Кубинские очерки — Глава 1

23.08.2011 23:3934299

СРТР–9122 «Клоога»

ПЕРЕХОД ТАЛЛИН - ГАВАНА.

Всё началось в сентябре 1964 года, когда я получил назначение вторым механиком на один из средних рыболовных траулеров, короче СРТР - 9122 под названием «Клоога». «Клоога» был построен на немецкой судостроительной верфи и уже успел поработать в Северном и Балтийском морях, добывая рыбу для Эстонской республики.

«Клоога» был приписан к порту Таллинн. Ему предстояло сделать морской переход через океан, для работы в Мексиканском заливе. Очень странное решение, посылать такой небольшой траулер за 7 вёрст киселя хлебать! Но функционеры рыболовного административного корпуса из Эстонии мыслили глобальными категориями и нас, морячков с маленького траулера, о том, куда и зачем посылать - не спрашивали!

Я никогда не работал на таких небольших судах и после БМРТ этот траулер казался мне просто шлюпкой. Главный двигатель был немецкого производства, фирма SKL, мощностью 540 э.л.с., два вспомогательных двигателя типа Буккау - Вульф, 150 и 100 э.л.с., с небольшой рефрижераторной установкой. Здесь был и шедевр судостроения для таких судов - ВРШ, винт регулируемого шага, т.е. не нужно было стоять на реверсах главного двигателя.

Экипаж траулера был относительно молодой, самому старшему (старшему механику) было где-то около 35 лет, капитан - красивый, высоченного роста эстонец, спокойный, обходительный человек 30-ти лет. Комиссаром был бывший военный, капитан 3-го ранга, фамилии уже не помню, въедливый, скучный, несимпатичный человек и мы его всем экипажем, мягко сказать, дружно не любили. Он вёл свои записи, относительно всех членов экипажа, в свою особую тетрадь, которую мы мечтали конфисковать и узнать, что он там пишет (что впоследствии мы и сделали!).

Итак, мы готовились к рейсу, делали небольшие профилактические ремонты, запасались запчастями, топливом и маслом. Осень стояла тёплая, много солнечных и ясных дней, гуляли по парку Кадриорг, засыпанному опавшими жёлтыми кленовыми листьями, кормили хлебом белых лебедей в парковом пруду. Вечерами всей судовой компанией посещали Таллиннские рестораны - Глорию, Асторию, Европу.

Денег было в обрез, но мы были молоды, и довольствовались алкоголем, который был тогда не особенно дорог, а закусывали в основном дешёвыми бутербродами. Днём ходили в заводскую столовую, заказывали первое блюдо, а хлеб и горчица всегда стояли в неограниченном количестве на всех столах, бесплатно, и мы наедались этими «деликатесами» до отвала.

22 сентября 1964 года наш траулер вышел из Купеческой гавани Таллиннского торгового порта, прошли Балтику, проливы, Северное море и у Шетландских островов взяли курс на Остров Свободы - Кубу.

Если рассказывать о переходе, то он был достаточно спокойным, но один раз попали в довольно большой шторм и надо отдать должное мореходным качествам нашего кораблика. Немцы очень хорошо рассчитали остойчивость, траулер взмывал вверх на любую высокую волну и потом плавно проваливался в морскую пучину, вообще держался очень уверенно на плаву.

Конечно, такая качка создавала неудобства всем членам экипажа - и спать было невозможно, и готовить еду было очень проблематично, и обеды и ужины тоже требовали от каждого хороших навыков эквилибристики, но все понимали, что когда-нибудь это всё закончится, и мы ещё пройдём по хорошей воде.

МОРСКИЕ ВОРОТА В ПОРТ ГАВАНА

ПРИБЫТИЕ В ГАВАНУ.

Так оно всё и случилось, через 18 дней перехода мы увидели силуэт Гаваны, запросили лоцмана и почти без задержки вошли через узкий морской пролив в порт Гавану, столицу свободного острова Куба.

