Антильские острова

03.12.2011 19:3911877

КОНТЕЙНЕРОВОЗ «НАДЕЖДА» У ПРИЧАЛА

Со словом Надежда у каждого свои воспоминания, а у меня такие воспоминания связаны с судном «Норе», в переводе с английского - это и будет «Надежда».

После возвращения из Персидского залива, я почти год отработал на контейнеровозе «Venta di Tpamontana» - «Ветер с гор» в Средиземном море, в Италии, Западной Европе. Но судовладелец продал это судно другому судовладельцу, и нам, всему экипажу пришлось искать работу в другой Компании.

Теперь, чтобы получить работу на иностранном судне, необходимо было сдавать экзамены на компьютере по знанию технических дисциплин, двигателей, турбин, насосов, электрооборудования и механического оборудования, а также правила их безопасной эксплуатации, пожарной безопасности, умению вести техническую и текущую судовую документацию. Все это было в программе компьютера на английском языке, во множестве вариантов. Чтобы набрать минимум, 75-80 % нужно было немало знать и знать хорошо английский язык. После сдачи этих экзаменов, необходимо было сдать на компьютере, по определённой программе, экзамен на знание английского языка, что тоже было не слабым испытанием. Здесь не просто нужно было отвечать на правильный ответ, а знания языка проверялось на слух, с наушниками, и ты должен был правильно указать, что тебе было сказано в наушнике. Набрать нужно было тоже не меньше 75%, но лучше набрать больше, это приветствовалось. Наступил 2000 год.
Все эти требования я выполнил, проценты набрал и ожидал, какие будут предложения.

В Таллинне организовалась новая крюинговая компания, и многие специалисты, работавшие уже по контрактам, отправили туда свои анкетные данные, с надеждой на перспективу, которая не заставила себя долго ждать. В Дании, в Копенгагене, уже целый век существовала Компания - Elite Rederi A/S, очень солидная и известная в мировом судоходстве. В Компании было много судов, в основном построенных на Европейских верфях, в частности и в Дании, которые обслуживали датские офицеры - специалисты, а рядовой экипаж составляли в основном филиппинские моряки. Но, с течением времени, держать на командных должностях своих специалистов, стало невыгодно, так как по датским законам зарплату им выплачивали как во время нахождения в море, так и во время отдыха, и нахождения на берегу.

Поэтому они решили своих командиров-специалистов заменить на русских моряков. Наши специалисты зарекомендовали себя на всех иностранных флотах только с положительной стороны, и нам не нужно было платить зарплату, когда мы не находились в море. Это было очень выгодно, это экономило фонд зарплаты Компании, да и месячную зарплату русским морякам можно было платить немного ниже, чем своим.

Вот такие факторы и привели датских менеджеров по найму иностранных моряков в Эстонию, в Таллинн, где они и присмотрели вновь организованную крюинговую контору «Эско», где и решили набрать специалистов на свои суда. После сдачи экзаменов, датские менеджеры провели собеседование со многими претендентами, сфотографировали нас и уехали в Данию. Через неделю сообщили, что они отобрали старших специалистов на пять судов: пять капитанов, пять старших механиков. В этот список попал и я, чему был, конечно, очень рад, так как работать в такой компании было престижно!

Закрутилось колесо подготовки для отправки нас на эти суда. Нам всем заказали и пошили флотскую форму, летнюю и зимнюю, белые рубашки, фирменные майки, выписали комбинезоны, обувь, даже обеспечили командирскими погонами для формы. Странно, но погоны у капитана и стармеха были совершенно одинаковы, по 4 золотые полоски, только просветы между полосками были разные: у капитана чёрные, а у стармеха красные, необычно, но так у датчан было принято, такая у них была морская форма в торговом флоте.

Вот такая была солидная фирма - Elite Rederi A/S, Denmark, Copenhagen.

КАРТА И ФЛАГ ОСТРОВА МЕН

ОСТРОВ МЕН.

Теперь нам предстояло лететь в Англию, на остров Мен, за получением сертификатов.

Дело было вот в чём. Суда Компании работали под своим, датским флагом, значит и зарплату платить нам они должны были по датским законам. Но судовладельцы нашли выход из положения и сменили датский флаг на флаг острова Мен. Флаг острова Мен - один из самых старых в мире. Представляет собой красное полотнище, в центре которого расположены три бегущие ноги.

После смены флага они могли позволить себе снизить нам зарплату и не платить, когда мы не работали в море. Но, для работы под этим флагом нам нужно было получить разрешение, морские сертификаты, допуск к работе. Для этого нужно было лететь на остров Мен и там сдавать очередные экзамены, так же связанные со знанием правил морского судовождения для капитанов и правил технической эксплуатации судов для старших механиков.

Нам открыли временные английские визы, приобрели билеты, и мы вылетели рейсом Таллинн - Стокгольм, а там авиалинией SAS, Стокгольм - Манчестер, из Манчестера местной авиалинией в столицу острова Мен, в город Дуглас.

Остров Мен - островное государство, расположенное в Ирландском море, на одинаковом расстоянии от Великобритании, Ирландии, Шотландии и Уэльса, входит в состав архипелага Британских островов.

ОСТРОВ МЕН

Великолепное пустынное побережье, живописные бухты и пляжи острова, вересковые пустоши, реки и озёра - природные ландшафты острова Мен пустынны и прекрасны.

Остров Мен - британская зависимость короны, но не является частью Великобритании.

Однако, британское Правительство остаётся конституционно ответственным за его защиту и международное представление.
Но отличие островов Пролива и острова Мен от всех остальных в том, что они имеют многовековые традиции собственной государственности. Острова Пролива и остров Мен не входят в состав Соединённого королевства (не являются частями ни Англии, ни Уэльса, ни Шотландии, ни Северной Ирландии), а считаются «коронными владениями» Великобритании, жители острова Мен - граждане Великобритании.

Островитяне имеют свои органы управления, свои деньги, тоже фунты, но по стоимости равные английскому фунту.
Остров Мен не является популярным туристическим направлением, что привлекает сюда путешественников, которые предпочитают отдых не в шумной среде.

На острове Мен была выведена уникальная порода кошек без хвоста.

Частью системы общественного транспорта столицы острова Дугласа является Дугласский конный трамвай, действующий с 1876 года по сей день.

ГОСТИНИЦА MOUNT MURRAY. HOTEL AND COUNTRY CLUB

В аэропорту Дуглас нас встретили представители Инспекции флага острова Мен и повезли в городок Сантон, расположенный на расстоянии 20 километров, в шикарный отель Mount Murray, где и поселили в одноместных, уютных номерах.

