Сельдяная экспедиция у берегов Северной Америки

26.02.2013 21:553672

Сельдяная экспедиция у берегов Северной Америки

Далёкие шестидесятые годы знаменовали собой расцвет рыболовного флота в Эстонии. Республика получила много новых судов из Германии, типа СРТР, а потом начала получать рыболовные траулеры типа БМРТ с судоверфей города Николаева.

Безумно жаль, что я не вёл тогда никаких дневников и записей, и многие события тех лет остались только в моей памяти, и многое забылось, стёрлось из воспоминаний. Но я постараюсь оживить страницы прошедших событий, которые ушли в небытие вместе с нашей молодостью, и только пожелтевшие фотографии помогают мне освежить здесь некоторые детали и прошлое, которое вернуть невозможно.

Сейчас с высоты прожитых лет как-то в другом цвете вспоминаются те далёкие события. Мне было всего 21 год, я недавно женился и уход в рейс считал каким-то временным эпизодом, который будет незначительным и недолговременным. Как я тогда ошибался - море возьмёт меня к себе на долгие и долгие годы, оно станет моей основной профессией и принесёт мне и радости, и познавание нового мира, и горе и всё, что сопутствует продолжительной работе в море.

В октябре 1962 года я принимал на Николаевской судоверфи новый БМРТ-355 «Антон Таммсааре» и отработал на нём 6 месяцев. На следующий год после отпуска, который я провёл в Тихорецке, на Кубани, меня направили снова в Николаев принимать очередной новый БМРТ-368 «Оскар Лутс».

Было лето, июнь, на юге в Николаеве стояла жара, и на приёмке пришлось покрутиться и попотеть. На судоверфи вокруг одно железо, грохот, туман от красок. Идёт предъявление уже смонтированного оборудования и механизмов. Меня повысили в должности, и я теперь четвёртый механик. Моя задача: принять в работе два паровых котла с приданным им оборудованием, автоматикой, опреснителями и другие механизмы котельной установки.

Четвёртый механик Анатолий Акулов

Приёмка судна длилась около двух месяцев, и на окончание приёмки судна нам прислали рейсовое задание. Траулер должен идти работать к берегам Северной Америки, на Джорджес-банку, ловить селёдку. Уже в Николаеве доукомплектовали экипаж и после проведения ходовых испытаний с выходом в море зашли в Одессу.

В Одессе приняли снабжение, топливо, провели последние приёмные испытания, подписали необходимые документы и ушли в море. По рейсовому заданию нам предстояло пройти Босфор, Средиземное море, пролив Гибралтар и выйти в воды Северной Атлантики, с последующим переходом к берегам Северной Америки, на Джорджес-банку.

В прошлом году мне уже пришлось проходить через пролив Босфор, когда я принимал БМРТ-355. И вот снова перед моими глазами возникают знакомые очертания берегов величественного города Византии - Константинополя, современное название - Стамбул.

Стамбул - единственный город, расположенный сразу на двух континентах. Взяли на борт лоцмана и ранним-ранним утром вошли в Босфор. Движение по проливу очень хаотичное. Куча маленьких и не очень лодок, катеров, яхт и кораблей снуёт по нему взад и вперёд, не соблюдая никаких правил движения, и подрезая друг друга. Всё это сопровождается большими волнами поднятыми ветром и движением проходящих лайнеров. Все дома на береговой линии, воды пролива были в розовом, чарующем цвете и вдруг сквозь розовую дымку пробили первые лучи солнца.

Потом начало выкатываться солнце, такое огромное, ласковое и тёплое. В этих тёплых лучах купались мы и проплывающие дома, дворцы, минареты мечетей. Первое название города - Византия. Он был основан греком Византом в 667 году до н. э. В 330-ом году нашей эры Римский император Константин Великий перенёс столицу Римской империи из Рима в Византию и переименовал её в Константинополь. В 1453 году турки захватили город и в очередной раз переименовали. Теперь это город стал называться Стамбулом, он стал столицей Османской империи.

Многие члены экипажа работали долгое время в рыболовном флоте на мелких судах типа СРТ, СРТР и кроме Балтийского моря никогда не видели ничего подобного. Выход в море, рыбалка, вытравливание и выборка сетей или тралов, а потом тяжёлая работа на палубе: шкерка рыбы, посолка в бочках и другие мелочи рыбацких будней.