На Кубе только 1 января 1959 года провозгласили победу революции, но город ещё жил по старым законам, которые были довольно свободными. Для советских моряков это всё было непонятно, но кубинские нравы были приятными для молодых ребят, а в основном у нас были совсем молоденькие морячки: от 19 до 25 лет. Мы были в восторге, что попали в такую красивую и полную соблазнов страну!

Соблазнов было много, а денег было мало, кубинки были очень красивы и доброжелательны, город был полон романтики, таинственной старины и современных красивых отелей, ресторанов, старинных театров и старинной архитектуры зданий. Обо всём этом надо писать отдельный очерк или рассказ.

Наш траулер поставили в Рыбном порту - Флота Кубана де Песка, район Регла, рядом находился холодильник порта и там кубинские девушки и женщины сортировали рыбу и укладывали её в какие-то ящики со льдом, а мы не сводили с них глаз, до того всё это было и интересно и заманчиво. Все пытались как-то завязать разговор, но испанского языка тогда никто из нас не знал, вот и обменивались мимикой, улыбками и жестами.

Вечером пошли в город, получили массу впечатлений, по совету «бывалых» прихватили по 1-2 флакона одеколона, благополучно их реализовали и вдоволь попили пива.

В дальнейшем эта практика процветала и мы продали всё, что было возможно: мыло, одеколоны, зубную пасту, шапки, тапки, носки и прочую лишнюю, как нам казалось, галантерею, а что было делать? Мы молодые ребята, вокруг столько интересного, нового, а денег (т.е. кубинских песо) нет, и не предвиделось в ближайшем будущем.

СТАРАЯ ГАВАНА

Через два дня отчалили от причала, и пошли на промысел в Мексиканский залив, район банки Кампетч. Нам был спущен план по добыче рыбы, но ловили мы мало.

Рыбу пересыпали льдом и складировали в охлаждённом трюме, в ящиках, а потом надо было её сдать на перерабатывающую базу. Были на промысле две или три базы, но флота было немеряно, из всех северных и балтийских портов, в основном СРТР.

Ловили рыбу под названием «ронка» - серенькая, невзрачная, невкусная, издающая хрюкающий звук, когда её брали в руки.

Мы все искренне удивлялись, зачем промышлять эту мусорную рыбу, когда в сети попадалась прекрасная на вид и вкус рыба, большая и не очень, но мы не могли её перерабатывать и сдавать, так как этих пород рыб не было в перечне выловленной для сдачи рыбопродукции. Глупость, которой нет названия!

Мы эту великолепную по виду и по вкусу рыбу с удовольствием употребляли в пищу: жарили и парили. Но я даже не помню, пробовал ли кто-нибудь из нас на вкус рыбу, под названием «ронка»!

ПРИБРЕЖНЫЙ БАР В БУХТЕ ГУАНО

ПЕРВАЯ ВЫЛАЗКА НА БЕРЕГ.

Пришел день, когда все трюма были забиты ящиками, а очередь для сдачи рыбы на плавбазу еще не подошла, и, в ближайшие 3-4 дня, а может и больше, надеяться на сдачу не приходилось. Мы оказались в глубоком отстое, и капитан ушел из района промысла поближе к берегу Кубы, в бухту Гуане.

Красоту острова Кубы описать невозможно, все это нужно было видеть, и мы были очарованы открывшимся пейзажем, морской бухтой, с пронзительно синей водой, буйной тропической зеленью на берегу и совершенно безлюдной - только наш корабль и кое-где небольшие шлюпки местных рыбачков.

Провели «военный совет» старшего комсостава (исключив из него комиссара) и решили для начала сойти на берег в цивилизованном месте, заправиться пивом или еще каким-нибудь алкоголем, добравшись туда на своей спасательной шлюпке. В дальнейшем она так и будет у нас в постоянной готовности, на ней мы совершим не один поход на берег и по устью реки, впадающей в залив.

