Они ушли в вечность

12.09.2025 14:5317

Они ушли в вечность

Вот и пришло время собирать камни.

Листаешь свою телефонную книжку и на каждой странице читаешь цифры телефонов своих друзей, родных, знакомых, которые больше никогда не ответят тебе на вызов, а если отвечают, то чужими, незнакомыми голосами! Но рука не поднимается стереть эти цифры или обвести рамкой - для меня они всегда будут живыми, тёплыми, родными; грубые, с хрипотцой или звонкие, нежные, но свои!

Иногда в ответ звучит, что занято, но чаще звучат прости гудки, гудки, гудки… Вот тогда и начинают терзать мысли о том, что кому-то не уделил внимания, кому-то нагрубил, и накрывает подкравшаяся грусть о том, что потерял и никогда уже не вернёшь!

Сейчас, на склоне прожитых лет, начинаешь анализировать своё поведение, свои разные поступки, особенно в полночные часы, когда прожитая жизнь нависает над тобой своей неотвратимой громадой, и знаешь, что кто-то свыше уже всё решил за тебя! Ночь промчиться, как миг, а новый день уже горит алой зарёй на горизонте - хочется жить, любить и быть нужным, несмотря на преклонные года и болезни. Карьера, разочарования, верность друзей, память своих предков, а потом занавес: неизбежная старость, болезни, воспоминания о лучших днях прожитой жизни и о том, что завтра быть может не будет уже никогда!

Вся моя жизнь похожа на пьесу: где мир - учёба, работа в море, любовь, создание семьи, дружба, карьера, верность друзей и близких, а занавес: старость, болезни и прочие грустные мысли.

Потом, заняв у вечности мгновенье, после долгого терпенья, из тела вырвется Душа! И так хочется, чтобы она попала в хорошие руки и стала душой человека чем-то похожего на тебя, но более совершенного, умного, верного, настоящего!

Памятник князю Г. Потёмкину

Удивительная метаморфоза произошла с моими музыкальными пристрастиями: мне нравится слушать классическую музыку, полюбил Шопена, Шуберта, открыл для себя русского композитора Сергея Чекалина. Всевышний погладил его, вероятно, по головке! Слушая его музыку хочется произносить: «Любите жизнь - она так прекрасна!».

Иногда думаешь о том, почему выбрал этот свой путь - путь моряка, хотя ответ был из моего детства, юности; мои дяди служили во флоте и привили мне любовь к морю, желанию изведать горький и сладкий хлеб моряка дальнего плавания.

Этот рассказ будет памятью моим друзьям, с которыми мне пришлось учиться в городе, основанном великим русским князем Григорием Потёмкиным и прославлен великим русским флотоводцем адмиралом Фёдором Ушаковым. Это город - Херсон. Редко кто из современников задумывается о том, чем знаменито место, где ты родился, жил, учился, определял свой дальнейший путь! Для меня это был город Херсон - там прошла моя юность, появились первые настоящие друзья, там я получил первые уроки Жизни: хорошие, плохие, разные!

По информации БРЭ, в 1737 году на правом берегу Днепра было построено укрепление русской армии. Решение об основании города Херсон было принято Екатериной II в 1778 году, а уже спустя пять месяцев, строители заложили город и крепость. Указ Екатерины II о выборе места для строительства Херсона был адресован князю Г. Потёмкину и от его решения зависело, где будут крепость, город и верфь, ставшие колыбелью Черноморского флота.

Памятник адмиралу Ф. Ушакову

Благодаря дипломатическому таланту князя были присоединены к России Крым и Кубань, построены города: Херсон, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, заселены земли на юге, названные Новороссия. Заложенный в устье Днепра Херсон должен был служить верфью, на которой предполагалось строить корабли для будущего Черноморского флота.

Князь Г. Потёмкин скончался в Яссах, в 1791 году и прах князя Григория Александровича захоронен в Свято-Екатерининском соборе в Херсоне. В 1783 году Фёдор Ушаков послан в Херсон, где создавался Черноморский флот, в качестве командира корабля «Св. Павел», принимал активные меры для борьбы с чумой, внёс большой вклад в развитие военного искусства, разработал новую тактику морских сражений, не потерпел ни одного поражения в морских сражениях. После оставления Херсона российскими войсками в 2022 году, из собора вывезли останки князя Григория Потёмкина и памятник советскому военачальнику В. Маргелову, а также памятники А. Суворову и Ф. Ушакову.

Херсонское мореходное училище

Рассказ о своих однокурсниках под наименованием «Мореходка», был написан мной к 50-летнему юбилею встречи в Херсоне, где были освещены многочисленные эпизоды курсантской жизни и выложены несколько фотографий. Но объём воспоминаний о прожитых вместе годах постоянно довлеет над моей памятью и требует выложить больше событий и зафиксировать некоторые моменты нашей совместной жизни и учёбы!

