Обед в Париже

13.04.2011 07:523199

БОТНИЧЕСКИЙ ЗАЛИВ

РЕСТОРАН «РАСПУТИН»

Наш рефрижераторный транспорт «Ботнический залив» вот уже 3-й месяц находился на гарантийном ремонте во Франции, в порту Гавр.

Гавр - один из крупнейших портов Франции, столица провинции Нормандия. Кто из моряков находился длительное время на ремонте за рубежом, всегда вспоминает это время только с положительными эмоциями. За время нахождения в другой стране получаешь столько новых знаний, новых друзей и остаются только хорошие, только приятные воспоминания.

Нашему транспорту предстояла покраска в доке, и представители разных поставщиков красок наперебой предлагали свои услуги - закупить предстояло несколько тонн красок а это были солидные деньги, за которые стоило побороться.

Наш выбор пал на представителей фирмы Хэмпел, и, в ответ на предстоящее оформление документов на закупку, (в виде благодарности), агент фирмы предложил капитану совершить поездку в Париж, который был на расстоянии от Гавра около 200 километров.

Конечно, отказаться от такого предложения было трудно, и капитан согласился, оговорив, что с ним поедут старший механик (это был я), и старший помощник капитана.

СТАРШИЙ МЕХАНИК И КАПИТАН

Проблем с посещениями французских семей и друзей у нашего экипажа не было, но вот поездку в другой город надо было оговаривать с представителями нашего советского Судоимпорта, который курировал наш ремонт в Гавре, и, естественно, с одобрения комиссара, или как его называли - 1-го помощника капитана.

Небольшая характеристика членов экипажа на поездку в Париж.

Капитан - Ставрович Владимир Анатольевич, лет около 50-ти, оригинальнейший человек, дворянских корней, один из немногих капитанов того времени, знающий английский язык. Для меня было удивительно слышать, как он частенько в своей каюте проигрывал пластинки с английским текстом по несколько раз и потом повторял английские слова.

Слова он выговаривал достаточно правильно, без русского акцента. Профессионально грамотный моряк, очень начитанный, воспитанный, с хорошими манерами, поставленным голосом. У него была собака бульдог, и он часто повторял, что лицом (собачьей мордой), они очень похожи со своей собакой, и действительно, был недалёк от истины.

Любитель хорошо и вкусно поесть, гостеприимный, хлебосольный, крывший береговых морских чиновников нехорошими эпитетами. Кстати, они, зная это, тоже не особенно его жаловали.

Вообще, сейчас, когда прошло немало лет, я даже и не нахожу каких-то отрицательных черт его характера, может только вспыльчивость и мягкосердечие к своим штурманам и механикам, включая и меня. Говорят, что встреча с хорошим человеком - это редкое счастье, и я считаю, что встреча с Владимиром Анатольевичем Ставровичем была действительно счастьем для меня!

КАПИТАН, СТАРШИЙ МЕХАНИК И КОМИССАР

Старший помощник капитана - Петров Иван Григорьевич, лет около 35-ти, грамотный моряк, премилейший, добрый и очень отзывчивый человек, никогда не повысивший ни на кого голоса! Обслуживающий персонал (особенно женщины) были от него в восторге, так как он не требовал, а взывал к их сознанию относительно чистоты и порядка на судне. Это у него хорошо получалось, всё выполнялось без шума и криков - быстро и легко.

С командирами на мостике и механиками в машине у него всегда были самые добрые, тёплые отношения, его уважали за честность и порядочность.

Вот с такими прекрасными членами нашего экипажа мне предстояло поехать в Париж!

Первого помощника капитана (комиссара) Альфреда Антоновича Каллипа, уговаривать долго не пришлось, он и сам не прочь был бы съездить в Париж, ну а если капитан просит…

Был он из советских эстонцев, воевал в Эстонском стрелковом корпусе, был ранен, к советскому строю был лоялен, хотя бы внешне, но человек был не злой и терпимый к чужим недостаткам. Как ни странно, для должности первого помощника капитана подходил идеально (мне встречались такие комиссары, которых после рейса не хотелось видеть нигде и никогда)!

Договорились, что представителя Судоимпорта извещать не будем, а экипажу, особенно стоящим на трапе матросам, ничего не объясняли (кстати, все они были осведомителями КГБ).

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Вечером приехал представитель фирмы Хэмпел на новеньком Ситроене, забрал нашу троицу, и мы помчались по скоростному автобану в направлении Парижа, с невиданной для нас скоростью 190-200 километров в час.

Общались с водителем автомобиля на английском языке, который наш капитан знал довольно прилично, а я пытался иногда вставлять некоторые испанские фразы, так как французы, особенно работающие в сфере бизнеса, понимают и знают испанский язык. Скоро показались пригороды Парижа, мы довольно долго петляли по улицам, а потом въехали в центр города, на оду из центральных улиц города.

Рассказывать в этом рассказе о красотах Парижа - неблагодарное занятие, о нём столько написано и рассказано, что мои описания будут не самыми лучшими из написанных об этом сказочном городе.