Спустили шлюпку, проверили двигатель и все заняли свои места - капитан, стармех, 2-й механик, 2-й штурман, 3-й штурман и два матроса. Комиссар стоял у борта с мрачным лицом, но капитан не собирался его информировать о том, куда и зачем мы направляемся. На судне оставался старпом, 3-й механик и остальной экипаж.

Капитан выглядел очень импозантно в вельветовых шортах, с большим потрепанным кожаным портфелем, а для чего он его взял, мы сначала даже не догадывались. Затарахтел мотор шлюпки, и мы двинулись к неизведанным берегам!

До подхода к берегу заглушили мотор и выпрыгнули в воду, взяли шлюпку на буксирный конец и частично вытащили ее на берег. Оставили матросов сторожить шлюпку и двинулись в поселок. Впереди нас шагал здоровенный 2-х метровый капитан, с большим потертым портфелем руках, а за ним мелкой рысцой выдвигалась наша группка.

Я С ОСТРОВА КУБА

Никаких пограничных властей, а встретившиеся полицейские, узнав, что мы русские рыбаки с траулера на рейде, дружески нас встретили и никаких вопросов о том, как мы здесь оказались - звучали только приветствия: амигос, амигос (друзья)!

Не надо забывать, что только в октябре 1962 года благополучно закончился Карибский кризис, где мы выступали защитниками Кубинской свободы, поэтому русские были везде очень уважаемы и «неприкосновенны», (насколько это было возможно).

Мы зашли в один из местных баров с открытой верандой и столиками, установленными прямо на пляже, и уселись за один из столиков, заказали по бутылочке Колы. Капитан разрешил дополнительно, за свой счет, заказать по одной порции кубинского рома. Было очень жарко, солнце палило немилосердно и, конечно, нас сразу же развезло, к тому же на закуску денег у нас не было. Бармен был очень приветлив, как и все кубинцы к русским, и предложил повторить ещё по одной порции.

Мы на пальцах и мимикой объяснили, что денег нет, но нам ответили, что нас любят и предлагают выпить бесплатно. Мы поразились такой щедрости, повторили по несколько раз и, через полчаса, или даже меньше, стали вдрызг опьяневшими. Кубинцы были в восторге и страшно удивлены, что русские могут выпить так много за такое короткое время!

Солнце, большое количество выпитого рома и отсутствие элементарной закуски сделали своё дело. Мы внешне выглядели нормально, но встать и уйти, у нас не было сил. Вообщем, откуда-то подъехавшие полицейские, аккуратно погрузили нас в свой джип и отвезли к нашей шлюпке, где должны были дожидаться нас наши матросы.
К нашему общему удивлению матросы оказались в таком же «разобранном» состоянии, как и мы!

Где и как они успели подзарядиться, за какие деньги набраться алкоголя, мы не знали, но мы долгое время провели на берегу, отмокая в морской воде и приходя в чувство, пока смогли загрузиться в шлюпку, завести двигатель и начать движение в сторону нашего судна.

Нас с почетом сопровождал военный кубинский катер и помогал нам швартоваться. Перед подъемом шлюпки была операция по выгрузке тел, под русский сопроводительный мат, грозные комиссарские взгляды и прощальные возгласы наших друзей кубинцев!

Утром мы проанализировали нашу поездку и спрашивали капитана: зачем он брал с собой свой обшарпанный портфель? Он ответил, что брал его для солидности, но никто из нас в это не поверил, знали, что в портфель должны были затариться выпивкой, да не срослось, злую шутку сыграл с нами алкоголь!

В эту ночь мы и похитили знаменитую черную тетрадь комиссара, выманив его в рулевую рубку. Прочитав записи в тетради, узнали много интересного о себе и о последней поездке на берег. Тетрадь была торжественно утоплена, и после этого комиссар понял, что с экипажем нужно жить дружно и действительно, впоследствии, он никому больше хлопот не доставлял.

ОТЕЛЬ ГАВАНА ЛИБРЕ

ОЧИ ЧЁРНЫЕ.