В училище я попал после окончания средней школы и никогда не мечтал становиться моряком, хотя с самого раннего детства меня одевали в морскую форму, бескозырку с ленточками, но это тогда была просто дань моде, да и два моих родных дяди служили во флоте и приобщали меня (при их приезде) - чистить мелом пуговицы на их бушлатах и надраивать пряжку флотского ремня! Но судьба распорядилась именно так! Я стал курсантом Херсонского Мореходного училища РП в июле 1959 года. Вот отсюда и начался отсчёт моей морской жизни и с этого момента я был зачислен в братство мореходов, а уж как сложится дальнейшая наша морская жизнь - это всё было в руках судьбы. Кому - тяжелая и неласковая, кому - лёгкая и удачная, кому не суждено было находиться среди нас и они покинут нас, кто по своей воле, а кто по божьей воле. Жизнь расставила всё по своим местам - кто-то отсеялся, кто-то был на первых ролях, часть группы ползла с курса на курс, иногда теряя бойцов по мере продвижения к окончанию училища.

Старшинами групп и роты были украинцы, стопроцентные «хохлы», уже отслужившие в армии, умеющие неукоснительно выполнять указания вышестоящих офицеров, иногда по ночам поднимали всю группу на построение, выискивая нарушителей дисциплины. За время учёбы появились друзья, которые потом сопровождали меня по всей моей жизни. Вот о некоторых из них, уже ушедших в вечность, и будут посвящены мои воспоминания. Наиболее тесные взаимоотношения сложились у меня с Лёней Сергеевым, Олегом Давыдовым, Валерой Удовиченко. С Лёней мы делились своими юношескими тайнами, впечатлениями, занимались спортом. С Олегом отношения были дружеские, но не всегда доверительные. С Валерой мы учились вместе в одной школе, а потом вместе приехали поступать в училище. Вместе выезжали на берег Днепра, занимались греблей, ловили раков и рыбу в камышах в притоках Днепра. Во время учёбы держались вместе, ходили в увольнение, готовились к экзаменам. Такая взаимосвязь была и после окончания Училища и направления на работу в Таллинн.

Выпускное фото механиков Группы М-432

Вглядываясь в лица этих молодых парней щемит сердце от того, что никогда больше мы не встретимся на этом свете, никогда не услышим наши молодые звонкие голоса, задорный смех и энергия, которая исходила от нас, уже не вернётся.

Но невозможно забыть это время и зачеркнуть дни, прожитые и проведённые вместе. Никого из них, которые есть на фото, уже нет на свете… Пусть меня простят мои однокурсники, что я вспоминаю этих ребят, но они были наиболее близкими мне по духу, взглядам, отношению к жизни, учёбе, дружбе! Хочу выложить несколько снимков, которые были сделаны во время учёбы в училище: поездки на берег Днепра, и бытовые фото с друзьями.

У мореходного училища была своя водная станция, свой причал, где можно было взять лодку с вёслами, и прокатиться на ней по всем канальчикам, ерикам Днепра, которых здесь великое множество, всё-таки здесь находится устье реки. Здесь мы дурачились, купались, рыбачили!

В плавнях Днепра

Подготовки к параду тоже запомнились своей тупой, безрассудной муштрой, хождением по ранжиру, дурацкими песнями, ненужной и выматывающей все силы шагистикой. В угоду подготовки к этим парадам, иногда отменяли занятия по некоторым дисциплинам, и курсанты шлёпали подошвами своих рабочих ботинок по асфальтовым дорожкам на территории училища.

Перед парадом выдали белые перчатки - это придавало торжественности и значительности нашему появлению стройными рядами на площади, перед зданием Херсонского обкома партии. Курсанты шли, печатая шаг, держали равнение в рядах, грудь распирало от значимости своего участия в параде, забыты были мучительные пред парадные репетиции.

Мальченко, Акулов, Кобылянский

Первая производственная практика проходила на учебном судне «Метеор», который принадлежал училищу, на Чёрном море и посещали регулярно
черноморские порты: Ялту, Сухуми, Батуми, Поти, Новороссийск, Одессу, Феодосию, Керчь.

Запомнился нам Сухумский Ботанический сад, где увидели так много неизвестных нам деревьев, кустов, цветов и не чувствовалось, что стоит зимний месяц январь!

Сухумский ботанический сад

Ещё до окончания училища все были обеспокоены важным вопросом - куда направят работать, в какой порт, в какой район Союза? Все теперь ожидали самого интересного события, которое могло определить судьбу каждого из нас.