Никаких заходов в иностранные порты, а из береговых пейзажей многие знали только шпили Таллиннских костёлов и казематы Батарейной тюрьмы. Часть экипажа работала на рыболовных судах, которые выходили работать в Северное море и многие запомнили берега Швеции и Дании с их северной красотой. Но такого колоритного и впечатляющего восточного пейзажа они ещё не наблюдали!

Почти весь экипаж на палубе и смотрит на это чудо - проплывающие мимо мечети и дворцы широко открытыми глазами! Перед глазами изумлённых моряков вырисовываются величественные картины Собора Святой Софии, Голубой мечети и других шедевров восточной архитектуры.

Собор Святой Софии

Собор был построен Римским императором Юстинианом в 537 году и является самым большим и старым христианским собором. Он производит огромное впечатление в окружении мусульманских минаретов.

Собор назван именем святой Софьи, которая переводится как «Мудрость». И собор «Мудрости» - Собор святой Софии. После завоевания Константинополя турками султан Мехмед II приказал превратить собор в мечеть. К нему срочно пристроили 4 минарета. Минареты только подчёркивают величие собора, а ведь этой святыне уже больше 500 лет.

Именно после прихода Османов в Константинополе началось строительство мечетей. На сегодняшний день их насчитывается в Стамбуле более 2000. Одной из самых красивых и известных является Голубая мечеть, которая была построена турками и располагается напротив Святой Софии с шестью минаретами.

Экипаж на палубе в проливе Босфор

Вокруг нас шныряют мелкие турецкие лодки, лодочки, рыбацкие шхуны и наш новый траулер, горделиво расталкивая воды пролива, довольно уверенно проходит фарватером Босфора, оставляя за кормой бурлящие буруны морской воды.

Нам очень помогал попутный ветер: он всё время ровно, силой в четыре-пять баллов, дул нам в корму и надстройки.

Траулер догонял попутные волны, взлетал на их гребень и несколько мгновений мчался, как бы оседлав движущийся водяной вал, а потом медленно соскальзывал с него, чтобы взбежать на другую волну. Волны плевались солёной пеной и злобно шипели вслед траулеру, который оседлав вал, не мог быстро с него соскользнуть.

Морские мили остаются за кормой

Вот так мы и скакали по этим горбатым спинам, не сбавляя хода, упорно пробиваясь к своей цели. Морская вода прокатывалась по палубе, заполняла собой все закоулки, а потом, забулькав, зашипев, выливалась обратно в океан через сточные отверстия, шпигаты. Однажды утром я с удивлением наблюдал, как у морской воды появился изумительный бирюзовый цвет. Я раньше такого цвета моря не видел.

На картинах Айвазовского море всё время какое-то тревожное, а здесь я его увидел таким праздничным. Ночью тоже проявилось одно из морских видений - чудесное свечение моря. Я любил в хорошую погоду посидеть у брашпиля на баке, и вот заглянувши вниз, увидел, как светились расходящиеся от форштевня барашки морской воды, а под звёздами это свечение было особенно ярким.

Прошёл на корму и наблюдал, как струился тихий и неяркий свет кильватерной струи. Загадочная вода - она не предсказуема, она - стихия, она - жизнь! Вода притягательна, бесконечна, в ней много тайн и загадок! Все эти морские чудеса особенно запоминаются в молодости, а на склоне лет выплывают из памяти, как кильватерная струя за кормой идущего на промысел траулера.

Продолжаем продвигаться к Большой Ньюфаундлендской банке и бурун из белой пены стелется за кормой…

Для того, чтобы рассказать о том, где мы собирались ловить селёдку, приведу несколько интересных сведений, которые мне удалось вычитать из документов, освещающих историю этого интересного и замечательного места в Атлантическом океане.

История Большой Ньюфаундлендской банки.

С севера, по мелководью, мимо Лабрадора, Ньюфаундленда, острова Сейбл, сюда доходят холодные воды Арктики. Даже иногда появляются айсберги, часты туманы.

Остров Сейбл - остров в Северной Атлантике, к юго-востоку от порта Галифакс. Он считается одним из самых таинственных и опасных для человека из всех островов, когда-либо нанесённых на навигационные карты. Этот «кочующий» остров движется в результате воздействия на песок встречающихся в этом месте тёплого течения Гольфстрим и холодного Лабрадорского течения.