Изредка мы заходили в порт Гавана, посещали загородный бассейн, интерклуб. Интерклуб был очень популярным местом, в Гавану заходили корабли из самых разных стран, и там можно было встретить моряков с этих кораблей.

Мы очень охотно его посещали, здесь можно было выпить пиво по самой низкой цене, обменяться впечатлениями с другими моряками, с открытой террасы полюбоваться красивыми кубинками, которые стаями ходили вокруг этого веселого заведения и, по желанию, при наличии денег, можно было договориться с ними, чтобы провести вместе время.

Прошло 4 года после провозглашения победы революции и в этом порту царили самые свободные нравы, которых революция не коснулась. Это потом, по указу Фиделя Кастро, собрали всех женщин легкого поведения и отправили их на остров Пинар дель Рио, где они начали активно заниматься разведением фруктов и овощей.

В один из вечеров мы с 3-м штурманом прошлись по ночным улицам Гаваны и, проходя мимо отеля «Гавана Либре», зашли в фойе, на лифте поднялись на 25-й этаж и попали в роскошный ресторан.

Как у нас хватило наглости и нахальства сделать это, я уже не помню, но к нам так хорошо относились, что лифтеры (они были в каждом лифте), услышав нашу русско-испанскую речь, только улыбнулись и подняли нас на самый верх отеля.

Сели за столик, заказали по кружке пива, с изумлением и любопытством осматривали роскошный зал, и присутствующих великолепно одетых мужчин и женщин. На нас тоже смотрели, но как на бедных, случайно попавших сюда неизвестно зачем мальчишек.

Вдруг мы услышали негромкую знакомую мелодию. Это были «Очи черные». Откуда у нас тогда появилась смелость, или это чувство присуще всем молодым, но мы поднялись, подошли к небольшой сценке, взяли микрофон и стали напевать слова песни.

Сначала робко, но когда музыканты заиграли в полную силу, мы тоже поддали жару и запели про «Очи черные» в полный голос. Было ли это профессионально пропето или нет, не нам судить, но после исполнения нам бурно аплодировал весь зал, а на столе уже стояли полные кружки свежего пива! Мы не испытывали больше судьбу и терпение администратора, выпили свое честно заработанное пиво и спустились вниз, в фойе отеля.

Когда мы вернулись и на нашем маленьком рыбачке рассказывали, как мы сегодня пели на 25 этаже в «Гаване Либре», нам никто не верил и все думали, что это все вранье.

Ну и бог с ними, мы не очень переживали, нам было достаточно той «минуты славы», которую мы получили!

Путешествие в тропики

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТРОПИКИ.

Продолжались наши рыбацкие будни, и вот очередной отстой и мы снова в бухте Гуане. Делать очередную вылазку в морской поселок мы уже не рискнули, поэтому решили изучать местную фауну.

Запасшись продуктами, пресной водой и прочими атрибутами, спустили шлюпку и небольшой группой, 6-7 человек, отправились к берегу.

Это было неповторимое путешествие. Мы зашли в устье небольшой речки, достаточно глубоководной для прохода шлюпки, и направились вглубь тропических зарослей. Неизвестная нам растительность, деревья, свисающие лианы, чудесные цветы и запахи, запахи, неповторимые запахи, нам никогда ранее не приходилось видеть подобное, ощущать подобное, все были в восторге!

Нам было жалко рвать эти цветы, и мы не стали этого делать, а вот банановых гроздей мы наломали на весь экипаж и угощали потом наших товарищей на борту своего траулера.

На деревьях и кустах щебетали неизвестные нам птицы, а самое неприятное было слышать резкие крики попугаев, которые вносили диссонанс в прелесть окружающей нас природы. От обилия ощущений, наблюдений кружилась голова, но это было приятно, странным образом не напрягало, а вносило элемент познания неизведанного.

Как сейчас, в зрелом возрасте, часто не хватает этого чувства, чувства познавания неведомого!

