, для отдыха горожан. Чуть поодаль была воздвигнута импровизированная эстрада, вероятно используемая для местных торжественных мероприятий. Стоит бронзовая скульптура бронтозавра, непонятно для чего и по какому поводу, чуть дальше увидели большую площадь с памятником какому-то местному итальянскому сенатору. И в парке, и на улицах, и на балконах домов было очень много цветов, разных и ярких. Когда идёшь по улицам Анконы, всё время поднимаешься в гору.

Все сохранившиеся достопримечательности старой Анконы находятся на холме Монте Гуаско. У его подножия - площадь Республики, от которой улица ведёт к собору, чьё готическое великолепие поражает своим искусством.
Продолжая колесить по узким улицам и поднимаясь всё выше и выше, мы набрели на развалины римского амфитеатра.

Как-то странно себя чувствуешь, когда представляешь, что здесь было много веков назад - блеск, веселье, жизнью. Теперь здесь полное запустение, всё разрушено, камни, камни, но они, к сожалению, ничего нам не могли рассказать. Пусто, тихо, сквозь камни проросли трава, полевые цветы, розовые кусты, мы одни, где-то распевают птички.

Жалко, очень жалко, что отсюда ушла жизнь, и больше никогда сюда не вернётся.

По каменной дорожке поднялись на самый верх холма, на Соборную площадь, где возведен кафедральный собор Анконы, носящий имя святого Иуды Кириака.

Собор был открыт, и мы вошли под своды этого знаменитого собора. Начало строительства относится к 10 веку. Мы внимательно изучали все мемориальные доски внутри собора, которые хранили историю этого древнейшего святилища католиков. Он был построен на остатках языческого храма Афродиты, и скоро будет праздноваться его тысячелетие.
Фасад представляет большая парадная лестница, по которой мы поднимались в собор.

Арка поддерживается колонами, а передние колонны опираются на львов из красного гранита. Впечатление огромное, а ведь столько лет стоит, и восхищаешься его красотой.

Анкона

Справа, отдельно от церкви стоит колокольня, с которой раньше объявлялись новости. В соборе находится усыпальница епископов, урны с мощами знаменитых святых.

В 1615 году одним венецианским мореплавателем в качестве благодарности за спасение сына во время бури собору была передана картина с изображением Мадонны. Мы стояли у этой иконы, видно, что очень старая картина, и она до сих пор является предметом глубокого почитания верующими Анконы.

Конечно, я не большой ценитель искусства, особенно не разбираюсь в церковных реликвиях, и прочих предметах религиозного культа, но наши церкви, их убранства, мне всё же казались более праздничными, более нарядными, светлыми и духовными.

Кроме того, в соборе хранится большое деревянное распятие, представляющее собой большую художественную ценность. Оно датируется первой половиной 1ё5 века и согласно местному преданию, на всём протяжении последующих веков распятие чудесным образом вылечивало больных.

Мы вышли из собора нагруженные информацией и немного потрясённые тем, что словно побывали в прошлом города и кожей ощущали себя в ушедших далеко веках… Поднялись на смотровую площадку собора, и нам открылась удивительная панорама на город, окружающие его горы и огромный порт, даже рассмотрели своё судно.

Недалеко от смотровой площадки расположился уютный ресторанчик, с открытой терраской, увитой виноградной лозой и свисающими гроздьями настоящего, не бутафорного, винограда. Я даже отщипнул пару виноградинок, вкусные, сладкие.

Заказали по большому бокалу красного вина, и долго сидели в тенистой прохладе, под виноградными листьями и синим итальянским небом Анконы. Хорошо жить в Италии!

Вечером, когда вернулись на судно, получили указание от судовладельца - следовать в Хорватию, порт Корчула, за очередным грузом, который потом повезём в Германию

Корчула

ХОРВАТИЯ. КОРЧУЛА.

Это один из самых красивых островов Хорватии, с вековыми сосновыми лесами и буйной средиземноморской растительностью, сплошь покрывающей остров, отчего он со стороны моря казался чёрным. Так появилось греческое название - чёрная Корчула. Песчаные пляжи острова расположены в тихих, спокойных бухточках.

Жаркое лето здесь смягчает морской ветер, создавая идеальные условия для занятий водными видами спорта. Любители спорта и активного отдыха участвуют здесь в мировых состязаниях теннисистов и яхтсменов.

Хорваты гордятся тем, что великий путешественник Марко Поло родился в Хорватии на острове Корчула. В 12 веке рядом с островом произошло морское сражение между флотами Генуи и Венеции, закончившееся победой генуэзцев.
Марко Поло, принимал участие в этой битве на стороне венецианцев, был взят в плен и отвезён в Геную, где в тюрьме и надиктовал книгу о своих путешествиях.

25 часов хода нам понадобилось, чтобы из итальянского порта Анкона дойти до острова Корчула. И вот, наконец, показались острова, которые рассыпались недалеко от материка.

Острова разные, маленькие и очень маленькие, одетые буйной растительностью, среди которых рассыпались дома хорватов. Все дома под красной черепицей, в некоторых местах из-за зелени выглядывают отели, светлыми пятнами разбросаны небольшие пляжи- всё это очень красиво смотрится с палубы нашего судна, которое сбавило ход и очень медленно подкрадывается к этой неземной красоте, чтобы зайти в порт острова - Корчула.