Остров очень тяжело разглядеть с моря, особенно во время обычных для этого района осенних и зимних штормов, когда поднимаются 15-метровые волны. Ещё одна загадка острова: моряки утверждают, что песок острова подобно хамелеону всегда окрашен под цвет окружающего его океана или покрыт туманом так, что капитаны даже в ясную погоду зачастую не видят опасности до самого момента столкновения с островом.

Остров Сейбл

Окрестности этого острова изобилуют рифами, из-за которых морские суда, случается, терпят катастрофу. Через несколько месяцев песок без следа засасывает обломки кораблей потерпевших здесь крушение. Остров был открыт португальцами и получил название Санта-Крус (остров Святого Креста), но полвека спустя ему дали более подходящее название - Сейбл.

Перевод этого слова остаётся спорным: не то «соболь», не то «сабля», не то «песок». Но некоторые моряки называют этот остров «Коварным» или «Траурным» - за то, что здесь нашли свою гибель многие сотни кораблей: португальских, английских, французских, да и пиратских. Пожиратель кораблей, коварный остров, проклятый остров - всё это об острове Сейбл.

Всегда скрытый туманами, невысокий и совершенно плоский, он как будто притаился в ожидании добычи в той самой точке, недалеко от канадского порта Галифакс, где встречаются тёплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение. Где-то в этом районе, недалеко от Джорджес-банки, лежит на дне океана пассажирское судно «Титаник», на котором погибли сотни людей. Здесь, в этих водах, много корма и очень много рыбы! Часто Джорджес-банку называли рыбным «Клондайком».

Немного истории о развитии рыболовства на этой банке.

В конце XV в. начался активный промысел трески у побережья Ньюфаундленда (район Большой Ньюфаундлендской банки). В то время говорили, что в этом районе Северной Атлантики рыбы столько, «сколько песчинок на берегу».

Наверное, не столь многочисленному населению Европы богатейших уловов хватило бы «с головой», но чужой кусок всегда кажется слаще. В результате вспыхнула ожесточенная борьба между французами, англичанами, голландцами и басками, а позднее в нее вступили еще и американские колонисты.

Как и положено, сильные вытесняли более слабых. Для ловли в открытом море использовались самые разнообразные суда, но постепенно особенно широкое распространение получили шхуны, называемые «шхунами с берегов Терра Новы» (Terra Nova, в переводе «новая земля», - историческое название Ньюфаундленда, связанное с его французским освоением).

Они оснащались оборудованием, необходимым для засолки и хранения большого количества рыбы, которую затем доставляли в различные порты. К началу XX в. эти шхуны достигли подлинного совершенства, отличаясь не только рациональностью конструкции и быстроходностью, но и элегантным внешним видом.

Португальцы отправляются на ярусный лов

Горделивые шхуны, подобные этому португальскому судну, для многих поколений рыбаков были привычным зрелищем на Большой Ньюфаундлендской банке - одном из богатейших в мире районов рыболовства.

Когда на Большой Ньюфаундленской банке занималась заря, португальские рыбаки уходили на весь день на своих маленьких одноместных лодках ловить рыбу на ярус - старинный, постепенно исчезающий способ лова трески, позволяющий ловить рыбу, хотя и в меньшем количестве, чем промысловым тралом, зато более крупную.

А теперь немного об истории промысла и обработки сельди.

Первое упоминание о лове атлантической сельди встречается в монастырских хрониках Англии уже в 702 году и уже тогда сельдь служила источником благосостояния.

Солёная сельдь (сухим посолом) была важным источником торговли ганзейских купцов, и не менее 350 лет на базе этой торговли базировалось морское могущество Ганзейского союза городов. Вот, что значила эта рыбка в те далёкие времена. Она была поистине «золотой» рыбкой!

Но в XV веке подходы сельди к берегам Дании и Германии стали гораздо меньше и уловы стали катастрофически падать. Сельдь стала в огромных количествах подходить к берегам Голландии и Шотландии. Промысел сельди сыграл огромную роль в развитии экономики Голландии, которая освоила мокрый посол сельди в бочках, на кораблях.

С XVII столетия морской промысел сельди развивается в Англии, затем больше всего сельди стали добывать в Норвегии. Наконец, в 1950-1967 годах наибольшие уловы сельди брали уже и в Советском Союзе.