У гостиницы небольшое озеро, где можно, по желанию, ловить форель, рядом конюшня, с предоставлением лошадей для прогулок. Рядом поле для игры в гольф, есть бассейн, баня, но у нас не было времени использовать все эти возможности.

Вечером мы (3 капитана, 3 старших механика) пошли ужинать в соседнее здание отеля, где был ресторан. Отель был построен в чисто английском стиле, повторяя архитектуру прошлых столетий, тяжеловесную, с отделкой тёмным, красноватым, вишнёвым деревом.

В холле ресторана и в самом ресторане, горели камины, создавая дополнительный уют. Нас усадили за большой длинный стол, вручили каждому по книжке-меню и стали за спиной, ожидая наших заказов.

Мы чувствовали себя довольно скованно, так как ужинать в таком роскошном ресторане приходилось не часто, и ещё «скребла» где-то мысль, а кто же будет расплачиваться, и, что можно заказать, в каком количестве? А, что можно заказать из спиртного?

Потом немного освоились, и решили заказывать умеренно, но каждый разное блюдо, чтобы убедиться, не врёт ли меню, в котором мы насчитали несколько десятков наименований вторых блюд, не говоря о разных закусках, сладких и прочих деликатесах.

ТРАПЕЗНЫЙ СТОЛ В ОТЕЛЕ НА ОСТРОВЕ МЕН

Спиртное решили не заказывать, так как завтра будут нас экзаменовать, и надо было представить «товар» лицом, а для лица спиртное было бы лишним. О национальной кухне острова мы знали, что это был отварной картофель с сельдью.

Но также островитяне любят и морепродукты, которые составляли основную часть рациона жителей острова. Сыр на острове Мен - предмет особой гордости, и копчёный, и сдобренный разными травами.

Заказали самые разные блюда и мясные и рыбные, несколько видов салатов. Всё было приготовлено с некоторым ожиданием, в промежутке которого решили есть салаты и попробовать местного пива, и не ошиблись. Пиво было прохладным, мягким и очень легко пьющимся, так, что одной кружкой не обошлось. Когда стали приносить вторые блюда, мы уже повеселели и разобрали огромные плоские тарелки с большими порциями заказанного. Не буду всего перечислять, будьте уверены, мы не прогадали в выборе, а о вкусе писать не могу, начинается обильное слюновыделение…

Роскошный ужин всё же пришлось заканчивать, и мы, отметив у официантов номера своих апартаментов, покинули ресторан и разошлись по номерам. Мне долго не спалось, тут были причиной и поздний ужин, но и больше всего, конечно, волнение от предстоящих экзаменов. Листал все свои записи, словари и пытался вспомнить всё, что знал и учил по английскому языку.

Рано утром, мы все сошлись в холле ресторана, позавтракали и нас отвезли в офис компании, где нас ждали представители всех отделов, через которые мы должны пройти и ответить на всё вопросы, естественно, на английском языке. Это была длительная, скучная церемония. Мы разошлись по разным кабинетам, согласно своим специальностям и переходили из одного помещения в другое. На листке, который каждый имел при себе, расписывались экзаменаторы. Вот так и ходили по кабинетам, где оценивали наши знания и знание английского языка.

Представитель офиса рассказал нам, что недавно у них экзаменовался один специалист из Одессы, который на все вопросы, которые ему задавали, отвечал коротко и просто: «I am сaptain». Конечно, это исключение, так как все мы прекрасно понимали, что нас кормит, и знание своего иностранного языка поддерживали на приемлемом уровне.

Всё закончилось благополучно, все мы получили сертификаты и теперь имели полное право работать под флагом острова Мен. Пообедали в ресторане, собрали свои вещи и нас повезли в Дуглас, в аэропорт.

Был апрель месяц, солнечно, температура воздуха больше 20 градусов плюса, а на всём пути следования цвели тюльпаны и заросли жёлтых, крупных нарциссов - везде, на обочинах дорог, на лужайках. И кто только их столько насажал, невероятно, но красиво!

Прилетели в Таллинн, предъявили свои новенькие сертификаты в крюинговой конторе. Получили в пошивочном ателье свою новую морскую униформу, и, уже через несколько дней, капитан и я улетели в Северную Америку, с пересадкой через Копенгаген, а потом Чикаго.

КОНТЕЙНЕРОВОЗ «НАДЕЖДА» У ПРИЧАЛА

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. МОБИЛ.

Мы в Северной Америке, прилетели в Чикаго, и оттуда, на самолёте местной авиалинии, долетели до аэропорта города Мобил.

Прилетели в 22 часа вечера, нас встретили и отвезли в гостиницу, где мы переночевали, утром позавтракали в какой-то грязной негритянской харчевне, и только после 10 утра нас отвезли на судно.

Судно «Норе» стояло в порту и грузилось деревоматериалами - досками в штабелях, разных длин и размеров. Нас привезли в порт, и мы поднялись по трапу на судно, которое станет нам домом на многие дни и месяцы.

Корпус покрашен в зелёный цвет, надстройка жёлтого цвета. Судну 6 лет, датской постройки и оно внешне выглядит очень симпатично. Оборудовано двумя кранами. Экипаж, офицеры, датчане, а рядовой состав - филиппинские моряки.

Машинное отделение, небольшое, но чистенькое, видно, что двигатели и механизмы ухожены, в ЦПУ несколько компьютеров, главный распределительный щит и хороший обзор машины через стёкло, по центру ЦПУ.

Главный двигатель МаК 9М 453С., 4000 э. л. с., 3 вспомогательных двигателя производства Мерседес, вспомогательного котла нет, есть электробойлер. Все двигатели работают на дизельном топливе, газойле, рефрижераторной установки тоже нет, имеются только холодильные шкафы и просто холодильники.

О такой машинной установке можно было только мечтать, а тут не мечты, а реальность.

СТАРШИЙ МЕХАНИК У ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Прежний старший механик, датчанин, доброжелательный мужчина, лет 34-35-ти, всё мне показал, и в машинном отделении, и на палубе. Познакомил с документацией, объяснил, как вести текущие дела, деловую переписку, показал все инструкции, книги и отчёты по эксплуатации двигателей и других механизмов.

Напрягало знакомство с компьютерами - три компьютера, и все с разными программами.

На следующий день он улетел. Я остался с прежним составом машинной команды. Это были филиппинцы - второй механик и моторист. Меня они приняли довольно настороженно, так как датчане с филиппинцами особенно не церемонились, держали их на определённом расстоянии и всячески подчёркивали им, что они люди второго сорта.

