Волга

21.08.2011 18:155479

Волга

Республика Куба. Работая там с 1964 го года по 1967 год, я приобрёл себе автомобиль ГАЗ-21 «Волга», за чеки Внешторгбанка.

Мне было 25 лет, и я стал обладателем престижной марки автомобиля, который в СССР не каждый мог позволить себе купить.

Вообще, у меня в это время многое было впервые, возможно всё связано с моей фамилией, начинающейся на первую букву "А" в алфавите. В школе и мореходном училище почти всегда меня первого вызывали к доске, потом я почти один из первых в своей группе женился, у одного из первых у меня родилась дочка.

Во время работы в республике Куба я самый первый в своей группе стал старшим механиком на БМРТ, в 25 лет, и через полгода купил себе машину «Волга», тоже самый первый в своей группе однокашников.

Мне нравилось в эти годы, (1965г-1967г), приехать на Ратушную площадь в Таллинне, где не было ни одного частного автомобиля, поставить машину перед кофиком «Старый Таллинн», выйти из машины в белом свитере и продемонстрировать всем, что эта белая «Волга» является моей машиной.

Издержки молодости, элементарное фрондёрство, но это было, было, и, к сожалению, это уже не повторится!

Почти 10 лет «Волга» верой и правдой служила мне, и на ней я ездил несколько раз на Кубань, Украину, черноморское побережье Крыма. Пришло время, когда появилась необходимость в покупке нового жилья, а таких больших свободных денег у меня не было.

Решили продать автомашину, так как в это время автомобили были в цене, а «Волга» всегда была желанным приобретением для каждого автолюбителя. Для продажи машину решили подремонтировать и подкрасить у одного моего знакомого, Леонида Пилипенко, который работал личным шофёром у одного из партийных секретарей какого-то Таллиннского райкома партии.

Тогда я не придал особого значения его личным качествам, так как мы близко не общались. Физиономия у Пилипенко была не самая привлекательная - волосы рыжие, конопатое лицо с особой хитринкой, вообщем, на Алена Делона он не вытягивал.

Машину я оставил в райкомовском гараже, оформил на него доверенность по решению всех вопросов связанных с машиной, а сам ушёл в короткий рейс (45 суток) на транспортном рефрижераторе «Ботнический залив».

КАРТА УЗБЕКИСТАНА

Была осень 1974 года, мы брали груз мороженной рыбопродукции у берегов Северной Америки, и в середине октября, набрав полный груз, взяли курс к берегам Эстонии. Вернувшись из рейса, на второй или третий день я отправился к Пилипенко, узнать результаты предпродажной подготовки машины.

На мой вопрос: «Как дела с машиной?», получаю ответ, что здесь, в Таллинне, машины нет, она в Узбекистане, в городе Андижан, у родственников жены.

Оказывается, по его рассказу, он поехал в отпуск, к родственникам жены, а его срочно вызвали на работу, и он, бросив машину у родственников, самолётом прилетел в Таллин. До сих пор удивляюсь, беспардонности людей, так как сам бы этого никогда не сделал.
Ну как можно было, уехать так далеко без моего разрешения, а потом практически бросить автомобиль. И не в соседнем городе, а в Узбекистане! Круто!

Возмущению моему не было предела, так как таких полномочий он от меня не получал. Был разговор, что если представится случай и найдётся покупатель, то машину можно продать, предварительно согласовав цену с моей женой. А тут такая новость!

Ну что мне оставалось делать? Взял координаты родственников жены Пилипенко и ушёл, покрыв его отборными русскими ненормативными словами! На семейном совете было решено лететь в Узбекистан, в Андижан и забирать автомобиль, в противном случае от него не останется никаких следов. Восток, дело тонкое!

У меня в Таллине были очень хорошие знакомые, семейная пара - Бондаревы: Павел Евдокимович и Валентина Ивановна.

Я был знаком с ними ещё с тех далёких времён, пятидесятых годов, когда мы с мамой совершали сахарные рейды (1954-1957 годы). В моём Тихорецке, на Кубани, вызревало много фруктов, а вот с сахаром было туго. И мы с мамой, пользуясь бесплатным железнодорожным билетом (мама работала медсестрой в железнодорожной больнице), ездили то в Ленинград, то в Таллин, за этим нужным нам продуктом. В Таллине мы часто останавливались ночевать у семьи Бондаревых. Вот с этих далёких времён мы и поддерживали знакомство, а окончив Херсонское мореходное училище, я специально попросил направить меня на работу в порт Таллин.

Детей у Бондаревых не было, а ко мне они относились очень хорошо, как к сыну. Вместе со мной приехали сюда и мои однокурсники: Л.Сергеев, В.Удовиченко. Валентина Ивановна Бондарева работала бухгалтером в Управлении Министерства внутренних дел Эстонии и, конечно, знала многих работников этого управления. Решили попросить одного из них, хорошего знакомого моей тётушки, майора Акселя, фамилии я не помню, оказать нам помощь в возвращении машины домой.