С юга, вдоль берегов Северной Америки, вдоль огромного шельфового мелководья, которое и называется, Джорджес-банка, проходит мощное тёплое течение Гольфстрим, отклоняясь крутыми обрывами шельфа, к северо-востоку.

Самое туманное место на планете Большая Ньюфаундлендская банка у острова Ньюфаундленд. Это отмель в Атлантическом океане рядом с островом площадью свыше 285 квадратных километров, в которой встречаются холодное Лабрадорское течение с севера и тёплый Гольфстрим с юга. Именно на этой долготе происходит образование большинства циклонов, которые потом идут на Европу.

Здесь встречаются 2 течения

А теперь немного об истории викингов и пиратства на банке.

На территории Северной Европы, в Скандинавии, жили викинги - народ мореплавателей, купцов, пиратов, путешественников. По одному из предположений, слово «викинг» произошло от слова «vik», что означает «залив, бухта».

Береговая линия Скандинавии сильно изрезана, море глубоко вдается в сушу, образуя многочисленные бухты. Викинги совершали пиратские набеги на страны Европы (европейцы называли их норманнами, то есть «людьми с севера»), основывали свои поселения в Исландии, Гренландии, добирались даже до Северной Америки.

За пять веков до того, как Христофор Колумб совершил свое историческое плавание через Атлантический океан, викинг Лейф Эриксон (Лейф Счастливый) высадился на побережье Северной Америки, в Ньюфаундленде, и даже основал там поселение.

Лейф Счастливый

В районах Карибского бассейна процветало пиратство, но оно процветало и в районе Большой Ньюфаундлендской банки.

Захватив крупный корабль, пираты делали его своим флагманом и перетаскивали на него всю имеющуюся артиллерию. Так, что вооружение больших кораблей могло достигать 40 пушек. Иногда большие суда попадали в торговый треугольник, совершая рейсы из Западной Африки на Карибы с грузом рабов, а из Карибского моря в Лондон с грузом сахара и рома. Они были сладкой приманкой для пиратских кораблей.

Пираты имели подавляющее численное превосходство над любым торговым экипажем. Даже небольшой пиратский шлюп с экипажем в 30 человек мог взять на абордаж большое торговое судно. Пираты - люди, постоянно рискующие жизнью, старавшиеся не задумываться о завтрашнем дне, и поэтому добытые в боях богатства с легкостью уплывали из их рук.

Чёрный Сэм (Сэмюэль Беллами) - один из самых известных пиратов XVIII века, был выдающимся персонажем, одним из его титулов был «Принц Пиратов». В апреле 1717 года ИМ БЫЛ захвачен корабль «Уайда» (восемнадцатипушечный английский трёхмачтовый фрегат «Whydah» водоизмещением в триста тонн).

26 апреля 1717 года «Уайда» уже была неподалёку от мыса Код; пиратам вновь повезло. Поскольку они захватили ирландское судно «Мэри Энн» и бостонский шлюп «Фишер». 27 апреля погода внезапно переменилась. Небо заволокло тучами, поднялся сильный шторм; корабли пиратской флотилии стало сносить прямо на отмель.

Кораблю Беллами не справиться со штормом. «Уайде» приходилось туго, поскольку манёвренность её была сильно ограничена из-за большого груза добычи на борту. В отчаянии, Белами попытался, невзирая на чудовищные буруны, стать на якорь, но всё его попытки оказались тщетными.

Одним из огромных океанских валов «Уайду» опрокинуло, и она пошла на дно.
Вместе с ним без вести пропали 144 пирата. Их пожитки, оружие и миллионы золотых и серебряных драгоценностей рассыпались по дну океана.

Сэм Беллами пошёл на дно вместе со своим кораблем и сокровищами. Некогда гордая "Уайда" исчезла навсегда. Так погиб «Принц пиратов», двадцативосьмилетний капитан Сэмюэль Белами, самый удачливый буканьер всех времён и народов и его непобедимая флотилия.

Он был сущий самородок: его карьера в качестве капитана пиратского корабля продолжалась всего… один год, в течение которого он со своей командой умудрился взять на «абордаж» более 50-ти судов.

Захватил колоссальную добычу около 120 миллионов долларов - это уникальное достижение и оно теперь едва ли когда-нибудь будет превзойдено. Однако истории Сэмюэля Беллами и его сокровищ на том не кончилась.

Пиратская галера \"Уайда\" на морском дне

Около трёхсот лет «Уайд» лежал погребённый в песках на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич.