КАРИБСКИЕ РАКУШКИ

Вернулись по реке к отправной точке начала нашего похода в тропические заросли, и после приглушенного света в зарослях нас встретила неповторимая голубизна великолепной бухты, соленый свежий легкий бриз и яркое, горячее солнце…

Шлюпку поставили на якорь, выгрузили продукты на берег, развели костерчик, приготовили еду из того ассортимента, что выделил наш кок.

Обследовали всю береговую полосу, ныряли, доставали самые разнообразные ракушки, которых здесь было видимо-невидимо, вероятно по причине того, что здесь редко кто высаживался и так тщательно все обшаривал под водой, и на берегу, как это сделали мы!

Мы чувствовали себя «Робинзонами», бегали наперегонки, ныряли в голубую чистейшую воду и как дети радовались жизни, свободе.

Наверное, это было действительно погружение в природу, и она, природа, нам в этом помогала. Был штиль, волны лениво лизали береговой песок и наши тела, растянувшиеся на песке, прямо на линии встречи моря и берега!

О боже - это чувство полного слияния с природой я никогда и нигде больше не испытывал! Спасибо тебе, жизнь, что ты подарила мне эти волшебные минуты!

МОРЕ ЛЕЖАЛО У НАШИХ НОГ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА.

Так прошли первые 3 месяца нашего рейса. План по добыче и переработке рыбы был благополучно провален, так как не было организована сдача рыбы, снабжения и всего того, что сопутствует хорошо организованному промыслу. Это только потом, спустя годы, стало понятно, что никому не была нужна мусорная рыба «ронка», а нужно было присутствие нашего флота и, как можно в большем количестве.

В очередной раз мы зашли в порт, и предстоял плановый профилактический ремонт. Главному двигателю с выемкой поршней, Работа довольно объемная, нас 4 человека, вместе со стармехом. Жара стояла необыкновенная, хотя для этого времени года вполне обычная. Мы вытащили очередной поршень из машины на палубу и лежали под самодельным тентом на палубе, как вытащенная рыба из воды. Рядом с нами стояла 30-литровая кастрюля с холодной водой и выжатыми в нее лимонами, слегка подсахаренной.

Ничего нет прекрасней, чем выпить 1-2 кружки ледяной воды с лимоном и сахаром после тяжелой работы в машинном отделении.

Наблюдаем, как по судовому трапику с берега на борт спустился плотненький, небольшого роста, седовласый мужчина, лет 65-ти, бодренький, улыбчивый, с веселыми, живыми глазами. Он подошел к нам, поздоровался, представился, что он из советского офиса (какого офиса он не объяснял), зовут Игорь Александрович.

Присел на рядом стоявший ящик, заговорил и, уже через 5 минут нам казалось, что мы его давно и хорошо знаем. Он как-то ненавязчиво задавал нам вопросы: о родителях, семье, кто, где и как учился, какие у кого планы на будущее.

Мы разговорились, жалуясь на жару и на прочие рядовые неудобства, на отсутствие кондиционеров в жилых помещениях и прочее, прочее…Очень оживился, когда я рассказал, что мой папа воевал на Курской дуге и там погиб. Игорь Александрович сказал, что он тоже там воевал, был ранен, расспрашивал подробности о тех местах, где папа погиб. Я там никогда не был, многого не знал, а братскую могилу папы нашел только по возвращению с Кубы.

Спросил о желании поработать здесь на кубинских траулерах, которые СССР подарил Кубе. Это были суда типа СРТР, но их нужно привести в порядок, отремонтировать, к тому же у кубинцев нет специалистов на эти корабли.

Мы уже знали, что со всех траулеров, которые здесь работали (а их было не менее пяти десятков), многие специалисты писали заявления с просьбой оставить их работать по контракту на этих траулерах. Я видел этих колоритных, в зрелом возрасте, опытных рыбаков, а некоторые из них были орденоносцами, поэтому у меня даже не возникало мысли писать какие-нибудь заявления, которые заранее были обречены на неудачу. Об этом я и сказал, что мечты должны быть реальными, он улыбнулся и спросил: «А ты хотел бы здесь работать?».