Мне это не нравилось, мы были воспитаны по-другому, нам привили уважение к другим национальностям, поэтому я быстро нашёл к ним подход и в дальнейшем, сколько я с ними работал, у меня проблем с ними не возникало.

Судно стояло на линии: Северная Америка - Антильские острова - Бразилия. В американских портах Mobil, Savanna, Camden нам в трюма и на палубу грузили в штабелях аккуратно пиленные сосновые доски и бруски разных размеров, которые привозили в Америку из Канады. Эти сосновые доски и бруски мы развозили по портам Антильских островов: Grenada, Martinique, Barbados, Antigua, Barbuda, Dominica, Guadalupe, Trinidad, Tobago, Jamaica, St.Lucia, Virgin Islands, Santa Marten, Itaka.

После выгрузки этого груза, шли в Бразилию, в порт Belem, находящийся в устье реки Амазонки. Догружаться шли вглубь джунглей по реке Амазонка, в порт Breves. Там нас грузили штабелями с пиленным красным деревом, тоже доски и бруски разных размеров, которые мы везли в Америку.

Вот такой был бизнес по-американски - развезти по островам дешёвые сосновые доски, а себе привезти великолепные доски из красного дерева!

Рейс продолжался 30-33 дня, иногда немного длиннее, но продолжительность рейса зависела от скорости выгрузки, готовности груза и погоды. Погода, в течение всего американского контракта, была очень хорошей, мы ни разу не попадали, ни в шторм, ни в ураган, которые типичны для этого района плавания.

Я попал в один такой, ураган Опал, несколько лет назад, но нам повезло, мы выжили, но я с содроганием вспоминаю эти страшные, ужасные часы борьбы со стихией!

ПРЕДИСЛОВИЕ:

Расскажу о каждом из островов, куда мы заходили с грузом.

Все они входили в систему, составляющую Малые и Большие Антильские острова.

Приходили мы обычно на несколько часов, согласно расписания, и стоянка судна продолжалась в зависимости от количества выгружаемого груза.

Я столько внимания уделяю всем географическим, природным, климатическим и прочим особенностям одного острова, да и других островов тоже, чтобы у человека, читающего эти очерки, было ясное представление о том, в каких благословенных краях мы работали и побывали.

И не надо было покупать дорогостоящих путёвок, летать часами на самолётах, а просто получить контракт и работать в этих чудных местах, в любой должности на корабле.

Я предпочитал работать здесь в должности старшего механика, правда было достаточно трудностей и ответственности, зато оклад повыше, и служебное положение даёт много преимуществ!

На все эти острова, о которых я Вам рассказываю, мы заходили по несколько раз.

Горы, покрытые зелёными лесами, с различным рельефом, синее море и небо, яркое солнце, порты, похожие друг на друга, темнокожее население.

Одно из отличий - языковая разница: английский, французский, испанский языки.

Поэтому, чтобы не повторяться - рассказываю о каждом из них, а то, что не вошло в поле моего зрения, то об этом расскажу в других очерках.

КАРТА ЯМАЙКИ

ОСТРОВ ЯМАЙКА.

Первый наш заход был на остров Ямайку, в порт Кингстон. Это было 14 апреля 2001 года. Остров Ямайка находится в западной части Карибского моря.

Вместе с Кубой, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка входит в архипелаг Больших Антильских Островов Вест-Индии. Климат у этих островов тропический, пассатный. На побережье практически круглый год температура воздуха колеблется от +24С до +35С.

Построен город был в 1692 году недалеко от тогдашней столицы Ямайки - города Порт Рояль. В своё время Порт Рояль снискал себе славу самого грешного и злачного города в мире. На протяжении 4-х столетий это был любимейший город пиратов, их столицей, сюда стекались награбленные сокровища со всех стран света.

В 1692 году Порт Рояль настигла, как говорят, страшная кара небес: в результате землетрясения город был разрушен и ушёл под воду!

Кингстон вошёл в историю, как крупнейший в Вест-Индии центр работорговли.

ОСТРОВ ЯМАЙКА

В 1907 году Кингстон был почти полностью разрушен землетрясением, но отстроен заново и является самым важным торговым, транспортным и культурным центром, в котором проживает четверть населения Ямайки.

Большинство населения (ямайцы африканского происхождения), христиане, язык на острове английский, но имеет много слов испанского и африканского происхождения.

Отсюда импортируют, патоку и бананы, а остров наводняют туристы со всего мира.

Стояли в Кингстоне с утра до 16-ти часов. Я с удовольствием сходил бы в город, но не был достаточно уверен, что это понравится датскому капитану и членам моей машинной команды, так как нужно было готовить к отходу Главный двигатель, а я ещё не знал многих нюансов эксплуатации судна.

Прибывший со мной капитан, принял дела старшего помощника капитана, а смена флага произойдёт только в Бразилии, тогда и капитан передаст дела нашему специалисту.

Выгрузка закончилась, запустили Главный двигатель, отшвартовались от причала столицы Ямайки и взяли курс на Виргинские острова.

СТОЛИЦА ВИРГИНСКИХ ОСТРОВОВ - Г. ШАРЛОТТА-АМАЛИЯ

ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА.

В 6 часов утра подошли к Виргинским островам, к острову Сент-Томас.

Виргинские острова - группа островов в Карибском море, являются территорией Соединённых штатов Америки.

Первые поселения были основаны в 1625 году английскими и французскими колонистами, а потом, в 1733 году был куплен датчанами. В период датского колониального господства был превращён в центр торговли рабами. За время существования рабства на острова были завезены тысячи негров-рабов.

После 1917 года Дания уступила эти острова США за 25 миллионов долларов. Здесь действуют законы США, создана военная база.

Население Виргинских островов – негры и мулаты, потомки рабов, работавших на плантациях. Кроме них, на Виргинских островах обосновались более поздние эмигранты из Пуэрто-Рико, Венесуэлы и других островов Малых Антилл.

Официальный язык - английский. Климат - влажный, тропический.

В этот порт мы привези небольшое количество пиленого материала, и выгрузка не заняла много времени. Красотой окрестностей этого острова мы смогли полюбоваться во время подхода к берегам острова и осматривая окрестности через бинокль на судовом мостике.

Уже в 13 часов дня мы отошли от причала Сент-Томас и взяли курс на остров Гваделупа.

ОСТРОВ ГВАДЕЛУПА

ОСТРОВ ГВАДЕЛУПА.

Через 1, 5 дня, рано утром, подошли к острову Гваделупа. Нам обещали здесь выгрузку на целые сутки, и это было мне очень приятно, так как завтра, 19 апреля, у меня будет день рождения. День рождения в море самый грустный праздник, это мной проверено…

Гваделупа, удивительная страна, уютно расположившаяся на Малых Антильских островах среди Атлантического океана и Карибского моря.