Я оплачивал ему перелёт в Узбекистан и назад, самолётом, а он должен был на месте, в Узбекистане, помочь нам в розысках и возвращении моей «Волги». Сам Павел Евдокимович, был профессиональным шофёром, работал в таксопарке.

31 октября сформировали боевую группу - я, майор Аксель и таксист Бондарев. Аксель был типичным представителем эстонской нации - больше, чем два метра ростом, с розовой, откормленной физиономией, и смотрелся очень импозантно и грозно.

Для солидности я решил лететь в форменной флотской форме, майор в милицейской форме, а Павел Евдокимович в кожаной куртке. Бригада спецназа из Эстонии!

Медресе Джами в Андижане

Когда мы приехали в Таллинский аэропорт, то увидели здесь, к нашему удивлению, шофёра Л.Пилипенко, который увидев нас, да ещё с представителем милиции, рванул в сторону улетающих на Москву и бесследно исчез.

Мы дождались очередного рейсового самолёта на Москву (раньше было несколько рейсов) и улетели на боевое задание.

В порту Домодедово мы с Акселем представились оперативниками из Эстонской милиции, и проверили списки всех отлетающих пассажиров в Узбекистан, в города Андижан, Ташкент и другие Среднеазиатские направления, но фамилии Пилипенко нигде не обнаружили.

С большим трудом, майор Аксель приобрёл три билета на рейс Москва - Андижан.

Началась посадка в самолет, и мы бегом пробежались по предпосадочной галерее, но никак не могли найти выход к своему самолёту.

Дело в том, что при проходе в галерею нас задержал контролёр и долго не пропускал, хотя у нас на руках были авиабилеты. Всё это уже тогда нам показалось странным, но мы всё же прорвались, и почти бежали по галерее, а за нами мелкой трусцой семенил таксист, Павел Евдокимович. У него заболела нога, и он еле поспевал бежать за нами. Было смешно и страшно, что мы можем не успеть и не улететь этим рейсом. Всё же мы добежали до трапа самолёта, поднялись наверх, в самолёт и уселись на свои места.

И вот, в самую последнюю минуту, когда уже стали закрывать двери в самолёт, в проёме дверей показалась рыжая голова Пилипенко с огромными узлами в руках. Дверь самолёта закрылась, а Пилипенко предоставили место на каких-то раскладных стульях, у двери. Он оглядывается и вдруг замечает меня!

Неподдельный страх и изумление у него в глазах, он не ожидал этой встречи в самолёте!

Всё время полёта до Андижана, (около 4-5 часов), он сидел, уткнувшись головой в узлы, и не поднимал головы. Что творилось в душе этого пройдохи, одному богу известно…


1 ноября 1974 года.

После приземления в Андижане, все поспешили на выход, а я взялся за узлы шофёра Пилипенко и не отпускал их до тех пор, пока мы не сошли с трапа самолёта. Когда к нам подошли Павел Евдокимович и здоровенный майор милиции Аксель, лицо Пилипенко из красного стало белым. Аксель показал свои милицейские документы и потребовал у Пилипенко предъявить свой паспорт.

Следующим вопросом Акселя было: «Где автомобиль?». Пилипенко тихим и убитым голосом ответил, что сейчас поедем к тому человеку, где он оставил машину.

Карта Ферганской долины

Мы взяли такси и поехали по пыльной дороге между хлопковыми полями, в посёлок Кува, расположенный в 20 км от областного центра Фергана.

Во времена раннего средневековья на месте посёлка находился город Куба, на предполагаемой родине знаменитого Ахмада аль-Фергани, средневекового энциклопедиста, астронома и математика. Знаменитым он стал, когда основал университеты в Дамаске и обсерватории в других странах Востока.

Когда ведомые знаменем Пророка Мухаммеда в Ферганскую долину пришли арабские завоеватели, они назвали это место «Куба», что по-тюркски «тепа», то есть - холм, возвышенность. Новый город разбивали здесь каждый раз на развалинах старого, оплывающего от времени глинобитного городища, в свою очередь расположенного на руинах более ранних времён.

В Средней Азии или, как сейчас принято называть, Центральной Азии практически вся архитектура глинобитная. Рано или поздно глинобитная постройка просто обязана развалиться, в силу климатических условий. И когда она разваливается, она засыпает свои нижние части. Таким образом, образуется слой, это всё разравнивалось, а сверху строились новые здания.

В 10-12 веке в Куве был центр по производству стекла для Ферганской долины, и после раскопок здесь обнаружены прекрасные образцы стеклянной посуды, начиная от абсолютно прозрачного до чёрного. Там и синее, и красное, и коричневое, и зелёное, абсолютно разной формы.