Мне оставалось только промычать: «Хочу, да только не мне здесь оставаться!», на что Игорь Александрович улыбнулся и ничего мне не ответил, попрощался и поднялся в рулевую рубку беседовать с капитаном.

Кубинский рыболовный флот - суда СРТР на ремонте в порту Гавана

Наш ремонт продолжался, а через 2 дня капитан вызвал меня к себе и сказал, что меня вызывают в офис, где работали советские торговые и другие представители различных отраслей промышленности, включая рыболовную. Он меня спросил, не натворил ли я где-нибудь или что-нибудь нехорошего, так как причину моего вызова ему не сообщили.

Я был в недоумении, лихорадочно напрягал память - что и где могло произойти? Ничего не вспомнив, я удрученно появился в офисе и спросил, кто и зачем меня вызывал?

Мне показали на одну из дверей, я с робостью подошел, прочитал вывеску «Отдел кадров», открыл дверь и увидел за столом улыбающегося Игоря Александровича.

Не буду утомлять подробностями нашего разговора, а предложил мне Игорь Александрович остаться работать на кубинских судах в память о моем отце, которого он считает почти своим однополчанином и предлагает оказать мне свое покровительство!

Я был в шоке, очень рад, не мог вымолвить даже слов благодарности, а мой покровитель отправил меня на борт судна, велел доложить капитану и собирать свои вещи, так как через несколько часов за мной придёт машина, и меня увезут на мое постоянное местожительство.

Игорь Александрович, с которым мы потом встречались в Москве, после окончания моей работы на Кубе, оказался генералом КГБ, и у него это была служебная командировка по отбору специалистов на суда Кубинского Флота.

На судно я летел птицей, мне не верилось, что такое бывает, но вот у меня это чудо случилось и за все это я должен благодарить своего отца, он помогает мне в жизни, из своего небесного далека. На траулере все были в полной прострации от новости, что я остаюсь работать по контракту на Кубе.

Нужно отдать должное моему стармеху, который не встал в позу, требуя подменного 2-го механика, а взял эти обязанности на себя, и, как говорится, отпустил меня с богом, за что я ему до сих пор бесконечно благодарен!

Через время подъехала машина, и меня увезли в район Мирамар, в дом, на временное местожительство на время моего контракта.

Контракт на 2 года я подписал в офисе на следующий день!
Был февраль 1965 года.

Анатолий Акулов

P.S. О работе и жизни на Кубе расскажу в следующих очерках.