Вид на городок с моря поражает воображение: кажется, будто за внушительными стенами и большими башнями находится огромная крепость.

Корчула - один из самых старых городов Адриатики. На месте города существовала древнегреческое, а затем римское поселение.

Собор святого Марка

Мы пришвартовались у причала заброшенного судостроительного завода.

Раньше судостроительный завод строил здесь быстроходные катера, но после последней войны, когда Хорватия обрела независимость, завод разрушили, и теперь, на руинах завода, в пустых цехах проводят сварочные работы.
Из листовой стали сваривают конструкции, потом собирают их в конечный продукт - крышки для закрытия судовых трюмов. Крышки разные, есть очень большие, по 30 тонн, и поменьше, по 20-25 тонн. Наше задание - загрузить в трюма, если войдут, и на палубу - 50 крышек трюмов.

Для погрузки крышек нам нужно, как минимум, трое суток, так как крышку в трюм нужно опустить, а там распереть деревянными брусьями и распорками, чтобы они не двигались. Во время штормовых погод такие грузы очень опасно транспортировать, если груз не раскреплён. Может произойти движение груза, и последуют тяжёлые последствия для судна - пробоины, с поступлением воды в трюм, или смещение груза и последующее опрокидывание, что не вызывает восторга у моряков.

Этот груз мы должны доставить в Германию, город Фленсбург, на судостроительный завод, где эти крышки будут установлены на строящиеся суда. Это выгодно для заводов, потому, что собирать судно из отдельных секций и конструкций дешевле, чем производить их в своих цехах. Поэтому крышки трюмов заказывали производить в Хорватии, тем более, что качество изготовленных крышек было высочайшим.

Старый город Корчула - великолепно сохранившийся образец средневекового далматинского города с узкими улочками и старинными зданиями, и построен большей частью в венецианский период.

Вышли с судна в город, а от порта попали на парадную лестницу. Прошли под триумфальной аркой, и попали на центральную Корчуланскую улицу, которая привела нас на центральную Соборную площадь. Все достопримечательности города сосредоточены вокруг соборной площади и там же стоит готический собор Святого Марка.

Кафедральный собор Святого Марка, самое ценное сооружение в Корчуле, строился мастерами из Дубровника в течение 150 лет.

Набережная в Корчуле

Улицы в старой части города хитро спроектированы, чтобы защищать жителей от постоянно дующих ветров - ведущие от центрального»проспекта» на запад - прямые, а на восток - слегка поворачивающие.

В эффективности такой планировки мы убедились сами: стоило только выйти в новую часть города за крепостные стены, как ветер оказался просто сдувающим, зато в средневековой части он почти не ощущается. Да, были мастера в средневековье, и мне сразу вспомнилось, что у нас в Таллинне есть жилой район Ласнамяэ, который тоже построен на возвышенности, над морем и также постоянно продувается ветрами, особенно зимой. Наши строители возвели там безликие коробки домов, и никакой системы защиты от продувающих ветров там, конечно, нет.

Жаль, что не дожили эти мастера, может они, что-нибудь бы там придумали. Такие вот пришли времена!

Вечером нас с капитаном пригласили на ужин в ресторан на берегу моря в Корчуле.

Очень много яхт, катеров, лодок, маленьких судёнышек, на них развеваются флаги разных стран мира - Германии, Испании, Франции, Италии.

Нашли ресторанчик с открытой верандой, играет небольшой оркестрик. У тёплого, тихого моря сидят за столиками отдыхающие, большинство в шортах, и женщины и мужчины, кушают, танцуют. Посетители, в основном люди старше среднего возраста.

Хорватия славится великолепной морской кухней и нам предложили, по совету представителя погрузочной компании, меню из морепродуктов. Тут была и свежая морская рыба, жаренная на гриле, различные моллюски, креветки, лобстеры, кальмары и ракушки, варенные и тушёные в вине.

Мы сразу же заказали кальмаров с овощами, так как это блюдо было опробовано в Копере, и мы надеялись, что хорваты приготовят кальмары не хуже словенцев.

Предварительно нам принесли графин белого вина с терпким ароматом, которое, оказалось, великолепно сочеталось с кальмарами, которые тоже были отменного вкуса. Как и в других средиземноморских странах, хорватские кулинары традиционно везде используют пряности: петрушку, базилик, майоран, розмарин, мускатный орех и другие.

Так вот, нам кальмары приготовили с применением набора из этих трав, и они были так ароматны и аппетитны, что мы, не стесняясь, заказали ещё по одной порции, чем приятно удивили повара этого ресторанчика. Сколько вина было выпито под эти кальмары - честно говоря, не помню, но на судно нас привезли и благополучно выгрузили у трапа.

В каюты мы добрались своим ходом - завтра нас ждал трудный день погрузки судна.

Морской всадник

ФЛЕНСБУРГ. ГЕРМАНИЯ.

Закончили погрузку в Корчуле 25 августа и в 19 часов вечера отошли от причала и взяли курс на порт Фленсбург, Германия. Было лето, погода нам сопутствовала весь наш переход, и мы не имели за время перехода, а он продолжался 15 дней, никаких проблем.