Вновь имя легендарного пирата появилось на слуху в середине 80-х годов прошлого столетия. Конечно же, о сокровищах знали и помнили, но установить местонахождение обломков затонувшего корабля не удавалось.

Однако в 1984 году археологу Барри Клиффорду удалось найти место, где затонула «Уайда». После продолжительных поисков им удалось отыскать и поднять на поверхность некоторую часть добычи пиратов. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Такую огромную добычу можно сравнить не с золотой рыбкой, а с целой стаей огромных золотых рыб!

Карта места находки корабля \"Уайда\"

Однако дальнейшие усилия ныряльщиков не дали желаемого результата, а Клиффорд основал в Провинстауне музей, посвящённый Сэму Беллами.

В нём много подлинных артефактов с борта «Уайды», включая палубный колокол.
Сокровища корабля помогут изучить жизнь морских разбойников - как они жили и как умирали.

История современного сельдяного лова.

15 стран, включая Советский Союз, ГДР, Польшу, а в последнее время и Японию, всё ещё соревновались друг с другом на этих «серебряных морских рудниках».

Вместо прекрасных шхун просторы Большой Ньюфаундлендской банки бороздили флотилии рыболовецких судов и плавучих заводов. Радары, эхолоты, воздушные разведчики объединёнными силами ведут наступление на рыбу!

Но вернёмся к нашему рейсу и к берегам Северной Америки. Через 12 дней мы пришли на Джорджес-банку и начали здесь настраивать промысловое вооружение. На траулерах комплектуются две разновидности матросов: матросы-добытчики и матросы рыбообработчики.

В бригаду добытчиков подбирали всегда физически крепких, сообразительных и ловких матросов, так как эта работа требовала определённой смекалки и недюжинной силы.

А в бригады обработчиков шла оставшаяся часть палубного рядового экипажа - сортировать рыбу и укладывать её в противни много ума не требовалось.
Настроить трал, чтобы он работал, т. е. при тралении рыба шла в него, а не проходила мимо - требовало большого опыта и знаний у старшего тралмастера.

Просушка трала

Часто траулеры так и не выполняли план по добыче рыбы и оставались в пролове. Считалось большой удачей, если в бригаду добытчиков попадал опытный мастер.

Пойманную рыбу из трала высыпали на палубу, потом высыпали с палубы вниз, в рыбцех, где её сортировали матросы-обработчики. Рыбу укладывали в противни по 11 кг, закрывали крышками, укладывали рядами в тележку. Потом тележку закатывали в морозильную камеру и закрывали дверь.

После морозильного цикла - 4 часа, замороженные брикеты укладывали в картонные короба; три брикета в один короб. Короба по транспортёру отправляли в грузовой морозильный трюм и укладывали в штабеля.

За смену в 8 часов матросы обрабатывали около 10 тонн рыбы, а за сутки 28-30 тонн. После набора груза 400-500 тонн траулер шёл на выгрузку к плавучей рыбной базе.

Выгружались в течение двух суток, обменивались кинофильмами, газетами, новостями. Для читателей приведу примеры вылова сельди. За одно траление в течение 3-4 часов при хорошо работающем трале в него попадало 35-40 тонн сельди.

Казалось бы, обработай этот трал, заморозь свои 30 тонн, свари из отходов сельди рыбную муку и всё! Нет! Капитаны просто очумевали от шальной сельди, ставили ещё один трал и вытаскивали снова до 40 тонн! Зачем, почему?

Мне не было это понятно ни тогда, ни сейчас, когда анализируешь их действия! Может быть мне, как механику, недоступны были высшие мотивы такого поведения? И так поступало большинство из них в этом сельдяном рейсе и в следующих рейсах, которые мне пришлось совершить на рыболовных траулерах, с другими капитанами.

40 тонн сельди в трале

Так было, такова была истинная горькая правда! Жадности их не было предела!
Так были загублены многие миллионы рыбьих жизней.

Оставшаяся на палубе рыба, которую уже нельзя было пускать на заморозку (бункеры для мукомолок также были полны сельдью), смывалась за борт.

И вот такая картина у берегов Америки: лежит в дрейфе траулер, вокруг бортов плавает загнившая, смытая с палубы рыба, а в небе тысячи бакланов, которые так благодарны советским морякам за лёгкие завтраки, обеды и ужины!