Анатолий Акулов

Комментарии

1Саша16.11.2011 01:23
Просто супер! Нет слов! Побольше бы таких рассказов.
Ответить
2Валентин02.12.2011 10:56
Работал на таких траулерах на Балтике от Питера, собирали кильку салаку у рыбаков, солили, закатывали в банки. Машина и суда очень хорошие. При мне начали списывать в 1972-76 годах.
Ответить
3Вадим15.01.2012 14:11
Совершенно случайно наткнулся на этот сайт. Прочитал первую главу. Точно знаю - прочитаю и все остальные. Слог, стиль, простота изложения. За душу взяло!
Ответить
4Анатолий Акулов15.01.2012 14:13
Уважаемые Саша, Вадим! Спасибо за такие тёплые слова. Когда писал, то надеялся, что кому-то будет это интересно. Вот Вы и есть один из них, может быть ещё кто-нибудь случайно сюда забредёт и порадуется Вместе с Вами, и со мной! Читайте другие мои рассказы, там тоже есть много интересного.
Ответить
5Михаил04.02.2012 23:18
Просто по-человечески приятно читать. Главное не приукрашивать. Интересно! Очень!
Ответить
6Анатолий Акулов05.02.2012 01:39
Уважаемый Михаил! Всегда приятно знать, что кому-то тоже интересно прочитать о том, что мне когда-то посчастливилось увидеть! Написал о том, что чувствовал и пережил, никаких приукрашиваний - всё с натуры!
ALINA GANIEWA07.04.2023 20:18
Очень интересно снова приступить к новому делу интересный расказ, интересно читать Вас! Очень!
Ответить
7Елена Перес03.06.2012 18:51
Спасибо за рассказы о Кубе! Очень интересно из уст очевидца узнать о тех временах! Я тоже жила на Кубе, но через 30 лет. Поэтому все интересно, что связано с этим островом и людьми!
Ответить
8Анатолий Акулов03.06.2012 20:56
Уважаемая Елена! Спасибо за комментарий и интерес к изложенным мною событиям!
Ответить
9Юра Юрченко05.02.2016 20:13
Приятно ознакомился и есть, Елена, очень увлекательные (папа-патриарх) и интересные комментарии. Благодарю Вас!
Ответить
10Юрий Арбеков, писатель.07.02.2016 01:22
Февраль 1965-го. Моим ровесникам в ту пору было по 15. Молодой Муслим Магомаев пел: "Куба - любовь моя!" Мы балдели от имён Фидель Кастро, Че Гевара. В общем, "Остров зари багровой" был для нас, подростков, и романтическим, и сказочно прекрасным. Читая рассказ Анатолия Акулова, видишь Кубу тех лет воочию и убеждаешься, что так оно и было на самом деле. И природа сказочная, и люди, любившие Россию, тоже.Вскоре наш Патриарх встретится на Кубе с папой Римским. Символично!
Ответить
11Александр09.02.2016 12:50
Полезный и толковый рассказ. Спасибо, Анатолий! Знаете, говорят можешь не писать - не пиши, а вы можете и должны писать для нас, наших внуков. Да и детям еще не всем поздно узнать правду о нашей прежней жизни, Родине. Кроме того, действительно увлекает! Александр. 2016-02-19.
Ответить
12Марианна Байрамова11.02.2016 11:38
Здравствуйте, просим вас из Киева с программы "Ищу тебя" найти деда Юсупова Имдата Зуалхановича.
Ответить
13Елена14.02.2016 20:30
Спасибо за рассказ, очень просто и интересно, прочитаю все с удовольствием!
Ответить
14Борис02.03.2016 21:18
Прочитал. Вспомнил. Работал там с 1970 по 1972 годы. Жил в отеле "Националь". Улетал туда с Балтики. Последнее время жил в Таллине. Спасибо.
Ответить
15Игорь К.04.03.2016 04:59
Спасибо, Анатолий, за замечательный рассказ! Всегда удивляюсь способностям людей так живо и интересно писать. Без современной пошлости, грубости, низкого юмора. Благодарю Вас, что сумели сохранить чистоту в повествовании и оставили только светлые и романтические впечатления о Ваших первых приключениях на Кубе!Игорь К.
Ответить
16Галина18.03.2016 15:55
Давно с таким удовольствием не читала! Спасибо! Расскажу друзьям - пусть тоже получат удовольствие, спасибо еще раз!
Ответить
17Владимир Петрович22.03.2016 20:27
Спасибо за рассказ. Без всякого патриотической риторики. Просто рассказ очевидца и участника.С уважением Владимир Петрович, г. Киев. Без всякой патриотической риторики.