Также во время раскопок обнаружили 80 помещений, пять улиц, площадь, буддийский храм 7-8 вв. с глиняными статуями Будды и различных буддийских божеств. Состоял город из трёх частей, которые были обнесены стенами с башнями и воротами. В последующие годы зубчатая крепостная стена была восстановлена и разбит сад с фонтанами.

Но этого тогда ничего не было, а только унылые домишки местных жителей и некрасивые административные здания, и обширная шумная чайхана.

УЗБЕКСКИЕ УГОЩЕНИЯ

По дороге заехали к тёще Пилипенко, матери его второй жены. Здесь нас очень тепло встретили, угостили настоящим зелёным узбекским чаем, фруктами: виноградом, дыней, арбузом.

После чаепития поехали к местному кузнецу Рахмат-аке и здесь, во дворе кузнеца, я наконец увидел свою горемычную «Волгу». Она была покрыта брезентом и, после осмотра, мы нашли её в нормальном состоянии.

В доме кузнеца, на полу, был накрыт ковёр, и мы расселись вокруг ковра на корточках, так как стола в доме не было. Сидеть на корточках было очень неудобно, жарко, тем более я был в чёрной флотской форме, но мы были в гостях, и пришлось с этим положением мириться.

Угощение было обильным и на столе можно было увидеть и суп-шурпу, и лепёшки, и дыни, и арбузы, и орехи, и гранаты…

Мужчины пили водку, и нам тоже предложили водку в белых маленьких чашечках-пиалах, а в конце трапезы пили зелёный чай.

Деловых разговоров не было, нас отвезли ночевать к тёще Пилипенко, а кузнец обещался прийти вечером, на переговоры, но не явился. Нас накормили и уложили спать.

2 ноября 1974 года

С самого раннего утра чаёвничали, пили водку, а нас усиленно кормили тем, чем бог послал, эту добрую русскую семью. Хозяйка, тёща Пилипенко, Ольга Сергеевна, была замужем за дядей Гришей, им было лет по 65 или больше.
Вечером пришёл кузнец со своими родственниками и стали обсуждать варианты продажи.

Когда они ушли, Пилипенко, подогретый алкоголем, начал митинговать, оправдываться. Майор Аксель, с виду грозный мужик, после выпитого и съеденного, расслабился и занял какую-то нейтральную позицию, а Пилипенко, вероятно, был тонкий психолог, он это почувствовал, и смелел прямо на наших глазах.

Митинг долго продолжался, пока всех не сморил сон и сытный ужин. Эту ночь снова ночевали у Ольги Сергеевны.

УЗБЕКСКИЕ АРБУЗЫ И ДЫНИ

3 ноября 1974 год

Утром опять пришёл кузнец, и договорились о продаже машины за 11500 рублей. Взяли задаток в 1000 рублей. Сумма 11500 рублей была хорошей, так как в Эстонии за такую же машину давали 10000 рублей, приличные деньги по тем временам.

Вечером я проводил майора Акселя в Андижан, купил ему билет на самолёт и грозный представитель Министерства внутренних дел улетел в Москву, сытый и довольный! Билеты, которые я купил на себя и Павла Евдокимовича, были сданы обратно.

Мы с мужем Ольги Сергеевны, дядей Гришей, пошли посмотреть узбекский базар.

Такого нагромождения и обилия фруктов мне никогда раньше не приходилось видеть, шум, непонятная речь и особый национальный колорит, это было интересное и очень занимательное зрелище. Зашли в шашлычную, заказали по порции шашлыков.

Шашлыки были из баранины, хорошо приготовлены, с большим количеством зелени, лука, разломленными половинками гранатов.
На такси приехали в Куву, и снова сидели за накрытым столом. Нечасто сюда приезжали гости, поэтому Ольга Сергеевна с мужем, выкладывались в своём гостеприимстве на полную катушку. Пришли дочери хозяйки, Света и Люда.

Угощали настоящим узбекским пловом, с большим количеством мяса, моркови и мелко шинкованного лука.

Снова Пилипенко выступал с обличительными речами и доказывал свою невиновность, представлялся не злодеем, а ангелом. Все его родственники вежливо молчали, и, как нам потом они сказали, никто ему не поверил!

Дорога из Андижана

4 ноября 1974 года

Утром с Павлом Евдокимовичем поехали в Андижан, на автомобильный базар. Мы хотели узнать, какие всё - таки реальные цена на автомобили «Волга» в Узбекистане.

Цены были в пределах 12000 тысяч рублей, но узнали мы и плохую новость. Оказывается, есть постановление, по требованиям которого, машину можно продать только по месту жительства владельца. Это был удар для меня, так как я, перед отлётом в Андижан, снял машину с учёта в Таллине, а номера сдал в ГАИ.

Мы были уверены, что продадим машину на месте. Ведь этот подлец Пилипенко загнал машину в Узбекистан, так далеко, а теперь получается, что автомобиль продать здесь невозможно. Билеты сданы, машину не продать, и остался только один вариант - гнать автомобиль в Таллин, своим ходом.