Чайки за кормой

Часто в приловы попадало много ценных пород рыб, но на них не было ГОСТа.
А если нет ГОСТа, то нет и цены. А если нет цены, то в Советском Союзе никто эту рыбу не примет.

И пускали эти ценнейшие породы рыб на муку, а мы делали из них себе всевозможные жучки, соленья и прочие деликатесы, которые хорошо подпитывали нас в скудном судовом рационе.

Машинная команда солила селёдку по самым разным рецептам! Мы ухитрялись из сухого молока делать простоквашу, охлаждали её в холоде - такой вкусной простокваши я на берегу не пробовал!

Нам выдавали сгущённое молоко, которое также было в меню наших изобретений:
в 1/3 стакана со сгущённым молоком добавляли газировку - чудный коктейль! Делали горячие и холодные «жучки».

Целую рыбину иногда даже и селёдку, но чаще из прилова, посыпали солью и специями, заворачивали плотно в пергамент и клали на горячий выхлопной коллектор.

Через небольшое время «жучки» снимались, разворачивались, не буду рассказывать, какой был вкус у этих «жучков». Сходите в рейс, сделаете такие «жучки» и узнаете какой вкус!

Рыбный цех полон, рыба лежит на палубе

Холодные «жучки» делали из прилова: скумбрии, ставриды или пеламиды. Рыбину разрезали, солили крупной солью и выдерживали некоторое время (6-8 часов), добавляли специи, лавровый лист, дольки чеснока; потом плотно заворачивали в пергаментную бумагу, перевязывали и помещали в морозильную камеру. Продукт был готов к употреблению, как только затвердеет!

Строганина - замороженную пеламиду строгали в глубокую миску, мелкой или средней стружкой, посыпали крупной солью, резанным репчатым луком, добавляли растительного масла, всё это перемешивали и тогда только успевай работать вилкой!

Я описал только простые, самые ординарные рецепты приготовления морских рыбопродуктов. Морепродукты были разные и столько же способов их приготовления!

4-й механик помогает матросам на палубе

Рыбацкий труд был не самым лёгким, что на палубе, что в рыбном цеху.

Но тяжёлый труд машинной команды, как ни печально, никому не виден, кроме нас самих. И это было всегда и везде. Я в этом убедился за долгое время работы в море.

Считалось, что рыбаки получают большие деньги. Но только со временем, когда я уже начал работать по контрактам на иностранных судах, мне открылась истинная картина оплаты труда советских рыбаков. Она была в десятки раз ниже оплаты труда рыбаков любого иностранного траулера.

Цифры зарплат, которые получали иностранные рыбаки, просто поражали! Ну, а пока мы были в неведении, трудились изо всех сил, чтобы выполнить спущенный нам государственный план. Подсчитывали, сколько будет на пай, сколько ещё осталось до конца рейса - обычные рядовые судовые хлопоты.

Американский патруль

С воздуха американские самолёты, которые патрулировали эти районы, всё это безобразие прекрасно видели и очень часто облетали советские траулеры. Они с рёвом проносились прямо над нашими головами, а мы глохли от такого шума и грозили кулаками им вслед.

Они заходили снова и снова, пока не надоедало, и потом улетали к себе на аэродром. Такие облёты были постоянной практикой, и мы со временем привыкли к ним и уже не обращали на них внимания. Спустя некоторое время американские власти стали высаживать на советские траулеры специальных инспекторов, которые контролировали и уловы, и ячею тралов, и вылов омаров. Очень часто в прилов попадали омары (морские большие раки). Ловля омаров в этих водах было запрещено морской конвенцией.

Поэтому омаров варили и съедали, а все остатки от трапезы выбрасывались за борт, желательно ночью. Было запрещено изготавливать из омаров чучело, так как если его обнаружит на траулере рыбная инспекция - судовладельцу грозил большой штраф.

Инспекцию мы в то время ещё не застали. Она появились позже, после нашей сельдяной экспедиции. В один из предпраздничных дней (7 ноября) на мою вечернюю вахту 4-го механика вахтенный моторист принёс пару бутылок сухого вина.

Мы всей вахтой (6 человек), особенно не интересуясь, откуда винишко, благополучно его выпили и, сменившись с вахты, ушли отдыхать. Утром по судовой трансляции громко объявили, что был ограблен судовой ларёк и похищено вино. Мне сразу стало понятно, откуда было вчерашнее вино, но не бежать же с докладом к комиссару!