Ответить
18Диана29.03.2016 16:35
Так тепло написано. Я буквально представляла все эти, описываемые Вами картины и все происходящее. На душе после Вашего рассказа теперь так тепло и уютно. Спасибо Вам. )
Ответить
19Юрий02.04.2016 10:40
Замечательный очерк! Куба - страна чудес. Без преувеличения и сарказма. Такой я ее застал через 20 лет после описанных здесь событий. Там происходило совершенно невероятное, особенно для нас, людей "из-за занавеса". Спасибо автору.
Ответить
20Геннадий05.04.2016 17:59
Действительно, читается легко, как собственные мысли. Спасибо за прикосновение к экзотике.
Ответить
21Елена11.04.2016 19:36
Спасибо вам, словно я чуть-чуть побыла на Кубе. Спасибо вам за такую любовь к жизни, которая дарит нам столько чудесного! Согласна с прочими комментаторами. )
Ответить
22Галина18.04.2016 17:07
Добрый день. Приятно было почитать ваши очерки. Спасибо.
Ответить
23Доктор Пилюлькин04.06.2016 11:52
Это, наверно, наш Старый Русский написал или Белоруска.
Ответить
24Айка23.06.2016 10:16
В ответ на сообщение № 4 от Анатолий Акулов: Добрый день! Прочитала Ваш очерк! Мне очень понравилось супер! у меня давнишняя мечта побывать на Кубе. Не знаю, если судьба улыбнется. А Ваши рассказы супер! А где можно еще почитать? Подскажите, пожалуйста, буду ждать!
Ответить
25Эдуард24.06.2016 08:18
Спасибо автору. Друзья хочу на Кубу, , ,
Ответить
26Игорь12.07.2016 10:52
Очерк написан от души, также и читается. Прекрасная страна и прекрасные люди живут в красивейшей, но бедной стране. Никогда не был на острове Свободы, но всегда хотелось бы не только побывать на Кубе, но и пожить там. В свете последних событий на Кубе, искренне жаль, что мы теряем ее, как дружественную страну и как плацдарм. P. S.: США не зевают.
Ответить
27Лилия21.07.2016 17:42
Спасибо автору! Так красиво и живо написано! Читаешь - не оторвёшься!
Ответить
28Влад31.07.2016 16:43
Патриотическая риторика здесь во всем, не понимает человек. А эпизод в ресторане "Гавана либре" и "Очи черные" вообще меня растрогали. Молодец! А вот про сигары - ни слова, не было еще культуры курения этих изделий в СССР. Пропустили вы такой великолепный кайф-кубинский ром + кубинская знатная сигара. Ээх! Viva Cuba!
Ответить
29Гоша22.08.2016 15:43
Побольше и поподробней.
Ответить
30Сергей Ширинян10.09.2016 18:17
Бесподобно! Спасибо!
Ответить
31Антоша Рыбкин13.09.2016 10:47
Мдя. современный Борис Житков))), что-то продолжения не нашел.
Ответить
32Офелия14.10.2016 07:49
Прекрасный романтический рассказ, я очень люблю природу и путешествовать тоже и сын мой тоже. Спасибо автору за такой чудесный рассказ.
Ответить
33Офелия Погосян15.10.2016 03:21
Кто-нибудь из олигархов поможет меня бесплатно добраться до Кубы, так как совсем нет средств? Меня почему-то раньше тоже привлекала Куба, простота народа, как и любимая моя отечественная Святая Россия.
Ответить
34Валерий02.11.2016 15:08
Спасибо. Прекрасный очерк. Расслабило. Почти на Кубе побывал.)
Ответить
35Василий03.11.2016 10:32
Я был на Кубе в 87 году.
Ответить
36Оксана14.11.2016 10:26
Спасибо огромное! Так свободно, светло и легко пишите! Получила истинное удовольствие!
Ответить
37Алексей, Казахстан27.12.2016 10:49
Спасибо за рассказ, как только разбогатею отправлюсь на Остров Свободы.
Ответить
38Владимир01.01.2019 16:22
Автору спасибо, хороший жизненный рассказ. Я был на Кубе в 1195-97 годах, это уже другое время, но это было уже после 3-х лет жизни и работы в Барселоне, так что знаний хватало, язык уже был почти в совершенстве. В любом случае, доброжелательность кубинцев осталась, мы стали друзьями со многими из них и дружим до сих пор! Куба - изумительная во многих отношениях страна!
Ответить
39Андрей17.04.2020 12:50
Прекрасный рассказ живого человека! Сейчас такого мало в Интернете.
Ответить

Добавить комментарий

95417 69373 23556