Вышли из Кильского канала и идем к порту Фленсбург. При подходе к Фленсбургу встретили сотни парусных яхт, началась парусная регата. Яхты шли тучей, разных типов, как мы с ними не столкнулись, но это было удивительное зрелище.

Фленсбург - самый северный в Германии город, находится в земле Шлезвиг-Гольштейн на побережье впадающего в Балтийское море Фленсбургского фьорда, так называемой гавани. На расстоянии примерно 500 метров от самой северной точки фленсбургской городской черты находится граница королевства Дания.

Фленсбург представлял собой маленькое торговое поселение, находящееся на восточном берегу фьорда, и был основан рыцарем по имени Флено, который обосновался в районе теперешней церкви святого Иоанна и взимал пошлины.

При подходе к порту взяли лоцмана, и зашли в уютную красивую бухту. В бухте, у причалов стоят яхты, катера, все под самыми разными флагами стран мира, и нам тоже нашлось здесь местечко, прямо у самого выхода из порта.

В иностранных европейских портах оформление документов по приходу судна в порт занимает не так много времени, и уже через час, мы получили разрешение для схода на берег. Мы уже две недели провели среди морских просторов и с удовольствием мечтали о немецком пиве, которое, мы надеялись, немцы ещё не разучились варить за это время. А варить хорошее пиво немцы всегда умели и мы это знали и ценили!

Разгрузка трюмов начнётся только завтра, и у нас впереди целый свободный вечер!

Фленсбург

«Мы что, уже в Дании?» - такой вопрос задали мне матросы, с которыми я пошёл прогуляться в город Фленсбург. И это не удивительно, ведь мы слышали на улицах датскую речь, а в киосках продают датские газеты, и в баре, когда мы заказывали пиво, бармен ответил нам на датском языке. Дания находится совсем рядом с Фленсбургом, и здесь живут и работают бок о бок с немцами представители датского меньшинства в Германии.

С давних времён датская и немецкая культура тесно сосуществуют в этом регионе, а в 16 веке Фленсбург входил в состав Датского королевства. Очень чистый, очень какой-то домашний городок.

У одного из причалов мы увидели музей на воздухе - старые парусники и просто старые небольшие морские суда, которые пришвартованы здесь на вечную стоянку. Все парусники и корабли очень ухожены, выкрашены, медные части надраены, просто не верилось, что когда-то корабли работали в море и экипажи этих кораблей считали их своим домом, защитой в бурях и штормах.

Прошли на центральную площадь. Небольшая, но полностью окружена барами, кафе и ресторанчиками, а стулья у каждого из них стоят на улице.

Такой вот человеческий муравейник, все любят эту площадь, и у каждого свои особые предпочтения в выборе места отдыха, так как большинство сидящих здесь, это люди среднего возраста и проводят они здесь своё время не первый год.

Пиво можно заказать по старинным рецептам, которые значатся в меню, а можно заказать просто оригинальное пиво на розлив. В баре, где мы сидели, стояли несколько бочек с немецким, датским и голландским пивом. Мы решили пооригинальничать и заказали пиво по одному из старинных рецептов.

Как и почему это пиво называлось приготовленным по старинному рецепту, где оно готовилось и хранилось, мы не узнали, но пиво, которое нам принесли, было отменного качества, резкое, с горьковатым, но терпимым привкусом. Отличное немецкое пиво!

Памятник смеху

Возвращаясь на судно, на одной из площадей встретили памятники смеху, их было там несколько, но нам больше запомнился мужчина, который не смеялся, а ржал, и это было тонко подмечено скульптором.

Возвращаясь на судно, на одной из площадей встретили памятники смеху, их было там несколько, но нам больше запомнился мужчина, который не смеялся, а ржал, и это было тонко подмечено скульптором.

Все два дня, что мы стояли в этом чудесном городке, мы бродили по его улочкам, набережным, площадям и было такое чувство, что мы давно живём в этом городе и с большим сожалением предчувствовали, что скоро предстоит расставание.

И этот день настал. Мы выгрузили часть крышек здесь, те, что были закреплены на палубе, а остальной груз мы повезём в Гамбург, где выгрузим груз, находящийся в трюме.

Прощай Фленсбург, мы всегда будем помнить красоту твоих улиц и площадей и оригинальный вкус местного немецкого пива. В Гамбурге мы очень быстро выгрузили оставшийся груз, затем зашли в порт Бремен, где находился офис судоходной компании Neptun Sloman.

Бременская ратуша

БРЕМЕН. ГЕРМАНИЯ.

На борт судна пришли менеджеры, руководители компании, так как нечасто в этих краях появлялся корабль компании. Встреча была доброжелательной, приходили в помещение машины и даже невзначай прошлись рукой по переборке и по поверхности некоторых механизмов - искали грязь, пыль, но, к счастью, им она не попалась. Хозяева были очень довольны, а я отделался лёгким испугом, потому, что не ожидал от них такого подвоха!

За время стоянки нам сделали небольшой профилактический ремонт, настройку элементов автоматики, чистку главного распределительного щита, разборки и ремонты сепараторов, воздушных компрессоров.