Поехали с дядей Павлом к кузнецу забирать машину, с нами за переводчика дочь Ольги Сергеевны - Люда. И вот тут-то мы и узнаём, что машину нам не отдают, хотя я кузнецу возвращаю задаток - 1000 рублей. В чём дело? Я предъявляю им свой паспорт моряка, но на них это не действует, машину не отдают и не объясняют почему!

Вызываем участкового милиционера и от него узнаём, что Пилипенко договорился с кузнецом продать машину за 12000 рублей, а в задаток взял 2000 рублей. Очень «сложная» арифметика, о которой мы не знали. Здесь всё и раскрылось!

Теперь стало понятно, почему он решил появиться в Узбекистане, так как хотел, до нашего приезда сюда, вернуть задаток, и всё было бы ОК. Но не успел! Нам Пилипенко сказал, что договорился продать за 11000 рублей, задаток взял якобы 1000 рублей, а на самом деле взял 2000 рублей (1000 рублей присвоил себе!).

О том, что Пилипенко взял 2000 рублей, кузнец так и не признался. Вот такой бизнес по-русски! Машину нам не отдали, и мы уехали несолоно хлебавши!

Вернулись к тёще Пилипенко, а делец исчез, и хозяйка не знает куда...

Дочери хозяйки, Света и Люда, предлагают уехать к ним в Язъяван, (селение рядом с Кувой). Они поняли, что нам уже противно оставаться здесь и им было стыдно за такого родственничка, и жалко матери, которая не понимала, что же происходит.

5 ноября 1974 года

Теперь я и Павел Евдокимович, живём в Язъяване, в посёлке немного больше Кувы. Язъяван - посёлок городского типа, центр Ахунбабаевского района Ферганской области, расположен 22 км от города Маргилан.

Язьяван означает буквально - «песчаная равнина». Ещё в прошлом веке пустыня была обширной и выглядела почти такой-же необжитой, как центральные районы Кызылкума. После строительства Ферганского канала, 300 км которого были вырыты за 45 дней методом народной стройки, здесь началось выращивание хлопка.

Но часть полей осталась заповедником - это ошеломляющие по красоте места, где немыслимой зыбью застывших волн сталкиваются барханы высотой с пятиэтажный дом, заслоняя линию горизонта. Нам сообщили утром, что Пилипенко вернул недостающие 1000 рублей, и мы можем забрать машину.

Оказывается, узлы, которые он вёз в Куву, были ковры, которые он здесь продал и вернул кузнецу недостающие деньги. Ура! Вернём машину из узбекского плена!

МАВЗОЛЕЙ МАРГИЛОНИ

6 ноября 1974 года

Едем в Куву, встречаемся с кузнецом. Он с непроницаемым лицом открыл ворота своей усадьбы, мы выехали на «свободу», и уже своим ходом едем в Фергану, через Маргилан. Маргилан - очень красивый, зелёный город, в котором мы задержались на некоторое время, так как решили осмотреть несколько достопримечательностей, когда ещё в этой жизни попадёшь в эти места.

Возникновение Маргилана связывают открытием Великого Шёлкового Пути, о котором мы были наслышаны, и читали о нём ещё в школьных учебниках, а вот теперь, волей случая, мы находимся здесь, в этом старинном и знаменитом городе, городе шёлка, которому скоро будет 2000 лет! Существует легенда о названии города, которая гласит, что местные жители, узнав о намерении Александра Македонского посетить их город, торжественно встретили гостей курицей и хлебом, зная, что римляне любят куриное мясо. После угощения Македонский спросил название блюда. Ему ответили, что это блюдо называется Мургинон - курица и хлеб. С этого времени и пошло название города Маргилан.

Здесь родился и вырос один из правнуков Тимура - султан Бабур, который был правителем Ферганы, а потом в Индии основал государство Великих Моголов и положил начало утверждения там династии Бабуридов, правившей до 19 века. Маргилан был широко известен своими изделиями из шёлка и является шёлковой столицей Узбекистана. Это прекрасный край с неповторимой природой, садами, радужными красками шёлкового атласа и прославившимися на весь мир тюбетейками, ставшими символом узбекской самобытности.

Мы бродили по уютному, утопающему в зелени городу. Ведь он издревле являлся местом отдыха караванов и некогда великой столицей, на важном узле Шёлкового пути! Маргиланцы вежливы, уважительны и приветливы. Старшее поколение говорит на удивительно чистом русском языке. В магазинах много выполненных вручную радужных тканей из шёлка с разными названиями, запомнить которые невозможно, а так мы с Павлом Евдокимовичем не оценили этой прекрасной возможности приобрести хотя бы по отрезу шёлка, а зря!

Постояли у мавзолея Маргилони, построенного в 1-й половине 18 века. Конструкция мавзолея, сложенного из жженого кирпича в хорошем состоянии. Эту постройку можно отнести к лучшим мемориальным зданиям Маргилана.

