Африка

15.01.2026 21:5619

Африка

Перечитывая написанные мной рассказы, вдруг обнаружил, что упустил большую часть своей морской жизни, а она как раз начиналась с посещения континента, под названием - Африка! Постараюсь оживить страницы прошедших событий, которые давно ушли в небытие вместе с молодостью; и только пожелтевшие фотографии помогают освежить некоторые детали и события, которые вернуть невозможно. Сейчас, с высоты прожитых лет, как то в другом цвете вспоминаются все произошедшие далёкие события.

Мне было всего 21 год, я недавно женился? и уход в рейс считал каким-то временным эпизодом, который будет совсем незначительным и недолговременным. Как я тогда ошибался - море возьмёт меня к себе на долгие и долгие годы, оно станет моей основной профессией. Море принесёт мне радости познавания нового мира, научит меня уметь преодолевать невзгоды и трудности, принесёт веру в дружбу и всему тому, что сопутствует продолжительной работе в море.

Страницы этого рассказа будут посвящены самому удивительному на Земле континенту - Африке, который можно называть и материком и частью света. Он омывается Атлантическим и Индийским океанами, Средиземным и Красным морями. В Африке расположена одна из самых протяжённых рек в мире - Нил, а также крупнейшее озеро - Виктория.

В акватории Атлантического океана занимались рыбным промыслом советские рыболовные суда (СРТР. БМРТ) и обрабатывающие их рыбные плавзаводы, рефрижераторные суда. На некоторых из них начиналась моя морская служба, как на промысловых так и на рыбообрабатывающих судах. Для сведения читателей привожу список видов рыб, которые отлавливали наши промысловые суда: сельдь, скумбрия, сардина, анчоус, сардинелла, сайра, а также донные виды: треска, пикша, хек, мерлуза, палтус. Специальные суда (тунцеловы) - вылавливали акул, тунца (голубой, желтопёрый), пеламиды, креветки, нототения, путассу, макруронуса. Основными местами работы наших промысловиков: Северная Атлантика, Центрально-Восточная Атлантика, Юго-Восточная - Атлантика.

Мне пришлось проходить через пролив Босфор, когда я принимал новый БМРТ-355 «Антон Тамсааре» на Николаевской судоверфи в должности котельного машиниста и отработал на нём 6 месяцев. При переходе через Босфор перед моими глазами возникали очертания берегов и зданий величественного города Византии - Константинополя, современное название - Стамбул. Это - единственный город, расположенный сразу на двух континентах. Взяли на борт лоцмана и ранним-ранним утром вошли в Босфор. Движение по проливу очень хаотичное. Куча маленьких и не очень лодок, катеров, яхт и кораблей снуёт по нему взад и вперёд, не соблюдая никаких правил движения, и подрезая друг друга.

Пролив Босфор

Всё это сопровождается большими волнами поднятыми ветром и движением проходящих лайнеров. Все дома на береговой линии, воды пролива были в розовом, чарующем цвете и вдруг сквозь розовую дымку пробили первые лучи солнца.

Потом начало выкатываться солнце, такое огромное, ласковое и тёплое. В этих тёплых лучах купались мы и проплывающие дома, дворцы, минареты мечетей. Вокруг нас шныряли мелкие турецкие лодки, лодочки, рыбацкие шхуны и наш новый траулер, горделиво расталкивая воды пролива, довольно уверенно проходил фарватером Босфора оставляя за кормой бурлящие буруны морской воды. Нам очень помогал попутный ветер: он всё время ровно, силой в четыре-пять баллов, дул нам в корму и надстройки. Траулер догонял попутные волны, взлетал на их гребень и несколько мгновений мчался, как бы оседлав движущийся водяной вал, а потом медленно соскальзывал с него, чтобы взбежать на другую волну. Волны плевались солёной пеной и злобно шипели вслед траулеру, который оседлав вал, не мог быстро с него соскользнуть. Морская вода прокатывалась по палубе, заполняла собой все закоулки, а потом, забулькав, зашипев, выливалась обратно в океан через сточные отверстия, шпигаты.