Работы выполнялись представителями иностранных фирм, и мне постоянно приходилось быть рядом с ними. Нужно было принимать работы, приносить необходимые схемы и чертежи, искать запасные части, показывать места установок оборудования и десятки мелких, подсобных, но таких нужных работ. У нас в штате электромеханика не было, поэтому и накопился определённый объём работ, которые мы сами выполнить не могли из-за отсутствия Зипа и необходимых инструментов.

Никогда раньше мне не приходилось бывать в Бремене, единственный раз агент свозил меня на своём авто с обзорной экскурсией, не задерживаясь подолгу у памятных мест.

У меня так и не получилось ещё раз выйти в город музыкантов, о чём очень сожалею до сих пор, когда мне ещё придётся бывать в этих местах, хотя морская судьба так непостоянна, может морские ветры и принесут меня к этим берегам!

Морской всадник

АНТВЕРПЕН. БЕЛЬГИЯ.

Поздно ночью мы вышли из Бремена и наш следующий порт захода - Антверпен. Еще в море, у лоцманской станции, взяли лоцмана, так как Антверпен, входящий в десятку крупнейших портов мира, стоит на реке Шельде. В этом порту мы должны взять груз в контейнерах, получить топливо и идти в Англию, порт Felixstown.

Порт Антверпен уступает по размерам только Роттердамскому среди морских портов Европы и вполне может претендовать на звание одного из крупнейших портов в мире. Портовые установки занимают площадь примерно в 10 000 гектар - трудно себе даже вообразить такую цифру о масштабах порта.

У нас на Балтике, да и в бывшем СССР таких портов не было и не скоро будет.

Я вот привожу цифры по масштабам и вооружённости порта и думаю, как же могла такая маленькая страна, по размерам не больше средней области России, обладать такой мощной портовой техникой, таким размахом морского и торгового дела! Фантастика!
Общая длина портовых причалов составляет 124 километра, что позволяет швартовку как морских судов, так и небольших прогулочных катеров.

Порт оборудован 387 подъёмными кранами, 12 плавучими кранами и прочими погрузочными системами. Попасть в бухты гавани можно через 6 шлюзов.

Приблизительно 20 000 судов из 70 стран мира ежегодно заходят в порт, перевозят более 95 миллионов тонн груза. Порт, находящийся в этом городе, можно с лёгкостью назвать мировым. Так же ведущая роль принадлежит Антверпену и в области обработки и торговли бриллиантами.

Вот в такой классный и современный порт мы должны были сегодня зайти за грузом.

Фонтан Браво

Антверпен - красивейший город, занимающий среди городов Бенилюкса особое место благодаря своим культурным и историческим достопримечательностям. В его центре можно найти огромное количество музеев и памятников архитектуры.

Самым значительным художественным музеем Антверпена является Королевский музей изящных искусств, а вершиной архитектуры - кафедральный собор.

Большинство достопримечательностей расположены в центре и их легко можно обойти пешком, и для отдыха здесь имеются сотни многочисленных кофейных террас.

Имя города связано с легендой. Великан Антигон, живший в устье реки, требовал непомерной пошлины от моряков, плавающих по Шелде.
Тому, кто не мог или не хотел платить, великан отрубал кисть руки. Римский солдат Сильвиус Брабо вызвал великана на бой, одолел его и подверг той же участи, какой подвергались жертвы великана: отрубил Антигону кисть и выбросил её в реку Шелду. Так и получилось, что имя города Antwerpen происходит от «handwerpen», т. е. «бросать руку» - так гласит легенда.

В центре рынка, в сердце старого Антверпена, находится огромный фонтан Барбо, который изображает римского солдата Барбо, швыряющего отсечённую кисть руки гиганта Антигона в Шелду.

Фонтан Брабо как бы вырастает прямо из мостовой площади и, что характерно, вода фонтана не собирается в бассейне, которого просто нет, а стекая к подножию памятника, исчезает меж камней, поступая в замкнутый контур.

За мной - Кафедральный Собор

Порт Антверпен мне запомнился ещё с тех давних времён, когда я работал на плавбазах «Станислав Монюшко» и «Фредерик Шопен», а также на «Вагае».

Мы несколько раз заходили сюда, так как была возможность купить здесь подержанные автомобили по довольно низкой цене, в сравнении с другими иностранными портами.

Под Антверпеном много свалок, где автомобили стоят друг на друге в несколько этажей, там можно было, заплатив небольшой взнос за проход - разбирать любую машину, и выносить с собой любые запчасти, только бы донести. Часто можно было наблюдать такую картину: идут наши моряки, нагруженные карбюраторами, топливными насосами и другим дефицитом, вплоть до аккумуляторов и дисков, тяжело, но несут, как говорится, что своя ноша не тянет. Со временем, приспособились возить всё это на велосипедах, которые тоже были найдены на свалках, отремонтированы и приведены в рабочее состояние. Тогда хозяева свалок увеличили входную сумму за проход на свалку, по схеме: спрос рождает предложение. Но всё равно походы на свалки продолжались.

Я купил там несколько автомобилей, а в один из заходов купил мини-грузовик «Форд», который исправно мне служил, когда я временно долгое время сидел на берегу.