Всё же мы были ортодоксы, православные христиане, и мусульманские ценности нас не особенно интересовали.

Потолкались мы и на автомобильном базаре Маргилана, где нам предлагали за машину до 13000 рублей, даже без документов. Мы просто побоялись, и денег не дадут, и сами можем сгинуть. Нет, мы решили всё же возвращаться домой своим ходом.

Вечером вернулись в Язъяван. Завтра праздник, все готовятся, что-то жарят, парят!

7 ноября 1974 года

Праздник отмечали с хлебосольными хозяевами, с которыми просто сдружились за время, что прожили здесь. Из Кувы приехала Ольга Сергеевна, и дядя Гриша - был полный комплект. Люда, младшая дочь Ольги Сергеевны, была рождена от узбека, но только отдалённо, некоторыми чертами лица и цветом кожи, напоминала узбечку. Света, старшая дочь, имела пятеро детей.

И все мы: дети, муж, сестра Люда и нас двое чужих мужиков из Таллина, умещались в 3-х комнатной, небольшой квартирке. И ни одного слова упрёка, жалобы на тяжёлую жизнь - они были просто хорошие русские люди.

ДОРОГА КОКАНД - ТАШКЕНТ

8-9 ноября 1974 года

Приводили в порядок машину, готовились к прогону через всю Среднюю Азию, съездили ещё один раз в Коканд, Фергану и закупили на дорогу - дынь, арбузов, груш, яблок.

Хотел купить в книжном магазине географическую карту Средней Азии, но, к сожалению такой карты, не нашлось, и мне предложили контурную карту. Хорошо, что была хотя бы такая карта, она нам иногда помогала определяться в дороге.

Последняя ночь в Язъяване, почти не спали, разговаривали всю ночь о предстоящей дороге.

10 ноября 1974 года

Счётчик километров на «Волге» показывает 93800 км. В 17.00 простились с гостеприимными хозяевами и выехали из Язъявана на Коканд. Коканд прибыли уже довольно поздним вечером и решили ехать дальше, через горный перевал, на Ташкент.

Мы не знали, что ночью, по местным правилам, через перевал в горах не ездят, так как это опасно, горные дороги иногда засыпает снегом, и тогда вызывают бульдозеры, чтобы расчистить путь. Днём машины едут караванами.

Всю дорогу от Коканда к Ташкенту вел машину я. Дорога очень извилистая, крутые повороты, узкая.

Высоко в горах дорога была засыпана снегом, несколько раз нас заносило на поворотах. До сих пор не представляю, как мы там, в горах, удачно проехали, но к 22 часам вечера мы приехали в Ташкент и остановились у ташкентского отделения милиции.

Мы стали спрашивать у работников милиции: «Как дальше ехать?». Когда они узнали, что мы только что приехали из Коканда и проехали ночью через перевал - то сделали «круглые» глаза и сказали нам, что мы очень рисковали, так как местные автолюбители в это время там не ездят!

Но, что делать, перевал пройден!

Ночевали в машине, прямо у отделения милиции. Проехали 300 км.

ТАШКЕНТ, ЦЕНТР ГОРОДА

11 ноября 1974 года

Рано утром выехали из Ташкента, проехали через центр огромного и очень красивого города. Погода прекрасная, светит солнце, отражаясь радугой в брызгах фонтанов.

Как-то не верится, что совсем недавно мы были в другом мире, карабкались по горному перевалу, а здесь ключом бьёт жизнь, и никому нет дела, что нас ждёт впереди такой длинный и опасный путь, через пески и пустыню…

Не стали останавливаться, а взяли направление на Чимкент. Из Чимкента поехали на Кзыл-Орду и дальше поехали на Джусалы.

В Джусалы остановились у какого-то дома и там заночевали. Проехали 930 км.

12 ноября 1974 года

Утром выехали из Джусалы, проехали Тюра-там - огромную возвышенность в степи, к которой невозможно подъехать, потому что на ней установлены какие-то установки, радиолокационные антенны и прочее оборудование. Вокруг военные машины, и всё указывало на то, что это был космодром.

Поехали на Новоказалинск, городок, где жили военные и специалисты, которые обслуживают космодром. Дальше - на Аральск. Потеряли много времени на поиски дороги, так как дорог много, а указателей нет - выбирай любую, только бы не ошибиться.

Встретили по дороге стадо сайгаков, которые пересекали дорогу, и не было возможности двигаться дальше.
Заблудились, а вокруг ни одной машины и спросить не у кого. Выкипела вода в радиаторе, заливали верблюжьей мочой, взятой из лужи.

Ночевали в степи, на 109 километре. Ночью услышали шум машин, где-то проходила небольшая колонна. Я выскочил из машины в одних носках и по мёрзлой земле побежал навстречу, чтобы успеть остановить хотя бы одну машину.
У меня получилось, я успел догнать одну машину, остановил её, и мне рассказали, как нам ехать дальше.