Всю историю рассказывать долго. Финал - меня за покрытие истинных виновников похищения драгоценного напитка (все признались, а я молчал), «проработали» на комсомольском собрании и сняли с большой выборной политической должности: судового комсорга! Так бесславно закатилась моя звезда политического деятеля!

Это были мои первые морские политические и жизненные университеты. Но я остался при своём мнении, что в таких мелочах друзей не выдают!

Пришло время; уложили в трюм последний короб мороженой рыбы, убрали с палубы промысловое оборудование, закрепили траловые доски. Взяли курс на восток - домой!

Дельфины резвятся под форштевнем траулера, а другие несутся наперегонки с кораблём! Мы должны зайти в порт Гибралтар и отовариться здесь, т. е. истратить валюту, которую мы заработали за 6 месяцев рейса, и закупить колониальные товары.

Гибралтарская скала

Мы стали на якорь в бухте порта Гибралтара и ждём портовые власти. Гибралтар находится в самой южной точке Испании и находится напротив Северной Африки. Является Британской колонией с 1704 года и обладает своим правительством.

Гибралтар - это пятисотметровая гора обрывом в море и здесь вселенский базар, один из популярнейших в мире, имеет троих конкурентов по беспошлинной торговле в Бангкоке Сингапуре и на Филиппинах.

Над портом лежал густой туман, но вскоре он рассеялся, и можно было в бинокль рассмотреть панораму города, который раскинулся на склонах одного из Геркулесовых столбов. Весь старый город обнесён каменной стеной с встроенными в неё бастионами.

С рейда хорошо просматривается Скала, а Британским властям на протяжении веков удавалось удерживать Гибралтар в своих руках. Конечно, тут и природа помогла, создав такую скалу, которую саму по себе можно было использовать в качестве оборонительной позиции.

В Скале были вырыты тоннели, там устроены форты. Скала могла простреливаться со всех сторон, поэтому единственным выходом для защитников было вгрызаться в Скалу. Там же, рядом со Скалой сооружён аэропорт, и мы наблюдали, как прямо из Скалы один за другим вылетали самолёты. Очень необычное зрелище!

Прибыл портовый катер с властями, оформили приход и раздали всем увольнительные записки, а морские паспорта забрали портовые власти. Спустили на воду обе моторные шлюпки, и на них в город отправилась первая партия команды. Предварительно, на судне, всех разбили на группы по 3-4 человека.

Один из группы - старший, он отвечал за всех остальных и должен был привести из увольнения всю группу в комплекте. В городе по магазинам ходили всё вместе, группами, разделяться было строго запрещено. Такая была инструкция, а нарушишь - поплатишься потерей паспорта моряка в Таллине.

Как и во всех небольших портовых городах, через Гибралтар проходит одна длинная, двухкилометровая главная улица, Майн-стрит. Улица состоит из сплошного ряда лавочек и разных магазинчиков. А от неё отходит десятки коротких, узких, похожих друг на друга маленьких улочек, на которых слышна разноязычная речь моряков всех стран и флагов со стоящих на рейде военных и торговых судов.

Обвешанные пакетами, какими-то свёртками, с коврами на плечах, мы натыкались друг на друга на маленьких узеньких улочках. Рассказывали друг другу, где и, что можно купить и где и, что продаётся дешевле.

В то время в Гибралтаре было много разных маленьких магазинчиков с вывесками на русском ломаном языке, набитых платками, коврами, разными тканями. В основном покупали яркие ковры машинной вязки, максимум по два ковра на человека.
Были популярными и «половики», плюшевые ковры с русскими сюжетами - «Тройка», «Утро в сосновом лесу».

Нарасхват покупали косынки с видом Гибралтара, которые занимали малый объём, но на южных базарах и пляжах продавались в момент! Для женщин покупали часики с браслетом и дужками, похожие на краба и такие подарки в Таллинне были бесценными.

Продавцы: индусы, турки, испанцы тоже знали кое-что по-русски и затаскивали нас в свои лавчонки, тащили за рукава. Устоять перед таким напором было сложно, и мы скупали всё это барахло, зная, что в Таллинне быстро от него избавимся.
Мы толкались по всем этим магазинчикам, путались в узких улочках, искали свои «самые дешёвые» товары, пока не истратили всю свою жалкую валюту.