Прошёл на корму и наблюдал, как струился тихий и неяркий свет кильватерной струи. Загадочная вода - она не предсказуема, она - стихия, она - жизнь! Вода притягательна, бесконечна, в ней много тайн и загадок! Все эти морские чудеса особенно запоминаются в молодости, а на склоне лет выплывают из памяти, как кильватерная струя за кормой идущего на промысел траулера. Прибыли к берегам Намибии, юго-Западная Африка. У Намибии очень богатая морская фауна в прибрежном шельфе, и здесь промышлял наш рыболовный флот - БМРТ, РТМ типа Тропик, плавбазы и производственные рефрижераторы, которые вылавливают и перерабатывают здесь всё подряд, что в море плавает и ползает. За промысловыми судами тучами летают бакланы, которые подбирают всё, что смывается с промысловых палуб рыболовных судов за борт. Парят мукомольные установки, которые перемалывают рыбу на муку и давят рыбий жир. Рыбу вылавливали в таких количествах, что не могли её всю переработать и часто излишки рыбы просто смывали за борт.

Богатый улов

Конечно, не все капитаны так поступали, но большинство не задумывались об этом, выполняя рейсовый план любой ценой.

Траулер работал у берегов Юго-Западной Африки, потом перешёл в район экватора, а после поднялись севернее, в районы Мавритании, где ловили рыбу под названием сардинопс. Мелкая нежирная рыбка, которая «нахально» лезла в трал и мы без всяких усилий вытаскивали до 30-35 тонн за одно траление.

После голодного пайка на траление у берегов Намибии и экватора, все были довольны таким поворотом, что рыбное счастье повернулось к нам лицом. Мы должны были выполнить план по добыче рыбы, и от выполнения этого плана зависела наша зарплата. Проработали в этом районе почти целый месяц, наморозили рыбы и заполнили носовой и кормовой трюмы, где хранили мороженую рыбу.

После выполнения рейсового задания наш траулер зашёл в порт Дакар. Для меня это был первый заход в иностранный порт. Сейчас невозможно передать все эмоции, которые испытал тогда, но радость распирала всё моё существо - наконец исполнилась моя мечта и я могу причислить себя к сословию морских волков!

Дакар - морской порт в Атлантическом океане, на полуострове Зелёный мыс. Когда мы причалили в гавани порта, то были поражены количеством портовых собак, разных пород, сбежавшихся к борту нашего траулера, худых, со свалявшейся шерстью и голодными глазами - картина, достойная кисти художника. Сердобольные судовые официантки быстро притащили на палубу корки хлеба, кости и остатки от обеда. Местные собаки в этот момент наверное были самые счастливые в мире!

Покупка сувениров / Разговор по душам

Скоро у борта траулера возник стихийный рынок: местные чернокожие торговцы принесли на продажу и обмен всевозможные сувениры, основная часть которых они сами изготовили: маски из красного дерева, фигурки мужчин, женщин, зверей из чёрного дерева, бусы из цветных камней и поделки под золото. Создавалось такое впечатление, что в порт прибыли белые дикари и местные жители всякими методами пытались их охмурить!

Шёл отчаянный обмен между моряками и неграми бартером: судовая команда предлагала им свою рабочую одежду, шапки и прочие носильные вещи, а в ответ получали самодельные сувениры, ананасы, бананы, фрукты. Через пару дней у меня появилась возможность посетить столицу Сенегала. С несколькими членами экипажа вышли на центральную площадь, где процветала стихийная уличная торговля и рядами стояли продавцы очками, часами, другими побрякушками, но уже за деньги, довольно небольшие.

Местное население из-за суеверия неохотно фотографируется и сердится, когда видит камеры. Чистота и гигиена на улицах практически отсутствует. Особенно шумно на ближайшем рынке, где грудами навалены фрукты, рыба, зелень, овощи, орехи и прочие африканские дары. Если не будешь покупать, лучше ничего не трогать, иначе от продавцов будет трудно отбиться!