Проехали 300 км.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ САМИ ВЫБИРАЕМ

13 ноября 1974 года

Этот день был самым «чёрным» за время перегона, хотя честно сказать, светлых дней за это время у нас было не очень много. Мы ехали по размокшей после ночного заморозка дороге, если можно назвать дорогой степь с солончаками. Солончаки, это болотца, на вид вполне безобидные, но коварные, и таящие для человека на колёсах страшную опасность.

Мы встретили на пути один из таких солончаков и остановились перед ним, так как объезжать его было негде. Посоветовались и решили проскочить его сходу, на скорости, и влетели в него и сели на брюхо машины и увязли передними колёсами полностью.

Вышли из машины, и на душе стало тоскливо и гадко, так как мы поняли, что так быстро из этой ямы нам не выбраться. Мы начали откапывать передние колёса машины заводной рукояткой, потому что у нас не было ни лопаты, ни ведра.

С высоты прожитых лет, я сейчас не понимаю, как же мы были так беспечны, зная, что впереди такой длинный и опасный путь, и не вооружились такими простыми, но такими необходимыми инструментами. Допустим, я моряк, но Павел Евдокимович профессиональный шофёр, но увы, так получилось… Самое смешное, что я прилетел в чёрном парадном мундире, а на смену у меня был белый костюм, в котором я и проработал всё время перегона.

В километре от места, где мы застряли, находился стог с брикетами сена. Эти брикеты мы и стали носить к машине. Несёшь брикет, а он тяжеленный, руки мёрзнут, голова продувается сильным морозным степным ветром.

Из носа и глаз текут слёзы и вода, и, проклиная весь мир, материшься, как последний сапожник, но надо, надо нести.

Наносили мы этой соломы, подкладывали под колёса, газовали, пробовали выбраться из этой трясины, но результата никакого, и что самое обидное, на сотни километров вокруг, ни одной машины, ни одного живого существа, которое можно было бы позвать на помощь.
Мы и между собой переругались, и я предложил Павлу Евдокимовичу не заниматься «сизифовым» трудом, а ждать какого-нибудь проходящего транспорта, так как без лопаты, одними руками сделать ничего практически невозможно.

И вот, во время наших споров, мы вдруг увидели на горизонте несколько маленьких точек, которые быстро увеличивались и мы с облегчением поняли, что идёт небольшая автомобильная колонна.

Водителей не пришлось долго упрашивать, они дали буксир и мощный МАЗ вытащил нашу «Волгу» из болота. Мы были бесконечно им благодарны и дали им десять рублей, от которых они не отказались.

В общей сложности мы просидели в солончаке на ветру и морозе 8 часов.

Да, это было 13 ноября, так что невольно начнёшь верить в приметы. Этим же днём, к вечеру, мы добрались до посёлка Иргиз, где у нас закончился бензин. С пустой канистрой мы ходили по дворам посёлка, останавливали проходящие грузовики, но безуспешно, нам все отказывали. Подъехали к бензозаправочной станции, но там огромная очередь и, ни капли бензина. Все ждут, что бензин скоро подвезут машинами только на следующий день.

Заняли очередь и устроились здесь же ночевать.

Холодно, печка в машине не работает, жмёмся друг к другу, закутались в одеяло, которое нам дали в Язъяване.

Проехали 180 км.

КАРА-КУМ - ЧЁРНЫЕ ПЕСКИ

14 ноября 1974 года.

Проснулись очень рано от холода, бензина нет, и я решил действовать. Взял свой паспорт моряка, пошёл к начальнику автозаправочной станции, где долго и упорно упрашивал его выдать нам небольшое количество бензина, чтобы доехать до Кара-бутака, где мы дозаправимся.

Вообщем, он дал мне записку, чтобы нам отпустили 60 литров бензина. Счастливые, мы дозаправились и поехали в Кара-бутак (Чёрный корень).

В Кара-бутаке зашли на почту, и я отправил домой телеграмму, что пересекли пустыню Кара-кум (Чёрные пески). Да, да, мы всё-таки их одолели, Чёрные пески, ориентируясь по контурной карте.

Из Кара-бутака поехали на Актюбинск. Шоссе покрыто гололёдом, и рядом идёт другая дорога, но мы решили ехать по ледяному шоссе.

Это была езда по льду, скорость сбавлять нельзя, так как сразу же заносит, и можешь вылететь в кювет. И таких «счастливцев» мы насчитали пять или шесть машин, которые лежали в кюветах.

Едем, а мороз от нервного напряжения покрывает всю кожу пупырышками. Павел Евдокимович спрашивает меня километров через 150: «Ну, что, будем дальше испытывать судьбу или нет?». Решили, что судьбу больше испытывать не будем и свернули, на параллельную с ледяным шоссе, дорогу.