С древних времён территорию этого края заселяли индейцы, но сегодня Гваделупа относится к заморским владениям Франции.

Национальный язык - французский, климат тропический, смягчённый пассатами.

Приступили к выгрузке пиломатериалов на причал. Портовые докеры работают не спеша, аккуратно выгружая полеты с досками и брусьями. Весь этот материал загружают на подходящие грузовики и увозят на склады в сторону города.

Вышел на прогулку, так как время у нас до вечера, а мне, как имениннику, дали полную возможность насладиться природой благословенного острова.

ПЛЯЖИ ГВАДЕЛУПЫ

Город как на ладони, природа великолепна, прямо на горе видны два парка, и любопытно, что не их построили, а проложили там дорожки, хотя там были настоящие джунгли.

Очень много диких пляжей. Выходишь, озираешься направо, налево и удивляешься - никакого народу! Пляжи тянутся километрами, белый песок, зеркальная вода.

Таких пляжей мало где встретишь. Я нашёл обзорную точку, с которой открывается шикарный вид. Эту красоту не передать словами. Взгляд оторвать невозможно!

Разных оттенков океан, белоснежный чистейший пляж, открываются виды на соседние острова, бархатное солнце и практически полное отсутствие отдыхающих! Сюда не возят туристов. Такое ощущение, что это очень похоже на рай!

В местном баре попробовал Карибское пиво, но здесь пиво пьют мало, предпочитают местный ароматный ром со льдом.

Особой гордостью Гваделупы считаются небольшие заводики по производству рома, в большом количестве раскинутых по всей территории страны. Внешне совсем неприглядные, они привлекают своими тавернами, где можно вдоволь насладиться этим восхитительным напитком. Ром - это одно из богатств Гваделупы. Его экспорт приносит экономике страны существенную долю доходов.

Рестораны на острове отсутствуют, точнее, они есть, но назвать их ресторанами язык не поворачивается. Скорее это пляжные кафе, где можно съесть пару салатиков, пару кусочков мяса, пару кружек пива и прилично за всё это заплатить. При гостиницах есть солидные рестораны, но цены там заоблачные и не для моряка!

Вернулся на судно полный незабываемых впечатлений! Как прекрасна всё же Гваделупа!

ОСТРОВ ГРЕНАДА

ОСТРОВА ГРЕНАДА.

Колумб открыл острова в 1498 г. Первое европейское поселение основано лишь в 1609 г. английскими табачными плантаторами, вскоре изгнанными местными индейцами-карибами. В 1650 г. остров был куплен у карибов французами, которые депортировали их в следующем же году. В 1674 г. он стал владением французской короны. Французские плантаторы с помощью негров-рабов, завезенных из Африки, стали выращивать индиго, табак, кофе, какао, сахарный тростник.

Почти столетие Гренада была британским владением, а в 1974 г. стала независимым государством. В 1979 г. кубинскими коммунистами был совершен государственный переворот, но на островах высадились американские войска, которые подавили путч.

Гренада - член Британского Содружества. Формально глава государства - королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор, фактически - премьер-министр.

Столица страны - порт Сент-Джорджес - расположена на юго-западном берегу о. Гренада в хорошо защищенной гавани, является главным морским портом страны. Сент-Джорджес - её административный, торговый, туристический центр.

Климат тропический пассатный. Среднемесячная температура +25°С - +28°С. В прошлом площадь острова была покрыта густыми вечнозелёными тропическими лесами. Сейчас площади лесов заняты плантациями сахарного тростника, бананов, ананасов, цитрусовых и мускатного ореха.

Гренада производит огромное для столь малого клочка Земли количество мускатного ореха, корицы, имбиря и гвоздики, за, что ее часто называют «островом пряностей».

Гористый ландшафт острова, зелёные тропические леса и водопады, заливы и превосходные пляжи из вулканического песка привлекают сюда туристов со всего мира.

Мы простояли здесь непродолжительное время и могли только визуально оценить окружающие окрестности, буйную тропическую растительность, яркое солнце, прекрасный залив, ярко-синюю воду!

Как же всё-таки похожи эти острова друг на друга!

Как и в порту Гваделупы, мы закончили здесь выгрузку всего пиломатериала, зачистили трюма и приготовились к дальнему переходу, к берегам Бразилии, порт Белем.

КАРТА БРАЗИЛИИ

БРАЗИЛИЯ. ПОРТ БЕЛЕМ.

Через четверо суток подошли к берегам Бразилии и, за 7 часов до подхода к устью Амазонки, увидели, что вода в океане стала грязно-жёлтого цвета. Цвет воды в океане изменился из-за ила, выносимого рекой Амазонка.

Амазонка - самая полноводная река мира, длиннейшая после Нила река на свете, около 6500 километров. На пути к океану она вбирает в себя более 1500 рек и речушек.

Амазонская низменность - самая большая низменность планеты, обладающая самым большим массивом тропических лесов на планете. Из 20-ти самых длинных рек мира - 10 находятся в Амазонии! Амазонию называют «лёгкими планеты», ведь почти 50% всего кислорода на нашей планете вырабатывается в амазонских джунглях!

Здесь жаркий и влажный экваториальный климат: круглый год температура держится +26С/+28С.

Если бы мне в детстве, да и в юности, кто-нибудь сказал, что я буду находиться на реке Амазонке, любоваться её красотами, я бы этому тогда не поверил. Но я был здесь, я видел эту могучую, полноводную реку и мы уже входили в устье реки и держали курс на порт Белем.

Бразильский город Белем, главный порт в излучине Амазонки, у выхода реки в океан. Устье Амазонки вблизи Белема достигает ширины до 500 километров.

В 22 часа, 24 апреля 2001 года, взяли лоцмана, и пошли по реке Амазонке в порт Белем. Очень темно, никаких огней, кроме бортовых огней нашего судна. Изредка мелькают на берегу огоньки костров туземцев, доносятся неизвестные крики каких-то животных и птиц из джунглей, сверкание каких-то светлячков. Вот и появилось зарево огромного города, видное за многие мили.

Белем считается столицей Северной Бразилии, в нём проживает около 2-х миллионов жителей. Показались небоскрёбы и шпили католических церквей, первые ласточки большого города. В 23.55 пришвартовались у причала бразильского порта Белем.

Утром вышел на палубу, душно, воздух насыщен водой, очень трудно дышится. Вода в реке грязная, бурого цвета, но на ней уже с утра появились гребцы лодок двоек и восьмёрок, а на берегу большое количество зрителей, видно, что этот спорт здесь любят.