Вообще, Антверпен нам казался каким-то своим, домашним портом, мы здесь всегда основательно отоваривались, и покупали не только автомобили, а тащили всё, что можно было выгодно продать по возвращению в Таллинн. Это были и ковры, и парики, и всевозможные гипюры, релюксы, джинсы и шторы, бельё и прочие вещи, которые реализовав по бросовой цене, имели довесок к заработку.

В кафе на площади Гроте Маркт

Город был исхожен, особенно центр, вдоль и поперёк. По улицам города бегали старые, симпатичные трамвайчики, такие же, как и в Таллине, только менее шумные.

Импозантную башню кафедрального собора Богоматери, самую высокую церковную башню Бенилюкса, видно издалека. Её верхушка на 123 метра возвышается над историческим центром города. Антверпен - настоящий рай для любителей музеев.

В музее современного искусства находится самая большая и красивая в мире коллекция антверпенского гения Рубенса, церковь святого Якоба, где и похоронен Рубенс.

В музеи мы не ходили, кроме музея современного искусства, а вот магазины, лавочки для русских моряков, (которые почему-то держали поляки), мы посещали исправно!

Морской всадник

И в Антверпене существует и самая настоящая улица красных фонарей, куда мы почти всегда приходили, посещая этот порт. И вела нас сюда не порочная экзотика, не желание здесь удовлетворить свои страсти, а элементарное мужское любопытство: «А как тут? Интересно!». На улице натурально горели красные фонари, хотя ещё белый день, в каждом доме по обеим сторонам на первых этажах витрины, в которых сидели в креслах, иногда стояли девушки и женщины всех рас, типов, размеров и национальностей, самых соблазнительных форм, в эротическом белье и всячески улыбались.

По улице медленно ходят мужчины и «пускают слюни», а самые нетерпеливые, выбрав нужный ему типаж, исчезает, и в одной из витрин тут же гаснет свет. Очень забавно!

Мы в центре Антверпена, на треугольной площади Гроте Маркт. В хорошую погоду террасы кафе на площади всегда переполнены.

Время 16 часов дня, сидим и отдыхаем в кафе, под звон колоколов на кафедральном соборе, очень необычное звучание, мелодичное, не оглушающее, и не создающее желания, чтобы этот перезвон поскорее закончился.

Под пиво поставили вазочки с сухим картофелем в сыре и какой-то острой подливкой.

Возвращаться на судно не хочется, вокруг такая благодать, этот город построен для того, чтобы люди восхищались его красотой и сами получали от него массу удовольствий.

Морской всадник

ФЕЛИКСТОУ. АНГЛИЯ

После загрузки контейнерами в порту Антверпен, мы взяли курс на крупнейший грузовой порт в Великобритании - Felixstowe, Феликстоу.

Привезли сюда контейнеры, которые должны выгрузить в течение нескольких часов и затем держать курс в Средиземное море.
Пока шла разгрузка контейнеров, пошли с капитаном прогуляться по английской земле, в городок, который был недалеко от порта, и дорога к нему вела через большой, зелёный луг, усыпанный полевыми цветами.

Благо, что погода стояла великолепная, и хотелось уйти от судовых проблем, хотя бы на немножко, почувствовать твердь земли, запахи трав, цветов, и нам это удалось. Впереди предстояла работа в знакомых портах Средиземноморья, снова Триполи, Бенгази, Мальта, Маргера, Копер, Анкона, Триест.

Ушли из Феликстоу, и через несколько дней зашли в Алжир, порт Оран.

Нам не рекомендовали сходить с борта и посещать алжирские порты, так как там очень плохо относились не только к морякам, но и вообще ко всем людям не мусульманского вероисповедования, т. е. фундаментализм показывает свои зубы при любом удобном случае. Многие моряки испытали на себе все прелести алжирского мусульманского гостеприимства, и приводы в полицию, и оскорбления, и, для особо одарённых, отсидка в яме. Провинившегося опускали в вырытую в земле глубокую яму, и опускали ему туда воду, и, какую-нибудь еду, разумеется, не из ресторана.

После отсидки в такой яме, многие моряки больше не мечтали о посещении такой чудесной страны, как Алжир. А ведь это была когда-то колония Франции, и не всегда там царили такие порядки и такое отношение к христианам.

Рядом с Алжиром находится мусульманская страна Тунис, где нормальное, такое же как и в Ливии, цивилизованное отношение к иностранцам.

Ужин на палубе

Осталось работать два месяца, и контракт закончится, позади четыре месяца напряжённой работы, но она позволяла иногда расслабиться и познать прелести берегового отдыха.

Зашли в Средиземное море, и начались наши плановые погрузки, разгрузки, переходы в порты, стоянки, ремонты, страсти по выяснению обстоятельств загрязнения моря нефтью, переговоры с портовыми властями, предъявления кают и личных вещей в портах Ливии, походы в увольнения, покупки сувениров, дегустация разных сортов пива в портах Италии, Словении, дегустация морских деликатесов Средиземноморья - всё то, чем тяжела и прекрасна жизнь моряка-контрактника на немецком контейнеровозе.