Дакар удивлял своими размерами и нищетой. После центра и больших домов и мечетей, бедные кварталы тянулись на 30 километров. Общественного транспорта мало, старые автобусы смешно разрисованы. Много заведений общественного питания, но туда опасно заходить для здоровья.

Запахи в городе и окрестностях тоже неприятные, а в жару воняет всем - от гнилой рыбы до отходов животных и человека. Интересно наблюдать, как местные женщины стирают в тазиках, прямо на улицах, так как у большинства нет стиральных машин. Местные жители одеты в пёстрые костюмы и платья, всевозможного покроя.

Новый друг / Выгрузка рыбы

У побережья порта Дакар расположен небольшой остров Горе, бывший центр работорговли, где сохранился старинный форт. На нём процветает торговля золотом, кожей и специями. Мы пробовали попасть на этот остров, там есть золотая деревня, где можно приобрести золотые поделки, но наш золотой карманный запас не позволил нам такую роскошь.

Информирую читателей, что здесь я совершил свои первые заграничные покупки - мужские цветные нейлоновые носки и женскую нейлоновую кофточку, на другие покупки моей заработанной валюты в должности котельного машиниста не хватило!

На следующий год после отпуска, который я провёл в Тихорецке, на Кубани, меня направили в Николаев принимать новый БМРТ-368 «Оскар Лутс».

По рейсовому заданию нам предстояло пройти Босфор, Средиземное море, пролив Гибралтар и выйти в воды Северной Африки, где мы начали работать и осваивать траулер. Нам пришлось по пути на промысел зайти в порт Дакар, где мы получили топливо и продукты, забункеровались топливом и водой.

Первые подъёмы были незначительные, наши траловые мастера не могли настроить тралы и уловы были малыми, ловили какую-то мелочь и ракушки. Всё же рыбалка через некоторое время настроилась, и мы заморозили свой первый груз - 450 тонн.

Нашему траулеру предложили зайти в порт Лагос, столица республики Нигерия. В районе порта Апапа сосредоточены предприятия которые занимаются вывозом сырой нефти, какао-бобов, древесины, рыбы. Название столицы происходит от рыбы «лагос» - это вид морской рыбы из семейства каменных окуней, достигает гигантских размеров, но не является промысловой рыбой.

Лагос — порт Апапа

После некоторых раздумий решили не бродить по центру, а посетить местный рыбный рынок, расположенный на Главной дороге в Лагосе. Рыбный рынок, расположенный на первом этаже, заполнен свежей рыбой и морепродуктами всех видов, где толпится много сенегальских женщин. Здесь же находился причудливый кафе-бар, где мы с удовольствием выпили по бокалу местного пива и попробовали лёгкие рыбные закуски. На этажах выше расположены ресторан и обзорная площадка с видом на набережную с красочными прогулочными катерами.

Вернулись на борт траулера, полные впечатлениями, а я был в восторге! Мы сдали часть груза в Лагосе, а остальной груз нам предложили сдать в Нигерии, в порту Порт-Харкорт.

БМРТ-368 - «Оскар Лутс»

Переход был сложным, шли вверх по реке Бонни и причалили в небольшом африканском порту для сдачи рыбы.

Запомнились пейзажи окружающие этот порт - негритянские хижины, шумные базары, горы диковинных овощей и фруктов. Великолепные пляжи, страсть к новому и интересному, всему тому, что сопутствует молодости. Я как губка впитывал все эти африканские картинки, и они долго сопутствовали меня в моих дальнейших странствиях по миру, но эти впечатления были самые яркие!

Да здравствует дружба! / Изображаем из себя аборигенов

Порт-Харкорт - столица штата Риверс, Нигерия, расположен по реке Бонни в дельте Нигера. Это крупнейший город в Нигерии и из скопления деревень вырос до размеров торгового порта. Вот сюда мы и доставили основную часть мороженой продукции, где простояли целую неделю.