Сам порт Белем расположен в реке Гуам, притоке Амазонки.

ГОРОД БЕЛЕМ

На портовом причале Белема громоздятся целые штабеля с пиленым красным деревом, уже запакованным в полеты, и с 7 часов утра, судовыми кранами, красное дерево стали грузить в наши пустые трюма.

Когда мы загрузим часть груза, то догружаться пойдём вверх по реке Амазонка, в речной порт Breves, который стоит на реке Пара, притоке Амазонки. На загрузку в Белеме у нас буде почти двое суток. Будем изучать город.

Белем также называют городом манговых деревьев из-за обилия на улицах города. Это целый мир тропических деревьев, придающих городу неповторимый шарм.

Это имеет большое практическое значение, так как деревья несколько смягчают тяжёлый климат - летом температура может достигать до +41С.

Белем - этот город с населением в 1, 2 миллиона иногда называют "городом садов". Он расположен в устье Амазонки, и самые разнообразные тропические фрукты - манго, кешью, стар-фрут и многие другие можно купить буквально за копейки.

Город Белем - отражение души Амазонии. Его называют воротами в Амазонию! Город был основан 1616 году португальскими колонистами. Belem - по-португальски Bethelem, город, где родился Иисус Христос; у города было несколько других названий прежде, чем он стал называться Белем.

Построенный в 17-18 веках португальцами, он до сих пор сохраняет на себе следы каучукового бума прошлых веков. Во время каучукового бума город наводнили выходцы из европейских стран и привнесли частичку своей культуры, особенно это касается архитектуры. Не случайно Белем называют «Парижем в Америке».

БАЗИЛИКА ДЕ НАЗЕР

До наших дней дошли великолепные здания колониального периода.

Из-за отдалённости от центров цивилизации Белем напоминает европейские города двухсотлетней давности. В этом мы убедились, когда прошлись пешком по улицам и площадям этого прекрасного города.

Колониальная архитектура отражает архитектуру 17-го столетия Лиссабона в Португалии, которая служила вдохновением для главных объектов того времени, с частым использованием облицованных плиткой фасадов. Многие здания повторяют французскую архитектуру, но они большей частью полуразрушены. Но всё равно впечатляли!

Мы долго не могли бродить по улицам, так как тропическая жара и духота были невыносимы, но спас нас ливень, который начался после двенадцати часов и, в дальнейшем, каждый день начинался примерно в одно и то же время.

Это было счастьем, это было спасением, всё вокруг преображалось и дышало такой свежестью, прохладой, что мы забывали и о невыносимой жаре, и о пекущем солнце.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Город Белем, столица штата Пара, полон проливов и каналов, формирующих острова вокруг него. Есть пятьдесят пять этих островков, большинство которых дикие и необитаемые, хотя на некоторых есть маленькие поселения.

Мы стали осваивать городские рыбацкие причалы, где находились привязанные живописные рыбацкие лодки и каноэ, которые каждый день привозили множество продуктов, от местных керамических изделий до трав и ароматических корней дикой Амазонии и зубов аллигатора. Здесь же мы и приобретали свежайшие овощи и фрукты.

Всё же самым распространённым и любимым напитком в Бразилии является пиво, великолепного качества. Его подают в специальных бутылках-контейнерах со льдом. Пиво здесь не бывает тёплым, а вот если хочется, то могут подать бразильский прохладительный напиток «guarana», изготовленный из одноимённого плода амазонского леса. В Бразилии производится крепкая, кристально-чистая водка «cachasa», получаемая из спирта переработанного сахарного тростника, Кашаса с соком лимона, сахаром и льдом называется «caipirincha» и представляет собой один из популярнейших в Бразилии крепких напитков.

Особой статьёй проходит напиток под названием кофе. Наверное, только в Бразилии приготовление кофе возведено в культ. Процесс начинается с очень чистой посуды, пресной воды, точных мер, и истинный бразилец никогда не позволит кофе кипеть. Настоящий бразилец выпивает до 30 чашечек кофе в день!
Кофе любят во всём мире, но для Бразилии его значение огромно, он стал здесь настоящим символом гостеприимства.

Мы часто заказывали в Белеме пиццу, так как её делали на любой вкус: тонкие, толстые, традиционные и экзотические, с начинками из вялёного мяса с тыквой или артишоков со спаржей и сырокопченым окороком.

Осталось рассказать о бразильской кухне и то, что нам удалось здесь попробовать. Белем обладает богатым кулинарным наследием, большое влияние на которое оказали местные традиции и коренное население. Рыба и фрукты, несмотря на кажущуюся несовместимость, являются основой местной кухни.
За время работы по контрактам у меня выработалось правило - обязательно попробовать что-нибудь из местной кухни там, где мне приходилось бывать.

В одном из ресторанов, на портовой ярмарке, нам с капитаном предложили типичное блюдо района Амазонки. Блюдо состояло из кусочков утки, обжаренных в оливковом масле с лимонным соком и чесноком, а затем тушённых в соусе из маниоки с добавлением разных трав. Вкусно, но вкус необычный, так как и необычны травы, которыми всё это приправили. Парой кружек бразильского пива залили все наши сомнения.

Для того, чтобы узнать бразильскую кухню, необходимо было иметь больше времени, а во время таких коротких стоянок, в изнуряющую тропическую жару, хотелось забежать в любой бар, где работает кондиционер, взять кружку пива и никуда не выходить!

На следующий день, вечером покинули порт Белем, и пошли вверх по Амазонке, потом по притоку, реке Пара, на которой стоит порт Breves.

СЕЛЬВА

БРЕВЕС.

12 часов шли вверх, а когда вошли в Пару, то она оказалась довольно узкой рекой, местами 70-80 метров, по берегам дикие заросли, сельва.

Сельва - влажные экваториальные леса Амазонской низменности.

На берегах реки встречаются дома индейцев на сваях, без стен, прямо над водой, (для защиты от частых половодий) и они сообщаются между собой на лодках (каноэ).

Странно видеть эти дома с оконными проёмами без стёкол и большими проёмами вместо дверей, покрытыми пальмовыми листьями, развешенными между домами плетеными гамаками, с длинными деревянными настилами над водой и причаленные к ним вереницы каноэ и других мелких плавсредств.

Странное ощущения вызывали ночные проходы корабля у речных берегов, создавалось впечатление, что ты плывёшь через цветущий сад, издающий запахи с чудесными, неповторимыми, таинственными ароматами тропических цветов, наполненный пением неизвестных птиц. Слышалось ворчание, рыки и тяжёлое дыхание неизвестных нам существ или животных, возможно ягуаров или пум, которых здесь достаточно много.