И вот пришло время, когда по вечерам на палубе стала чувствоваться прохлада, в каютах стали выключать кондиционер - это наступил октябрь месяц, и странно было видеть в том же Триполи, при температуре +15/+18 градусов, закутавшихся в бурнусы арабов, которые очень любили русские шапки из кроликов, и охотно напяливали их на свои арабские головы, особенно, по утрам и ночам.

На судне была традиция, после удачно закончившегося круга, от порта Маргера и назад, примерно 15-17 суток, для команды устраивался ужин на палубе, с шашлыками, пивом и итальянским вином, которое нам привозили бесплатно поставщики груза в Италии.

Повар, работал на этом судне уже не один контракт, приспособился делать шашлыки прямо на палубе, он даже возил с собой пельменницу и прочие поварские причиндалы.

К сведению, обед и ужин был из двух первых блюд (супов), а второе блюдо он готовил каждому члену экипажа на заказ - и выполнял эти заказы с удовольствием!

В провизионной кладовой, где хранились продукты, никогда не замыкали дверь.

Каждый член экипажа мог зайти в кладовую и взять из продуктов всё, что ему нужно. Овощи, фрукты, мясные продукты, молочные, соки и не буду перечислять все пункты и наименования продуктов, только судовладелец никогда не ограничивал закупку продуктов какой-то суммой, берите столько, сколько съедите, «исключая чёрную икру»!

И никогда, во всяком случае, за время моего контракта, мы не брали ничего лишнего. Наверное, судовладелец хорошо усвоил, что сытый моряк никогда не будет брать лишнее, и он оказался прав, довольны были все.

Члены экипажа, оправдывая доверие капитана, никогда не брали лишнего, на этот раз я имею ввиду алкогольную дозу. Всё было в рамках приличий, и не было случая, чтобы кто-то перебрал, и не вышел на следующий день на вахту или на работу.

Морской всадник

БАНДЫРМА. ТУРЦИЯ.

В порту Анкона нас загрузили контейнерами, а на палубу погрузили 57 цистерн с какой-то кислотой, опасный груз, который мы должны доставить в порт Бандырма, Турция.

На календаре 14 декабря, и мой контракт заканчивается с приходом в турецкий порт.

Никаких проблем с переходом из Италию в Турцию не было, и нам сопутствовала погода, в декабре в Средиземном море бывают и шторма, и непогоды, особенно, если задуют северные ветры с российско-украинской стороны.

Через неделю показались турецкие берега, и через несколько часов мы уже стояли у причала турецкого порта Бандырма.

Издавна в этих местах находился греческий Панормос. Панормос был завоёван турками, которые переиначили его название в Бандырма.

Древняя Пендерамус (Бандырма) в настоящее время является важнейшим торгово-промыщленным портом, вторым после Стамбула.

капитан и старший механик

Контракт был закончен, и на борт прибыли новые капитан и старший механик, которые уже раньше работали на этом корабле. Поэтому процесс передачи дел прошёл без особых трудностей, были составлены акты приёма-передачи дел, переданы все замечания по отказам и неполадкам механизмов, для будущего стармеха.

Ему стажироваться не нужно, судно он хорошо знает, что облегчило мне сборы и через сутки, нам с капитаном и ещё троим членам экипажа, которые менялись, предоставили миниавтобус и нас всех повезли в Стамбул.

Почти 12 часов мы ехали по материковой Турции, потом проехали по мосту через пролив Босфор, и переночевали в прекрасной гостинице.

Утром нас отвезли в аэропорт, и мы улетели рейсом Стамбул-Лондон, затем Лондон-Таллинн, куда мы прилетели поздно вечером, 24 декабря, на католическое Рождество!

Здравствуй, Таллинн! Закончился мой контракт на «Морском всаднике».

Анатолий Акулов.