Подъехали к празднично освещённой Триумфальной арке, символично прошлись под ней, прочитали все написанные на ней надписи и получили от этого какое-то необъяснимое удовлетворение, словно только за этим сюда и приехали!

Представитель фирмы предложил поужинать в ресторане «Бык», расположенном рядом с Триумфальной аркой.

РАСПУТИН

Долго упрашивать нас не пришлось и мы, пройдя несколько десятков метров, увидели этот ресторан. Зашли в вестибюль и увидели посередине зала чёрного быка в натуральную величину.

Конечно, это было чучело, но мастерски исполненное. Создавалось впечатление, что он живой! Зал ресторана был огромный, в два этажа, заполнен наполовину. Много света, звучит спокойная французская музыка.

На стенах ресторана были нарисованы разделанные туши быков, и на схемах указаны наилучшие куски, которые предлагалось заказывать посетителям.

Предварительно нам предоставили карту вин, но представитель фирмы сказал, что берёт это на себя и предложил нам под мясо пить красное вино. Нам принесли меню и такие же схемы, только уменьшенные, и мы принялись выбирать себе куски «поаппетитнее».

Овощи - помидоры, огурцы, принесли на большом деревянном блюде целыми, там же были насыпаны горкой белые шампиньоны и прочая зелень: петрушка, кинза, мята и что-то ещё, неизвестное нам из зелени.

Здесь впервые нам сказали, что шампиньоны можно есть сырыми, и когда мы попробовали, то нам понравилось, хотя вкус сырых грибов был необычный.

Принесли на втором блюде картофель, завёрнутый и приготовленный в фольге - голод заставил нас немедленно развернуть фольгу и попробовать картофель. Он был очень вкусным, мы налегли, и напрасно…

В это время принесли большие тарелки с говядиной и порции были толщиной в 20-25 мм, а величиной по диаметру с нашу голову! Первый разрез, и стало понятно, что мясо было приготовлено с кровью, но оно готово, его можно есть и у него прекрасные вкусовые качества!

НИЖНИЙ ЗАЛ РЕСТОРАНА

Я и капитан как-то быстро расправились с бифштексами, а наш старший помощник, Иван Григорьевич, скромно съел половину порции и наотрез отказался есть ещё. Мы переглянулись с капитаном и добросовестно поделили оставшуюся порцию мяса старшего помощника на двоих.

Наш представитель фирмы захмелел и стал предлагать нам продолжить ужин в другом месте, в русском ресторане «Распутин», который находился где-то рядом. Недолго посоветовавшись, мы согласились.

Расплатился в ресторане представитель фирмы, да мы и не напрягались, понимая, что за всё будет уплачено!

Прошлись вдоль улицы, потом как-то внезапно перед нашими глазами вырисовалась реклама: ресторан «Распутин». С некоторой дрожью зашли в фойе, и всё время в голове вертелась мысль, что мы что-то серьёзно нарушаем.

Нам постоянно внушали, что советским морякам не рекомендуется ходить в такие злачные места, как кафе и рестораны, особенно в ночное время. Когда мы зашли в ресторан и стали искать себе столик, нам казалось, что в каждом углу сидел затаившийся КГБешник.

Но «хмельному моряку - море по колену», и мы смело прошли в зал, поднялись на второй этаж, уселись за угловым столиком.

Разговаривали тихо, официанты были в кумачовых рубахах, подпоясанные кушаками, эстрада была затянута красными плюшевыми портьерами, внизу столики заняты солидными пожилыми людьми, говорящими по-русски, а у нас наверху занят столик только нашей компанией.

Время около 11 часов вечера, начали петь местные артисты. Странно было слышать русские песни довоенных лет, военные песни, песни наших композиторов семидесятых годов.

Нам принесли коньяк, и мы начали расслабляться. Обслуживающий наш столик официант, услышав, что мы говорим по-русски, поинтересовался, откуда мы. Узнав, что мы советские моряки, был очень удивлён и сказал нам, что русские ходят сюда много и часто, но вот советских моряков он видит здесь первый раз за всё время своей работы в этом ресторане.

Через некоторое время эта новость облетела весь ресторан, и к нашему столику стали подсаживаться другие официанты, певцы и все, кто хотел и мог!

РОЗЫ КАПИТАНА

Мы заметили, что перед тем как исполнить ту или иную песню, певцы подходили к нижним столикам и о чём-то разговаривали с сидящими за столиками посетителями, а после этого исполнялась песня. Мы спросили официантов о причине такого поведения певцов, и они нам сообщили, что песни заказывают и расплачиваются деньгами.

Через некоторое время за столиком сидели уже человек 15. На эстраде певцы и певицы пели песни, повернувшись лицом в сторону нашего столика. Песни мы не заказывали, а расплачиваться с певцами мы тоже не могли, и тогда капитан попросил принести свежие розы, их принесли в большом тазу со льдом.

И вот за каждое исполнение песни мы дарили певцу или певице по одной розе.