«НАДЕЖДА» У ПРИЧАЛА В БРЕВЕСЕ

Утром подошли к причалу, где находилась пилорама, а на причале громоздились штабеля напиленного, и сложенного в полеты, красного дерева.

Вода в реке здесь так же, как и в Белеме, была жёлтого грязного цвета, а на другой стороне от пилорамы были видны причалы и здания небольшого городка Бревеса. Туда надо добираться или на такси, или на местной лодочке.

Нам предстояло здесь догрузить свои трюма, потому, что в Белеме нехватило готовых пиломатериалов. Здесь так же душно, влажно, а окружающая сельва (джунгли) выделяет какие-то особые ароматические вещества, располагающие к расслабленности, сну, лени…

У причала стоит домик местных жителей, которые берут грязную воду из реки, тут же стираются, купаются - дети природы! Здесь же они вылавливали на удочку и показывали нам знаменитых рыбок-хищниц «пираний», с красноватыми бочками. Оказывается, они обладают прекрасными вкусовыми качествами, и на костерке их тут же поджаривали!
Вечером около судна столпились лодки с девицами, детишками - просят шоколад, соку-солу, предлагают фрукты и себя в придачу! Не получив сладостей, и не получив особой заинтересованности в таком обмене, лодочки к полуночи разъехались.

Погрузка пиломатериалами продолжалась ещё двое суток. Загрузив судовые трюма первоклассным, пиленым, уложенным в аккуратные полеты красным деревом, взяли курс на Белем, прошли по протокам, рекам, и вышли в Амазонку.

Когда за кормой осталась жёлто-бурая вода, и снова заискрился чистой голубой волной океан, стало понятно, что прекрасная и таинственная Бразилия осталась позади, а впереди нас ждёт цивилизованная и богатая страна Америка, порт Savanna.

ГОРОД САВАННА

АМЕРИКА. ПОРТ САВАННА.

Впереди нас ждёт цивилизованная и богатая страна Америка, порт Savanna. В этом порту будет смена филиппинского экипажа на русский экипаж.

8 мая 2001 года, рано утром, в 8 утра, появился новый экипаж. Вторым механиком прилетел Ромеро Куум, мы с ним работали раньше на контейнеровозе «Vento di Tpamontana», грамотный механик, спокойный, доброжелательный человек.

Сменили рядовых филиппинцев и теперь мы остались монолитным русским экипажем, но цели и задачи судна остались прежними, так как из фрахта нас не выводили.

Работать с филиппинцами можно, среди них бывают разные специалисты и люди, они очень исполнительны, терпеливы, уважительны - много положительных качеств. Отрицательные качества тоже есть, не буду их перечислять, они есть у каждого народа, а вот самое ценное приобретение для экипажа - смена повара!

Конечно, филиппинский повар старался готовить некоторые европейские блюда, но это не всегда у него получалось, а супы они вообще не умеют готовить. Как они научились у себя на родине жарить на открытом огне, то ли рыбу, то ли мясо, так они готовили и в море - сухо, пережарено до черноты, невкусно. Какие соусы, какие подливы - натуральное мясо, рыба, кальмары, с огнём и дымом, они так привыкли, они так любят!

А мы так соскучились по борщам, супам, даже котлетам с жареной картошечкой, макаронам по-флотски, пловом, блинам со сметаной, компотом и прочим, и прочим! С поваром нам повезло, мечты наши осуществились, и мы наслаждались нашей европейской пищей до конца контракта.

Город Саванна был основан в 1733 году генералом Джеймсом Оглторном, он же придумал и планировку города, основой которой является 24 сквера - квадрата.

ШТАТ АЛАБАМА, ГОРОД МОБИЛ

Эти открытые пространства генерал предполагал использовать для военных построений и тренировок. Сейчас - это оазисы спокойствия с парками, фонтанами и скульптурами.

8-9 мая: стоянка в порту Савана была около двух суток, тут и смена экипажа, и завоз снабжения, и погрузка пиленых деревянных сосновых досок, для очередной поставки их на Острова. Произвели ремонт Главному двигателю, демонтировали цилиндровую крышку, устранили утечку воды, заменили резиновое уплотнительное кольцо, снова установили и обжали крышку.

После ремонта запустили Главный двигатель, проверили в работе, замечаний нет.

После Саванны мы пошли в порт Мобил, где догрузили пакеты с досками и на этот раз нам предстояли заходы на новые острова: Антигуа, Барбадос, Санта-Мартен.

О городе Мобил, штат Алабама, напишу в следующий раз, времени для изучения города и его достопримечательностей у меня абсолютно не было, надо было обслуживать судно, настраивать грузовые краны, так как возникли проблемы с их эксплуатацией.

11 мая закончили погрузку в порту Мобил и взяли курс на остров Сент-Маартен.

ЭТО ГАРМОНИЯ НА СЕНТ-МААРТЕН

ОСТРОВ СЕНТ - МААРТЕН.

До открытия европейцами остров целиком принадлежал местному племени, аравакам, которые назвали его островом Соли (в честь главного богатства Сен-Мартена) или Землёй Женщин. 11 ноября 1493 года, в день Святого Мартина, Христофор Колумб и заметил этот заброшенный в океане кусочек Земли и назвал его в честь святого, который, по легенде, разрезал свой плащ на две части. Великий мореплаватель даже не мог себе представить, насколько данное им название предопределит судьбу острова.

В 17 веке французы и голландцы, в те времена занимавшие остров, решают, дабы избежать войны, справедливо разделить Землю и установить правила игры. Дистанция, пробежать которую хватит сил у представителя каждого лагеря, определит занятую территорию. За Францией остались 48 км на севере острова, а у голландцев 35 км на юге.

Сент-Маартен (Sint Maarten) – один из самых красивых островов Карибского моря. Это удивительная и незабываемая Земля, роскошные пальмы, бирюзового цвета море. Маленький тропический рай с бесконечными пляжами мелкого песка, кокосовыми пальмами, изумрудно-бирюзовым морем и разноцветными креольскими хижинами.
Лишь немногие счастливчики, большую часть которых составляют богатые американцы, могут позволить себе наслаждаться редкими по красоте пейзажами Сент-Маартена и роскошно-утончённым туристическим сервисом. Вся жизнь здесь наполнена равновесием и абсолютной гармонией.

Когда я вышел утром на палубу нашей «Надежды», меня буквально ослепило солнце и необыкновенно голубая вода за бортом. Солнце было тёплым, ласковым, воздух наполнен каким-то цветочным ароматом, ароматом, приносимым из огромного цветника, разбитого у ресторана. Ресторан был так построен, что казалось, он сейчас шагнул в море, но на мгновение остановился.