Анатолий Акулов

Комментарии

1Тармаков Виктор11.09.2011 19:30
Прочёл все рассказы на одном дыхании. Спасибо большое. Пишите, подаёте хороший пример.
Ответить
2Анатолий Акулов11.09.2011 21:10
Спасибо за комментарии. Читают, вероятно, многие, но отзывы пишут редко.Для меня очень важна оценка моих произведений, и я приму любую оценку, если она поможет мне внести какие-то изменения или добавления в свои рассказы.
Ответить
3Наталья Романова, старая морская волчица17.10.2011 14:44
Уважаемый Анатолий! С приятным удивлением увидела название - Морские рассказы. Последний раз такие рассказы писал Виктор Канецкий. Спасибо Вам большое. Я постараюсь позже написать подробнее о прочитанном. А сейчас очень заволновалась, тема моря мне очень знакома. Я в 54 года закончила курсы поваров и волею судьбы попала работать на сухогрузы в Европу. Ходила в море 5 лет. У меня тоже были интересные случаи и встречи. И мне хотелось рассказать о них - ведь ничего случайного нет в мире. Если Вам интересно и можете дать мне совет с чего начать, пожалуйста, позвоните по тел.: 89060587112. С уважением и пожеланиями удачи и творческого вдохновения, Наталья Романова. Дом. тел.: 499-9086051.Звонить после 20 часов.
Ответить
4Абдуррахман Амир19.11.2011 12:53
Всё детство и отрочество мечтал работать в торговом флоте. Читал морские рассазы станюкевича, и др., но бог распорядился иначе, очень интересно читать ваши рассказы, спасибо. Легко читаются, и хорошо бы фото побольше, а штаны такие носят не потому, что родить могут (над вами подшутили), а потому, что по канонам ислама нельзя носить обтягивающую одежду даже мужчинам, чтобы во время совершения молитвы, в поясном и земном поклоне ничего не выделялось, да и в жару в тесных джинсах или брюках не очень удобно, поэтому старшее поколение носят традиционную одежду, а молодёжь гоняет по моде. Удачи вам и творческих успехов. С уважением, Абдуррахман.
Ответить
5Анатолий акулов19.11.2011 13:06
Уважаемый, Амир!Спасибо за комментарий и очень правильное замечание, насчёт штанов.Естественно, сначала нужно знать каноны ислама, а потом писать о штанах.Учту это в будущих рассказах.
Ответить
6ЛЕШИЙ08.12.2011 02:20
Понравилось, но о работе моряка-ни слова. Увидеть красоты мира не сложно. Сложно не увидеть, что происходит дома, в семье. А Монстров выловить не каждому дано.
Ответить
7Анатолий Акулов09.12.2011 20:36
Уважаемый Леший! Рассказывать о том, как моряки отбивают старую краску на палубах и красят новой, а в машине меняют фильтра и моют сепараторы - не всем будет интересно! А вот Монстров выловить не каждому дано - это дано только Лешему!
Ответить
8Александр17.12.2011 10:00
Разговор живого человека. Может кому (воспитанному на соцреализме), будет не хватать описания трудовых подвигов - ". Cтоя по горло в воде держал оголенный силовой кабель зубами, чтобы питать помпу, что тушила пожар в надцатом отсеке, при этом затыкая ягодицей пробоину, в которую хлестала забортная вода (разумеется, ледяная)". Спасибо, что без журналистких выкрутасов. Эффект присутствия.
Ответить
9Анатолий Акулов17.12.2011 14:10
Александр! Такое ощущение, что Вашим пером водила моя рука! Редкое чувство понимания между пишущим и читающим, а вот здесь это случилось!Разумеется, пишу об увиденном, о своём понимании красоты, обаяния или необычности тех встреч, которые произошли во время моего плавания.Для любителей соцреализма нужно посещать архивы и читать страницы повестей и романов о трудовых буднях строителей коммунизма, который так и не успели построить!
Ответить
10Эдуард05.01.2012 17:42
Хорошая линия. Но расстояния не большие, наверное, не простая. Копер – чудо, как хорош! Ла-Валетта, Венеция – мечта! Опять же успели Ливию посмотреть. Надеюсь, арку Марка Аврелия не разбомбили.Всё правильно, "кабель зубами держать не нужно" (хватает всего в море), где-то, быть может, побольше личного, как в аэропорту. Не мне судить. Спасибо! Успехов Вам!
Ответить
11Петр20.02.2012 22:15
Великолепно, таких историй нам не хватает.
Ответить
12Плавец17.04.2012 16:44
Все написано просто супер. Даже ностальгия напала. Я тоже последнее время работал на пароходах. Потом работал сюрвеером и мне все это знакомо. Пишите чаще, все очень интересно. Особенно тем, кто сейчас на берегу.
Ответить
13Анатолий Акулов17.04.2012 17:37
Уважаемый, Плавец! Спасибо за комментарий. Для тех кто на берегу и пишу - пусть пропитываются романтикой и жаждой странствий.
Ответить
14Дмитрий01.07.2012 11:33
Жить надо дома! На море смотреть с берега, путешествовать по турпутёвке, а штурмовать в кабаке.
Ответить
15Шеклеин Лев03.07.2012 03:51
Плавбаза "Алексей Хлобыстов" первая пришла к месту гибели подлодки "КОМСОМОЛЕЦ". Людей спасали. Мы на плавбазе "Профессор Баранов" работали в Балтике. В кают компанию пришел капитан Родин (СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ) в 16-00 и сказал. "Хлобыстов" бросил приемку рыбы у норвежцев И ПОЛНЫМ ХОДОМ ИДЕТ НА СЕВЕР. Потом узнали приказ Главному механику Хлобыстова-выжимай, что можешь. Палубная команда и доктора наших спасала. О радиации не думала. Это пока борец с системой Акулов в белых носках на черных червичках в Америку на заработки собирался.
Ответить
16Шеклеин Лев03.07.2012 05:13
Наверно он и не Акулов вовсе. Ни одного слова доброго о своих товарищах, с кем ходить в море пришлось и не сказал. Все кругом пьяницы и разгильдяи. Так не бывает. Толик, по фото тебя же все равно кто-то опознает. Я даже представить не могу такого главного механика на плав. базах Управления "Севрыбхолодфлот" в Мурманске в 1980 годах.