Мне, Сергееву, Удовиченко дали направление в Таллинн. Направления получали в Мурманск, на Чёрное море, на Сахалин. Ребята так ждали окончания училища, что, когда пришёл момент расставания, все загрустили, понимая, что неизвестно, как сложится судьба каждого из нас! Кого примет море, и он добьётся успехов, кто не выдержит этого испытания и уйдёт на берег, кто покинет нас и уйдёт в мир иной… И вот прошло 50 лет, как мы расстались!

Экскурсия на китобоец

Эти года прошли так быстро, мы потеряли многих своих товарищей. Нет больше с нами - Мальченко, Боровского, Каравашкина, Пустового, Рыбалко, Кузя, Крыги, Верникова, Синипольского, Кобылянского - мир их праху. Исчез Удовиченко, не оставив никаких сведений о себе. Многие наши однокашники не подают о себе никаких сведений; если живы, то здоровья им и всяческого благополучия. Мы всех Вас помним!

Оглядываясь на весь пройденный за эти годы путь, невольно поражаешься тому, что за такой короткий промежуток жизни пришлось столько пережить, преодолеть столько трудностей, горя и в то же время встретить на своём пути любовь, радость, слышать первый детский лепет своих детей и внуков…После многочисленных переговоров со своими однокурсниками по Херсонскому училищу, имеющими компьютеры и телефонные номера наших товарищей, приняли решение встретиться в Херсоне 22 июня 2012 года, т. е. ровно через 50 лет после окончания нами Херсонского мореходного училища.

Фото выпускников на 50-летие окончания училища

Живущий в Херсоне Игорь Самохин встретился с администрацией ХМУ, и они любезно предоставили бывшим курсантам три комнаты с возможностью проживать в стенах училища несколько дней. В Херсоне жили несколько человек, а все остальные приехали из Севастополя, Калининграда, Таллинна, Токмака, Луганска, Измаила, Вологды.

На встречу приехали выпускники - судоводители нашего выпуска: Леонид Кириленко, Николай Шевченко и Анатолий Гребенченко. Обо всех этих событиях нашей встречи мной написан рассказ «50 лет спустя». Там желающие могут узнать подробности о приехавших на встречу и описаны все события, связанные с этим мероприятием.

Многие ушли из жизни и уже никогда не вернутся. Это было странно и грустно, ведь мы когда-то знали и любили этих людей. Каждый из них, уходя, взял с собой кусочек нашей любви и мы не стали от этого беднее, а они оттуда свыше, будут печально наблюдать за нашей встречей. Нынешний рассказ будет посвящён выпускникам, присутствовавшим на встрече нашего выпуска в 2012 году. За 13 лет после последней встречи покинули нас десять моряков. Ушли в вечность: Леонид Сергеев, Олег Давыдов, Вадим Калиниченко, Иван Чеховский, Эдуард Ерёменко, Владимир Булдаков, Валерий Колтович, Владимир Попик, Николай Бидуля, Игорь Русанов.

Последняя встреча выпускников

Пишу эти строки воспоминаний, а за окном моего дома началась золотая осень, жёлтые листья с засыпающих деревьев тихо падают на землю; лёгкий ветерок поднимает их и переносит на другое место, даже умирающая, готовящаяся к зиме природа, подтверждает мне, что пришла и моя осень…

В последние годы жизни как-то обострились все чувства, иногда посещают грустные мысли. Действительно, не открою ничего нового, сказав, что с возрастом приходит мудрость, понимание того, что жизнь так прекрасна, но к сожалению не вечна! Перелистывая страницы прожитого, жалеешь, что быстро меняется наша жизнь! Раньше всё время чего-то хотелось, теперь всё время чего-то не хочется…

И мы будем с любовью вспоминать годы, проведённые вместе, когда ковалось наше единение, наше братство. Мы уже стоим на пороге к Богу, и нужно достойно прожить оставшиеся нам дни до встречи с ним! Прошло столько лет, я смотрю на Вас, и мне кажется, что молодость рядом, протяни руку, но её уже не вернёшь. И мне всё время кажется, что наша молодость в тельняшке и мичманке, что это самая лучшая часть жизни, которая прожита в стенах училища, вместе с Вами, мои дорогие друзья и товарищи!

Пусть жизнь подарит Вам, мои оставшиеся друзья ещё не один год жизни, крепкого Вам здоровья, получайте радость от каждого прожитого дня, дорожите дружбой и не забывайте своих последних, теперь уже не совсем молодых, однокурсников. Нас механиков, из группы М-432 осталось трое: Акулов Анатолий, Игорь Самохин и Вадим Малошенко. Грустно думать о том, что о нас уже никто больше не вспомнит и не напишет!

Анатолий Акулов

Комментарии

Добавить комментарий

179762 144247 33027