В бухте, где мы были ошвартованы, несколько поодаль, был построен причал для пассажирских судов. Сейчас там стоял огромный белый лайнер, а в другой бухточке, рядом, столпились десятки парусных яхт, самых разных типов и размеров. Весь причал, все кафе, ресторанчики и рестораны были заполнены этой праздничной разноязычной толпой, это было какое-то нашествие. Но надо понимать, нашествия туристов здесь никогда не прекращались, потому, что здесь был устроен рай для туристов.

Население острова состоит из голландцев и французов, которые испокон века дружно живут на этом самом маленьком в мире острове, поделённом между ними. Тропический климат, круглый год стоит тёплая, сухая погода.

Северная Французская часть острова впитала в себя истинно французскую утончённость. Здесь построены роскошные виллы, отели, бутики, уютные рестораны и бары. В Южной, Голландской части острова расположены большие курорты, ночные стрип-клубы, бары, казино, поля для гольфа. Столица - город Филипсбург.

Мы сидели на террасе «шагающего» ресторана и, обсуждая увиденные красоты и неподдающиеся описанию прелести острова, с сожалением констатировали, что у нас такого Рая не будет никогда. Имея не остров в океане, а материковую часть Земли у Чёрного моря, превратили это чудное, подаренное природой место, в помойку.

Я там бывал и молоденьким курсантом, когда проходил плавательскую практику на паруснике, и уже седым «дедом» на торговом судне, но там мало, что изменилось: всё тот же «ненавязчивый» сервис в местах общепита, те же женщины, пристраивающие, не нашедших жилья отдыхающих, в своих «домостроенных бунгало» и старые, вонючие,
давно не знающие ремонта, квартиры. Всё по-прежнему, только цены увеличились, но разве можно сравнить наш Юг с увиденным раем на острове Сент-Маартен?

Хвала Господу Богу, что дал мне на склоне лет, когда я, уже можно сказать, заканчивал свою морскую жизнь, возможность увидеть Рай на Земле, и в какой-то мере возможность попользоваться его благами! Рай оставили на острове Сент-Маартен, а на причале оставили штабеля из пиленных сосновых досок для поддержания Рая в нормальном состоянии, запустили Главный двигатель и взяли курс на остов Антигуа.

КАРТА АНТИГУА И БАРБУДА

ОСТРОВ АНТИГУА.

Уютные бухты солнечного побережья, причудливые формы скал и гротов, заброшенные плантации сахарного тростника и солёный морской воздух - это Антигуа, жемчужина Карибского моря и здесь располагается столица Антигуа и Барбуда - Сент-Джонс.

В Сент-Джонсе крупная гавань, способная принимать крупные круизные лайнеры. Вход в бухту защищён фортом.

Как всегда, рано утром, пришвартовались у причалов порта Сент-Джонс, где уже с нетерпением нас ожидала толпа портовых докеров, готовых к разгрузке нашего судна.

СТОЛИЦА ОСТРОВА АНТИГУА - СЕНТ-ДЖОНС

Город Сент-Джонс является и столицей острова, в нём проживает небольшое количество жителей, поэтому его смело можно назвать городом-государством.

Перевод слова Антигуа с испанского звучит как «древний». Население - в основном негры, религия - протестантизм.
Так как это был первый остров после Америки, то и груза мы сюда доставили достаточно, примерно на два дня работы, при их интенсивности выгрузки.

Решили с капитаном после обеда пройтись по столице государства, тем более, что день сегодня был пасмурный, не было изнурительной жары, можно было изучать город.

Решили начать знакомство с городом на причале Редклифф-Квай, на котором в зданиях старых складов расположено множество магазинчиков, баров и ресторанов.

Позади этого места находится старый рынок рабов, а ещё дальше, на севере расположен театр, беспошлинные магазины и мемориалы, посвящённые антигуанцам, которые пали на полях Первой мировой войны.

Главным историко-культурным памятником столицы считается собор Сент-Джонс. Он поражает красивой барочной колокольней.

ПРИЧАЛ РЕДЛИФФ-КВАЙ

Казалось бы, что связывает этот клочок Земли и британскую аристократию?

Оказывается, такая связь есть, причём самая прямая: долгое время остров Антигуа был британской колонией, и сегодня, пожалуй, во всём Карибском бассейне не найдётся страны, где бы так сильно чувствовался британский менталитет.

Только на Антигуа вы можете по-настоящему ощутить себя английским аристократом времён адмирала Нельсона, который начинал здесь свою морскую карьеру, а в скором времени прославился, как великий английский флотоводец!

Мы почувствовали, что остров прямо-таки пропитан колониальной атмосферой. Здесь есть старинные мельницы из камня, давным-давно покинутые плантации сахарного тростника, действующие военно-морские базы порта Нельсон и красота, достойная кисти великих мастеров прошлого! Мне подумалось, что если красота действительно спасёт мир, то стоит ждать рождения спасителя именно здесь - на благодатных землях Антигуа!

Мы посетили Английскую Гавань, лежащую на южном побережье острова, известную своей хорошей защищённостью перед штормами, и где основной точкой притяжения в гавани считаются «Доки Нельсона». Национальный парк «Доки Нельсона» - эта деревня раньше была важнейшей крепостью английского гарнизона и была названа в честь адмирала Горацио Нельсона.

Осмотрели старые, полуразрушенные стены крепости, чугунные пушки тех времён, Пороховые склады, столовую, бараки и фортификационные сооружения, которые на удивление хорошо сохранились.

Отсюда нам открылась прекрасная панорама морского берега Антигуа!

ОДИН ИЗ 365 ПЛЯЖЕЙ НА АНТИГУА

Здесь невероятное количество мест для отдыха, которое совмещает в себе 365 пляжей, как говорят « по одному пляжу на каждый день года»!

Вы когда-нибудь слышали такое выражение? А это не слова, это действительность, которая показывала себя здесь во всей своей красе!

Ничего нет удивительного в том, что многие даже не слышали о таком государстве, как Антигуа и Барбуда. На самом деле название этого вест-индийского государства не совсем полное, потому как оно располагается не только на островах Антигуа и Барбуда, но ещё и на острове Редонда.

Все три острова, которые входят в архипелаг Малых Антильских островов, богаты буйной растительностью, тихими лагунами и бухтами. Бухты защищены коралловыми рифами, белоснежными пляжами и горными вершинами, которые пытаются дотянуться до глубокого и невероятно чистого неба.

Мы сидели на берегу одного из пляжей, очарованные красотой, лежащей прямо под нашими ногами. Ежедневно, белый песок пляжей, перемешиваясь с синим цветом моря, окрашивает прибойную волну в цвет неба смешанного с молоком.