Дорога была ненаезженная, забитая транспортом, утопающая в грязи со снегом. По дороге нас чуть не сбило прицепом встречной машины, но удачно разошлись.

Ночью приехали в Актюбинск и заночевали у жилого дома.

Проехали 400 км.

УРАЛЬСК, МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

15 ноября 1974 года

На следующий день, также утром выехали на Ново-Алексеевку и по дороге решили поменять колёса. Нужно было переставить передние колёса вместо задних колёс, а задние колёса установить вместо передних. Передние колёса были в лучшем состоянии.

Мы правильно сделали, в чём потом неоднократно убедились. Руки мёрзнут, идёт сильный снег, но надо работать, и мы негнущимися пальцами отворачиваем гайки, меняем колёса. Ни одного слова жалобы и это радует, потому что в такой обстановке, если не выдержишь, то надеяться не на кого, никто не поможет.

Сколько у нас было за всё это время самых трудных и необыкновенных ситуаций, и мы из них выходили с честью.

Павел Евдокимович ведёт себя как настоящий боец и мужчина, вот уж действительно, с ним можно в разведку ходить и можно выжить в разных трудных ситуациях, а ведь ему скоро будет 70 лет!

Проехали Джамбейты, а за 52 км до Уральска, оборвался глушитель. Лежим по очереди на льду под машиной, сквозняк и мороз пробирают до костей, но самое страшное, что мёрзнут пальцы и невозможно работать. На одной силе воли и характере, закрепили глушитель и поехали дальше, а в машине такой же холод, только без сквозняка, так как наша печка в машине давно не работает, а отремонтировать негде. Проехали Подстепное - Уральск.

Нынешнее название город носит с 1775 года, когда было жестоко подавлено восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Чтобы стереть в памяти народа эпизоды крестьянского бунта, повелением Екатерины II река Яик была переименована в Урал, а яицкий городок получил название Уральск.

Старейшее здание города - Михайло-Архангельский собор, построенный в 1740-е годы, являющийся свидетелем всех исторических событий города. Когда-то вокруг собора располагалась крепостная стена, около неё собирался круг, и отсюда люди сотнями уходили в походы. В этом соборе венчался Емельян Пугачёв с казачкой Устиньей Кузнецовой.

На счётчике 96840 км, т.е. мы, проехали 3040 км по бездорожью, пескам, солончакам и гололёду. Лопнула задняя правая шина - вот когда мы убедились, что правильно сделали, поменяв колёса, а если бы лопнула эта шина на переднем колесе, то неизвестно, как бы мы закончили этот перегон. Меняем заднее колесо на запасное колесо и едем на Бузулук.

Ночёвка под линией высокого напряжения. Мы шутили, что, если бы упал на нас провод, то и закончились бы наши мучения!

Проехали 695 км.

УСПЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ПЕНЗЕ

16 ноября 1974 года

Едем из Бузулука на Куйбышев, огромный промышленный город, проезжаем по мосту через реку Волгу, проезжаем Кузнецк и подъезжаем к городу Пенза.

Нас остановили возле пункта Гаи, проверили документы, заставили вымыть кузов машины, и удивились, когда обнаружили, что машина без номеров. Пришлось долго и подробно рассказывать всю нашу эпопею с вынужденным перегоном.

Поверили, и снова я предъявил паспорт моряка, который всё-таки внушил доверие, и нас отпустили продолжать наш перегон. В Пензе Павел Евдокимович решил разыскать своего племянника, который работал на секретном военном заводе.

Мы подъехали к городку, где он жил, но, ни мой паспорт моряка, ни наши просьбы не помогли. Павла Евдокимовича в городок не пропустили, и вызвать не могли (П.Е. не знал его точного адреса).

Заночевали в 150 км от Пензы.

Проехали 770 км.

ГОРОД МОСКВА, МОНАСТЫРЬ, НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

17 ноября 1974 года

После ночёвки поехали на Шацк, потом на Рязань, Высокое, и остановились в деревне, вымыли машину, так как до Москвы осталось всего 160 км.

Проехали Коломну и в 14.20 въехали в город Москва.

Посмотрели с Павел Евдокимовичем друг на друга и нам стало смешно до истерического смеха. Мы заросли чёрной щетиной, грязные, глаза ввалились, но настроение хорошее, боевое. Зашли в салон-парикмахерскую, побрились и поехали к моему другу, по работе на Кубе, Юре Макарову.

Нас он принял радушно, и мы получили возможность помыться у него в ванной. Какое было блаженство снять с себя грязную одежду, вымыться горячей водой с мылом, а потом улечься на чистые, белые простыни.

18 ноября 1974 года

Утром я сходил к своему бывшему протеже на Кубе, генералу Игорю Константиновичу, поговорили, попили чаю, он мне дал свои координаты и телефоны.

В обед этого дня мы не выехали из Москвы. Снова заночевали у Юры Макарова.