Вообще, Лагос - это засада, здесь легко можно нарваться на воров и диких бандитов. Лучше ходить группой, не показывать фотоаппараты и камеры.

Пешком в Нигерии белому человеку нечего делать, так как сразу сбегается к нему окрестное население и начинаются приставания, выпрашивания сигарет и денег. Если едешь в машине, белому человеку нужно сразу садится на заднее сидение, а если сядет полицейский в форме спереди в машину: считай не будет при поездке никаких проблем.

У нигерийцев развести белого лоха - святое дело, но на контакт местные идут легко и иногда возникает дружба!

Пробежались во время увольнения по мясным и рыбным рядам, посетили сувенирные отделы, где предлагали всевозможные маски, фигурки, очки…

Набережная Лагоса / Выезд на местный пляж

Могу отметить, что проталкиваясь в галдящей толпе и зажимая нос от запахов, можно на время забыть, что находишься в одном из крупнейших мегаполисов Западной Африки и почувствовать пульс чёрного континента!

Через несколько дней стоянки в порту Таллина, 13.01.1970 года меня вызвали в механико-судовую службу, и начальник службы Бломберг Я.С. предложил мне должность второго механика на транспортном рефрижераторе «Бора». Я ответил ему, что это «моя голубая мечта»! Бломберг засмеялся и сказал:
- Ну, вот иди и воплощай в жизнь свою «голубую мечту!».

Мне не верилось, что я буду работать на этом судне. Среди моряков «Бора» пользовалась доброй славой: рейсы интересные, всегда платят валюту и судно в хорошем техническом состоянии. Водоизмещение 7100 тонн, груз в трюмах 2100 тонн мороженой рыбопродукции. Скорость 18 узлов, Гл. двигатель МАН K8Z 70/120, 6650 элс, 4801 кВт.

Транспортный рефрижератор «Бора»

Судно находилось в порту, и я на крыльях своей «голубой» мечты полетел на борт «Боры».

Принимал дела у второго механика Занделова, который переходил работать старшим механиком на танкер- водолей «Криптон». Капитаном был Коган. Д.Ф., старшим механиком Первушин Н.К.

Машинное отделение было просторным, окрашено в приятные глазу тона. Непривычно было, что под машинными плитами было очень просторно, можно было пройти, согнувшись, и никакой грязи. Во время вынужденной стоянки на рейде порта Лагос, Нигерия, вычистили и буквально вылизали льяла, выкрасили их суриком. Ремонтных работ почти не было, только третий механик проводил профремонт своим двигателям.

Почти месяц мы простояли на рейде и потом зашли в порт на разгрузку. «Бора» работала в основном у берегов Африки, принимала мороженую рыбу в брикетах от БМРТ. В течение рейса несколько раз переходили экватор, отпраздновали праздник Нептуна, получили верительные грамоты. Первый раз в жизни я выступал в роли Нептуна, которую потом исполнял неоднократно на других судах.

Единственное, что меня огорчало, что нам начисляли небольшое количество валюты и свободных денег было мало, но на пиво и Кока-колу хватало. Часто посещали клубы моряков, где с наслаждением плескались в бассейнах, иногда посещали местные пляжи, так как африканская жара очень всех доставала.

Выезд на местный пляж / Океанские ванны

Когда траулер стоял в порту, то несколько раз играли в футбол с местными футболистами и с футболистами английского судна, у которых мы выиграли!
Нас на этом судне угощали английским пивом - тогда мы оторвались, пили до тех пор, пока могли, а были мы молоды и могли выпить много!

По окончанию рейса зашли в Гибралтар, где собирались отоварить всю свою заработанную валюту. Стали на якорь в бухте Гибралтара - британская заморская территория, на южной оконечности Пиренейского полуострова. Над его жилыми кварталами возвышается известковая Скала.