Это было так красиво и трогательно, что артисты пели, не переставая, и потом приходили и усаживались за столиками (их уже составили рядом несколько штук) рядом с нами. Началось обычное русское застолье с тостами, здравицами и совместным пением русских и советских песен.

Мы забыли о том, что нас тут могут сфотографировать или ещё как-то заметить и т.д. Время быстро летело, и вот уже на часах показало 4 часа утра, а мы всё ещё в Париже.

Представитель фирмы был всё время с нами и был в восторге от того отношения, которое проявили к нам обслуживающий и поющий персонал ресторана. Он постоянно повторял одну и ту же фразу: «Это невозможно, это потрясающе…» и его глаза увлажнялись. Нужно отдать ему должное - он расплатился за розы, а за всё остальное, что нам приносили официанты, никакого счёта нам не выставили!

Представитель фирмы понимал, что нас надо везти в Гавр, и всё последнее время пил только кофе, и к окончанию нашего застолья был в нормальном состоянии.

Мы объяснили персоналу ресторана, что должны уезжать. Артисты спели нам на прощанье, выпили по «последней», а потом по русскому обычаю, «на дорожку», вывели нас из ресторана, подогнали машину. В багажник положили ящик коньяка и, расцеловавшись со всеми, мы отчалили от ресторана «Распутин». Я сидел рядом с водителем автомобиля, капитан и старпом мирно спали на задних сиденьях.

Представитель фирмы героически боролся со сном, а я говорил с ним на дикой смеси англо-франко-испанской смеси языков, чтобы он только не заснул. К его чести, он довёз нас до Гавра, хотя и гнал машину с той же скоростью, как и в Париж: 190-200 километров в час.

К борту судна мы подъехали к 6-ти утра. Взволнованный и обозлённый первый помощник всю ночь бегал по судну от борта к борту, уже не веря, что мы вернёмся!

Мы вышли из машины, быстро и бодро прошли мимо осведомителей, и капитан рассказал, что мы попали на дороге «в аварию», поэтому так задержались…

Когда мы рассказали первому помощнику о том, как прошёл вечер, он нам откровенно позавидовал, но капитан сказал: «Извини комиссар, каждому своё!».

Ящик коньяка, который нам подарили в ресторане «Распутин», нам привёз через день представитель фирмы «Хэмпел» вместе с банками краски, которой мы покрасили судно.

Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

1София20.04.2011 22:24
Обед прекрасен!
Ответить
2Олег 02.05.2011 13:31
Не нашел Ваших дальнейших рассказов, я сам моряк бывший. Читаю с интересом, как будто там жил. Спасибо! Пишите.
Ответить
3Дима22.01.2012 02:44
Для меня этот интересный рассказ стал еще и познавательным. Вот только думаю, что присел бы я рядом к гостю за столик (а я работаю официантом), меня бы вмиг уволили. Сегодняшним официантам теперь это по сервису запрещено! С уважением Дмитрий!
Ответить
4Анатолий Акулов22.01.2012 12:12
Дима! Ведь мы были советские русские, а в те времена такие гости были редкими, а мы были первыми!
Ответить
5Н23.01.2012 10:15
Пишите, будем читать!
Ответить
6Валерий10.06.2012 11:52
"Мне встречались такие комиссары, которых после рейса не хотелось видеть нигде и никогда". К сожалению, вспоминая прошлое, таких было большинство. На такую паскудную должность порядочный человек просто не шел (за редким исключением). Когда моему лучшему другу, ст. мех-ку предложили эту должность (он был секретарем парт. организации судна), предложение было отвергнуто. "Бездельничать целыми днями в течении нескольких месяцев я просто не смогу", объяснял он мне причину отказа.
Ответить
7Жанерке12.07.2012 22:50
Спасибо большое! Интересно читать ваши рассказы (только двух прочитала). Как будто сама побывала в Париже. Хотела только поблагодарить за такие рассказы. Буду читать с удовольствием. Мне интересно: "Подъехали к празднично освещённой Триумфальной арке, символично прошлись под ней, прочитали все написанные на ней надписи и получили от этого какое-то необъяснимое удовлетворение, словно только за этим сюда и приехали!", что написано было на этой Триумфальной арке? Спасибо, что прочли. Жду вашего ответа. С уважением Жанерке!
Ответить
8Акулов Анатолий18.07.2012 10:26
Уважаемая Жанерке! Спасибо за комментарий, если хочется читать, значит, я написал честный и правдивый рассказ. С уважением!
Ответить
9Владимир13.02.2017 15:15
Спасибо, Анатолий, за Ваши интересные рассказы. До 1986 г. старпом перед поездкой в Министерство на утверждение в должности капитана, был обязан 3 месяца проработать в должности 1 пом. капитана. Да, разные были "помпеи", но в основном учились у них как не надо поступать, подслушивать, подсматривать, стучать. На любом судне присутствовали люди кадров, парткома, КГБ. Гнусность эту выявляли и предавали огласке.
Ответить

Добавить комментарий

92247 66677 23082