ПАНОРАМА ТАЛЛИНА

19 ноября 1974 года

Выехали с утра из Москвы, на счётчике 98035 км, т.е. мы уже проехали 4235 км. Едем через Клин - Калинин - Вышний Волочёк - Валдай - Ленинград. В 21.30 приехали в Красное Село.

Под Красным Селом мы чуть не погибли. Нам навстречу ехал грузовик с прицепом. Водитель грузовика, вероятно, заснул за рулём и выехал на левую сторону. Это была наша правая сторона, и нам некуда было деваться. Справа был глубокий кювет.

Ночь, грузовик слепит нас своими прожекторами, и в самый последний момент до столкновения, водитель очнулся и отвернул вправо. Мы уже почти съехали правыми колёсами в кювет (я был за рулём), а прицеп прошёл от нашего кузова в нескольких сантиметрах!

Если бы мы столкнулись, то я бы этого повествования не писал, да и если бы он нас зацепил прицепом, то мало бы не было! Обидно было бы погибнуть у порога своего дома, после стольких пережитых трудностей нашего перегона! Мы даже не успели испугаться. Остановились и с полчаса или больше не могли дальше ехать, когда до нас дошло, что мы были на волосок от смерти!

Самое интересное, что появилась непрерывная дрожь в ногах, и потребовалось не меньше часа, чтобы успокоиться и продолжать дальше наше движение.

20 ноября 1974 года

В 3 часа ночи мы приехали в Таллин. Здравствуй Таллин, мы вернулись домой!

На счётчике 99145 км (было 93800 км). Итого, за всё время нашего путешествия в Таллин, мы проехали 5345 км.

Анатолий Акулов

P.S.
Автомобиль «Волга» был продан за 10.000 рублей в Латвию, в мае 1975 года. Когда я передал ключи новому хозяину, и машина тронулась с места, потом укатилась, вдаль, оставив только лёгкий сизый дымок из выхлопной трубы, возникло такое ощущение, что уехала лучшая часть моей жизни, моя молодость, мои тайны и секреты, радости и горести, связанные с автомобилем ЭСА 95-80.
Прощай старый друг, мы уже больше никогда с тобой не встретимся!

Анатолий Акулов

Комментарии

1UranStar03.03.2012 21:16
Очень "вкусно" написано. Когда бывал в Средней Азии, местные говорили "МурмАнск". Поправлял - Владивосток, нет -"МурмАнск" из-за бороды. Оказывается только уважаемые люди определённого возраста могут носить бороду. Душанбе, Ленинобад, Зафаробад, Ура-Тюбе, Янгиюль, Ташкент. Вот в Самарканд так и не попал.
Ответить
2Анатолий Акулов03.03.2012 22:24
Уважаемый Uran Star! Спасибо за комментарий! Кстати, "МурмАнск" часто любили говорить моряки, не один год отработавшие в городе Мурманске!
Ответить
3Владимир11.03.2012 16:54
Здравствуй, Анатолий. Прочитал Вашу "Мореходку" и "Волгу". Отлично написано, особенно "Мореходка". Эта тема мне очень близка, так как я сам в 1967 году окончил Тобольскую мореходку, судоводительское отделение. В Мурманске при прохождении практики на учебном судне "Батайск", встречался с курсантами ХМУ. После окончания мореходки работал во Владивостоке. Пишите свои произведения и дальше, ведь Вы так долго скрывали в себе этот талант. Желаю Вам прежде всего крепкого здоровья, а остальное будет. С уважением, Владимир Гербич. Если вдруг напишите мне, то мой адрес: gerbich-vl@yandex.ru.
Ответить
4Анатолий Акулов11.03.2012 18:02
Уважаемый, Владимир! Спасибо за отзыв, особенно когда он от моряков, приятно сознавать, что доставил Вам удовольствие своими рассказами. В марте будут новые рассказы, читайте, привлекайте своих друзей, мне нужна широкая читательская аудитория. В марте будут новые рассказы.
Ответить
5Алексей24.03.2012 18:58
Замечательно написано, про Кубу очень понравилось. Захотелось там побывать!
Ответить
6Анатолий Акулов24.03.2012 19:28
Уважаемый, Алексей! Спасибо за отзыв! Вам осталось только купить билет и через 14 часов прилетите в Гавану, а там будет Всё интересно! Удачи Вам!
Ответить
7Александр20.06.2012 17:06
Очень интересно, спасибо. Только куда-то делся последний абзац: "А "Волга" бы тебе в след сказала - "прощай, старый предатель". Друзей не предают и не продают!"
Ответить
8Игорь24.05.2017 09:40
Прочитал с большим удовольствием ваши очерки. Сам моряк из Владивостока. На Кубе был 4 раза. Съенфуэгос, Матанзас, Гавана, Мариэль, и другие города. Работал в торговом флоте. Это часть экипажа т. х. Александр Вермишев. Лето 1986 г. На Кубе.
Ответить

Добавить комментарий

95659 69571 23600