Известковая Скала / Природный заповедник

Прибыл портовый катер с властями, оформили приход и раздали всем увольнительные записки, а морские паспорта забрали портовые власти. Спустили на воду обе моторные шлюпки, и на них в город отправилась первая партия команды. Предварительно, на судне, всех разбили на группы по 3-4 человека. Один из группы - старший, он отвечал за всех остальных и должен был привести из увольнения всю группу в комплекте. В городе по магазинам ходили все вместе, группами, разделяться было строго запрещено. Такая была инструкция, а нарушишь - поплатишься потерей паспорта моряка в Таллине.

Как и во всех небольших портовых городах, через Гибралтар проходит одна длинная, двухкилометровая главная улица, Майн-стрит. От неё отходит десятки коротких, узких, похожих друг на друга маленьких улочек, на которых слышна разноязычная речь моряков всех стран и флагов со стоящих на рейде военных и торговых судов. Улица состоит из сплошного ряда лавочек и разных магазинчиков.

В Гибралтаре самые известные обитатели Скалы - дикие обезьяны (маготы), единственные приматы в Европе, которые живут на свободе. Нас предупредили, чтобы не носили никаких видимых предметов или еды. Обезьяны любят отнимать сувениры у приезжих туристов. Обвешанные пакетами, какими-то свёртками, с коврами на плечах, мы натыкались друг на друга на маленьких узеньких улочках.

Улицы Гибралтара / Променад в Гибралтаре

Рассказывали друг другу, где и что можно купить, и где и что продаётся дешевле. В то время в Гибралтаре было много разных маленьких магазинчиков с вывесками на русском ломаном языке, набитых платками, коврами, разными тканями. В основном покупали яркие ковры машинной вязки, максимум по два ковра на человека. Были популярными и «половики», плюшевые ковры с русскими сюжетами - «Тройка», «Утро в сосновом лесу». Нарасхват покупали косынки с видом Гибралтара, которые занимали малый объём, но на южных базарах и пляжах продавались в момент!

Для женщин покупали часики с браслетом и дужками, похожие на краба и такие подарки в Таллинне были бесценными. Продавцы: индусы, турки, испанцы тоже знали кое-что по-русски и затаскивали нас в свои лавчонки, тащили за рукава. Устоять перед таким напором было сложно, и мы скупали всё это барахло, зная, что в Таллинне быстро от него избавимся. Мы толкались по всем этим магазинчикам, путались в узких улочках, искали свои «самые дешёвые» товары, пока не истратили всю свою валюту.

Часть мы продадим в Таллинне, где эти товары пользуются хорошим спросом, а суммы, которые мы за них выручим, будут солидной добавкой к нашему морскому заработку. Я оставил немного мелочи на пару кружек пива и присел в каком-то заштатном баре. Всё! Миссия была выполнена, товар закуплен! Осталось довезти наши колониальные товары на борт судна, которое стояло на рейде.

Уставшие, голодные, со сбитыми ногами и коврами на плечах вереницы членов экипажа спешили к шлюпке. Чуть не черпая бортами воду, шлюпка с колониальными товарами и «осчастливленными» моряками тяжело продвигалась в направлении траулера. Только когда подошли к борту судна и выгрузили свои незатейливые покупки, стало грустно, что мы не «вкусили» никаких береговых прелестей, кроме испанского пива. Что можно увидеть за два часа? Хотя Гибралтар городишко неказистый, но так приятно было ощущать твердь земли под ногами и знать, что через несколько дней будешь ходить по улицам Таллинна!

Закончилась наша экспедиция к берегам Африки! В мае 1970 года траулер вернулся и пришвартовался в порту Таллинн. За время работы у берегов Африки мы посетили страны: Гану, Того, Сенегал, Нигерию, Камерун, и побывали в портах: Дакар, Лагос, Дуала, Абиджан, Порт-Харкорт, Тема, Такоради.

Анатолий Акулов

Комментарии

Добавить комментарий

204565 167157 34920