Часть мы продадим в Таллинне, где эти товары пользуются хорошим спросом, а суммы, которые мы за них выручим, будут солидной добавкой к нашему морскому заработку. Я оставил немного мелочи на пару кружек пива и присел в каком-то заштатном баре. Всё! Миссия была выполнена, товар закуплен! Осталось довезти наши колониальные товары на борт судна, которое стояло на рейде.

Уставшие, голодные, со сбитыми ногами и коврами на плечах вереницы членов экипажа спешили к шлюпке. Чуть не черпая бортами воду, шлюпка с колониальными товарами и «осчастливленными» моряками тяжело продвигалась в направлении траулера.

Только когда подошли к борту судна и выгрузили свои незатейливые покупки, стало грустно, что мы не «вкусили» никаких береговых прелестей, кроме испанского пива. Что можно увидеть за два часа? Хотя Гибралтар городишко неказистый, но так приятно было ощущать твердь земли под ногами и знать, что через несколько дней будешь ходить по улицам Таллинна!

Закончилась наша сельдяная экспедиция к берегам Северной Америки!

Столица Эстонии Таллинн

Осталось только пройти Бискайский залив, пролив Ла-Манш, Северное море, проливы Каттегат и Скагеррак.

Мы вошли в Балтийское море, и не верилось, что позади столько пройденных миль, столько прожитых в океане дней и ночей. Здравствуй, Балтика!

Траулер ещё никогда не швартовался в порту приписки Таллинн. Он пришёл не в гости, он пришёл домой. Ему предстоит ещё долгая рыбацкая жизнь.

Анатолий Акулов

Комментарии

1Виктория03.03.2013 19:49
Вчера прочитала замечательный рассказ "Река Ориноко". Сегодня Вашу страничку листаю опять. Мы покупаем селедку и не задумываемся над тем как, кто и где ее ловил. Вы дали хороший урок своим рассказом. За той сельдью, что лежит "молча" на прилавках магазинов, судьбы многих людей. Труд, который требует глубочайшего уважения, Стоит задумываться. Вы с честью прошли эту школу жизни и тем прошедшим опытом и взглядом на жизнь делитесь с читателями. Моя безмерная благодарность за откровенность в описании событий. Пусть удача сопутствует Вам во всем! Спасибо за творчество!
Ответить
2Анатолий Акулов03.03.2013 20:25
Уважаемая, Виктория! Спасибо за комментарий! Этот рассказ мной переписывается в третий раз и спасибо администрации сайта за терпение, которое они проявили, убирая один вариант и выкладывая очередной. Надеюсь в этот раз я сумел рассказать о сельди, начиная с её истории, и более подробно рассказал о тех местах, где её вылавливали, правда, не всегда благородными методами. Эта тема неисчерпаема, если хватит сил и таланта, то может ещё вернусь к этой теме. Вам здоровья и благодарю за пожелания!
Ответить
3Николай Николаев12.12.2016 00:08
Моторист 2 кл. (практикант) МБ-0114 "Аскания" (типа Алтай) в 1975 г. На БМБ и Флемиш-кап ловили треску и окуня. План взяли на 140%. Постоянно подвахты на рыбе, плюс подвахты на моточистки ГДГ, вспомогачей и оборудования. Подтверждаю - ловили варварски. Трал с рыбой 50 т. на палубе, трал за бортом плюс полные бункера рыбы. Окунь 1,5-2кг шел на муку. Перчаток на окуне на вахту не хватало (на шкерку). Траулеров - со счета собьешься. Огней, как в городе, кругом. Пытались некоторые бывшие дембеля по-комсомольски шкерить. Вовремя "Рыбкин" присек. Это же брак. Вся работа экипажа - швах. Много еще можно вспомнить. К примеру, как штурмана лопасти ВРШ крутанули при 2-х то работающих ГДГ и все встало, хорошо, что аварийник сработал штатно и т. д, и т. п. Анатолий Акулов искренне верю Вам, как себе, в освещении труда моряков (рыбаков). Отработал в море 3,5 года. (моторист 2кл, 4 механик и 3 мех-к.) БМРТтипа Алтай, СРТ-Р типа Океан, СТР типа Альпинист, СРТ типа Бологое. С уважением бывший работник Мурманрыбпрома (Мурмансельди).
Ответить

Добавить комментарий

92288 66712 23088