Ответить
17Акулов Анатолий09.07.2012 10:59
Шеклин! Сделай запрос в Таллинский "Эстрыбпром" - тебе сообщат, был ли такой Главный механик. А в "Севрыбфлоте" я никогда не работал!Тебе больше нечем заняться - так ты решил гадить мне своими комментариями в каждом рассказе?
Ответить
18Калина16.07.2012 00:19
Анатолий, извините пожалуйста, отвечу за Вас этому критикану в климаксе. Шеклеин Лев, фото Анатолия есть почти во всех его рассказах, как же это ты не заметил. И читают его рассказы те, кто с ним работал рядом, кто знает его много лет, знает и ценит как человека и друга. И опознавать никому не нужно, он не скрывается. Слово "опознает" Ой, что же оно мне напоминает, лексикон то следственный. Понятно откуда брызжет яд. Работа такая у тебя по жизни была. Шелудивость основная черта таких, как ты. Какая живучесть у таких "спасателей". Жаба задавит от зависти. Это неизбежность у таких как ты.
Ответить
19Кирилл Легасов18.07.2012 10:40
Не знаю, какого Акулова ищет Шеклеин в "Севрыбхолодфлоте", а вот Главного механика ПБ "Ст. Монюшко" Акулова Анатолия Николаевича знаю хорошо. Очень помог нашему СРТР при ремонте траловой лебёдки и даже прислал на борт сварщика для выполнения других работ. Мы и план-то выполнили благодаря этой помощи! Привет Вам от старшего механика Кирилла Легасова и самые лучшие пожелания! Пишите - у Вас всё хорошо получается!
Ответить
20Анатолий Гребенченко19.07.2012 17:57
С большим удовольствием и удовлетворением прочитал морские рассказы Анатолия Акулова. В процессе чтения переносился мысленно во времена матросской юности и капитанской зрелости в зависимости от сюжета повествования. В отдельные моменты казалось, что события, происходящие в рассказах с людьми и техникой, уже были в моей практике, и я их пережил заново.Я два года плавал матросом до поступления в морское училище и после училища 48 лет (постоянно) работал судоводителем, из них 28 лет капитаном на транспортных судах дальнего плавания под различными флагами. Закончил свой морской путь 6 ноября 2010 года в возрасте 71 год в порту IPSWICH - Великобритания (последний шестимесячный контракт).Впервые, после совместного окончания училища в 1962 году, я встретился с Анатолием Акуловым в п. Херсон 20 июня 2012 года, т. е. через 50 лет, на юбилейной встрече выпускников 1962 года.Морские рассказы Анатолия - правдивые, документальные репортажи непредвзятого очевидца событий, изложенные в интересной, доступной, захватывающей форме.Любой моряк сразу отметит, что профессионализм изложения особенной морской специфики выдает в авторе бывалого моряка - старшего механика морского судна.Практически мне пришлось бывать в тех же океанах, морях, странах, портах и переживать очень похожие ситуации с людьми, техникой, самим собой, поэтому, повторяю, во время чтения меня всегда посещало чувство, что где-то рядом с описываемыми событиями находился я. Фотографии по теме рассказов очень удачно дополняют повествование.Нам, читателям, ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО, что рассказы писал не профессиональный писатель, который бы в угоду художественной ценности изложении, пренебрег бы раскрытием специфики морской темы и перепутал бы кнехты с брашпилем.Вся прелесть морских рассказов Анатолия Акулова, по моему мнению, состоит в документальном изложении материала, с незначительной, практически не ощущаемой художественной дозировкой, что делает чтение еще более увлекательным.Относительно "критиков" типа Льва Шеклеин и др. Скажу, что они обязательно должны присутствовать для полноты мероприятия, попиариться в интернете, ложно самоутвердится, продемонстрировать незнание темы и сыграть в игру "марш несогласных», одни только положительные отзывы на твои работы вызовут некоторые недоумения у отдельных дотошных читателей, даже если рассказы им понравились.Капитан дальнего плавания Анатолий Гребенченко. Севастополь.
Ответить
21Леонид Воронов27.11.2013 18:42
Была недавно такая "профессия" - помполит. Вся береговая и флотская мерзость была сосредоточена в носителях этой профессии. Они живы, до сих пор, их легко идентифицировать по комментариям. "Профессии" вроде не стало, но людишки с таким образом мышления продолжают плодиться. Так, что не обращайте внимания на то, что всегда всплывает. Желаю вдохновения и читателей! Леонид.
Ответить
22Анатолий Акулов27.11.2013 21:28
Да, они не довольствуются тем, что в своё время отравили и сломали жизни не одному поколению моряков и зарубили некоторых на корню, т. е. много моряков остались на берегу и потеряли свою основную специальность, а теперь эти же людишки продолжают плодиться и пакостят иногда своими комментариями. Пытаюсь не обращать внимания, но это так трудно! Спасибо за понимание и тёплые слова.
Ответить
23Сергей29.03.2018 11:07
Классно написано, читается на одном дыхании! Автору респект! И комменты хорошие и даже ложка дегтя тут присутствует-))).
Ответить
24Вероника Орловская30.07.2019 12:21
Спасибо за Ваши чудесные рассказы! С удовольствием купила бы Вашу книгу! Удачи и творческих успехов!
Ответить
25Анатолий Акулов11.07.2020 18:02
Уважаемая Вероника! Спасибо за такую оценку моих рассказов! Поздно заглянул на свою страницу и прочитал о вашем желании приобрести книгу. Её можно приобрести в канадском издательстве Lulu и найти адрес по ссылке ссылка - Канада издала мою книгу под названием "Морские рассказы". С уважением.
Ответить

Добавить комментарий

95419 69375 23556