Может я и неправильно выразил своё цветоощущение увиденного, но этот цвет настолько непередаваем и удивителен, что увидеть его, видимо можно только здесь, на Антигуа!

На следующий день закончили выгрузку фанеры, досок, столбов и в 18.00 отошли от причала Порта Сент-Джонс. Курс на остров Барбадос.

ПАМЯТНИК АДМИРАЛУ НЕЛЬСОНУ

ОСТРОВ БАРБАДОС.

На острове Барбадос, в порту Bridgetown, произойдёт смена флага. До сих пор мы работали под датским флагом, с датским капитаном. Теперь нам необходимо произвести полный осмотр судна в присутствии представителя флага с острова Мен, который встретил нас в порту острова.

После осмотра судна и его механизмов, был произведён водолазный осмотр корпуса и винта на предмет обнаружения поломок и неисправностей. Весь день были проверки, прокрутки и запуски двигателей и механизмов и подписание закончилось только в 24 часа этого дня.

Всё было нормально, произвели подписание документов с представителем острова Мен - новый флаг был поднят! Наш старший помощник капитана принял дела у датского капитана, и теперь мы остались монолитным русским экипажем, под новым флагом. Датский капитан и представитель флага острова Мен вечером улетели в Европу.

Как всегда, в свободное время, решили пройтись по незнакомому острову и осмотреть его достопримечательности, которыми он был богат, как и все эти Карибское жемчужины.

Мы долго бродили вокруг памятника адмиралу Нельсону, который сооружён в центре города и удивлялись: «Какое отношение адмирал Нельсон имеет к этому острову?».

Имя острову пришло от португальцев, которые назвали остров «бородатым» из-за обилия произраставших на нём фиговых деревьев, обвитых похожими на бороды растениями. Борода по-португальски переводится как «Барбуда».

А столица Бриджстоун переводится с английского, как «город-мост», так как город находится на вдающейся в сушу части залива, через который построены два моста. Поскольку Барбадос долгое время был составной частью колонии Британии, то архитектура этого небольшого города очень интересна.

ЗДАНИЕ ПЛАНТАЦИИ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА

Мы обнаружили, что центральная площадь носит имя Трафальгарской, и является подобием одноимённой площади в Лондоне, и даже здание парламента построено в чисто английском стиле с миниатюрной копией часов Биг-Бэна. Теперь нам стало понятным, почему в центре площади расположен памятник адмиралу Нельсону - такой же стоит и на Трафальгарской площади в Лондоне!

Прошли в Королевский парк, где было море разнообразных тропических растений, цветов, орхидей, но большинство из них мы видели впервые. Они были прекрасны!

В парке растёт удивительное дерево - баобаб, которому уже несколько сотен лет, а его размеры так велики, что только полтора десятка взявшихся за руки человек способны обхватить его. Правда, мы только обошли вокруг него, не решившись «обхватить его руками». Всё побережье усеяно роскошными виллами - памятниками дизайна и архитектуры, доставшимися острову от колониального прошлого.

Барбадос был свидетелем рассвета пиратства, фактически столицей флибустьеров, это мне не могло даже присниться во сне, что я буду разгуливать по улицам столицы пиратов!

А там, где пираты, там и родина рома, самый известный из которых - белый ром Малибу, самый популярный в мире напиток. Ром мы пробовать не стали, а от пары кружек местного холодного пива не отказались.

Мы сделали вывод, что есть в океане ярко-солнечный весь изумрудной зелени остров, на котором всегда царит атмосфера праздника и имя ему - Барбадос.

Вот на этом острове, 12 августа, через 4 месяца наших странствий по Антильским островам, мы с капитаном сменились и из международного аэропорта Бриджетауна улетели в Лондон, а затем в Хельсинки.

14 августа мы прилетели в Таллинн.

На некоторых Антильских островах мы побывали по несколько раз, поэтому я не придерживался хронологии посещений островов. Особенных событий, кроме нашего восхищения и очарованности этими местами, с нами не произошло.

Да, жизнь моряка подарила мне такую великолепную и неожиданную возможность поработать в этих широтах и увидеть Рай воочию, иначе как назвать то, что мне пришлось здесь увидеть и почувствовать. Спасибо тебе, судьба! На этот раз ты была ко мне благосклонна!


Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

1Виктор Самохин06.12.2011 03:17
Анатолий! Как всегда рад новой встрече с твоим творчеством. Спасибо. Виктор.
Ответить
2Александр06.12.2011 11:55
Спасибо! Очень интересно, у Вас талант! Пишите еще!
Ответить
3Анатолий Акулов06.12.2011 13:24
Уважаемые Виктор, Александр! Спасибо за отзывы, мне важно, что читателям интересно читать то, что я сам видел и рассказал в своих рассказах.Ждите очередных рассказов.
Ответить
4Читатель12.12.2011 13:58
Ооо, аа, ого. даа. Удивляюсь приключениям вашим когда читаю. Толково интересно. Анатолий, нужен ваш совет. Я эмигрант рабочий живу в Неаполе. Нужно научиться переезжать морем. Либо работать с рыбаками. Могу ли вам писать на почту? Проблема действительно важная. В Европе тяжёлый кризис.
Ответить
5Анатолий Акулов12.12.2011 15:35
Уважаемый, Читатель! Спасибо за комментарий. Пишите, если так необходим мой совет: tichorezky42@rambler.ru.
Ответить
6Виталий Калинин07.02.2016 11:32
Два раза бывал в тех местах! Теперь, после прочтения Ваших рассказов, ностальгирую. Природа создала на Земле райский уголок! Пишите ещё. Очень интересно! Пожелание: побольше фотографий.
Ответить
7Влад02.04.2016 12:31
Очень интересные записи мореплавателя предложено нашему вниманию. Отправить бы туда воинствующую украинскую верхушку, чтобы имели представления за какую жизнь надо бороться. И пусть бы там жили себе и не мутили бы здесь воду.
Ответить
8Влад01.08.2016 22:25
Я просто поражен пожеланием отправить в этот рай какую-то укрверхушку! Это же надо иметь такое желание погубить земной рай присутствием недоносков и преступников! Тем не менее, спасибо за описанное, чувствуешь, что многое в жизни упустил.
Ответить
9Валерий Васильевич21.10.2016 10:45
Спасибо Анатолий! Своим описанием вашего приключения вы поселили в мою душу умиротворение и наслаждение земным раем! Дай вам, БОГ здоровья и творческих удач!
Ответить

Добавить комментарий

92149 66596 23065