Солнечная Тина

19.09.2011 19:3912040

Рио-де-Жанейро в переводе означает Январская река

Апрель 1997 года - пришла весна, так не хочется уходить в море, но труба зовёт, мне позвонили из BGI (Балтийская интернациональная группа - контора по найму моряков), с предложением лететь в Бразилию, работать на рефрижераторе, от бельгийского хозяина.

Рефрижератор носил красивое название: «Sunny Tina», («Солнечная Тина»). Опыта работы на иностранных судах у меня почти не было, так как перед этим новым предложением я отработал только два контракта: на «Miko» от англичан, и на немецком контейнеровозе «Sloman Rider», с русским экипажем. Здесь тоже будет русский экипаж, старший механик, рефмеханик и капитан из Таллинна, а весь остальной экипаж - моряки из Риги.

Судно сейчас находилось в Бразилии, в порту Ресифи. Рефрижератор «Солнечная Тина», грузовместимостью в трюмах около 3000 тонн, перевозил мороженую рыбу из Африки, которую ловили и морозили наши русские рыбаки у берегов Конго, в разные порты Бразилии.

Из Таллинна мы должны были лететь втроём - я, капитан и рефмеханик, фамилию которого называть не буду, так как дальнейшие события показали, что на рефмеханика этот специалист не «вытягивал», в силу своей слабой технической подготовки. Информацию по рефрижератору мне сообщили в BGI (контора по найму моряков) и предложили мне взять на судно этого таллиннского рефмеханика. Когда я выразил недовольство, мне с определённым нажимом предложили не возникать и брать того, кого они предлагают.

Делать было нечего, других вариантов у меня тоже не было, пришлось с этим смириться. Мне запомнилось, что когда мы собрались в аэропорту Таллинна, с вещами, у нашего новоиспечённого рефмеханика с собой был небольшой саквояж, и больше никаких вещей.

Я всегда брал с собой достаточно много вещей, львиную долю которых составляли книги, словари, разные справочники. Чаще всего, все эти пособия почти не открывались, но они как-то внушали мне определенную уверенность в рейсе. Иногда они действительно оказывали неоценимую услугу, но в основном это было просто самовнушение. И вот, когда я увидел этого спеца налегке, с саквояжиком, мне стало уже тогда тревожно.

Я знал, что он слабый рефрижераторный механик, и он не работал на установках с холодильным агентом фреон 22, (эта установка была на нашем бельгийском рефрижераторе), а только обслуживал аммиачные холодильные установки. Поэтому мне подумалось, что он возьмёт с собой хотя бы какую-нибудь техническую литературу по обслуживанию такой установки, но, увы… Я спросил у него: «Как ты, справишься с обслуживанием? Может, надо было взять что-нибудь из справочников?». И получил ответ: «Всё здесь, в голове!» и демонстративно постучал пальцем себе по черепу. Мне надолго запомнилась эта фраза, но она была первым тревожным сигналом для меня, а потом неоднократно звучала непроизвольно у меня на слуху, когда уже на судне стали возникать сложности в работе этого человека.

Самолёт летит по маршруту: Франкфурт на Майне - Рио-де-Жанейро - Ресифи, конечный пункт нашего авиапутешествия.

Солнечная Тина

Франкфурт на Майне - один из самых больших авиапортов в Европе, так как он является перевалочным пунктом на пути самых оживлённых авиалиний в другие страны мира. Я запомнил этот аэропорт, когда летел в Америку, в Тампа, Флориду, на свой первый контракт.

Не зная английского языка, со словарём в кармане, на дикой смеси испанского-английского-русского языков, я пытался вести диалог с кассирами и в справочном бюро аэропорта. Мне тогда купили такой билет, что мне пришлось около 20 часов сидеть во Франкфурте и дожидаться своего рейса. Это был мой первый экзамен на знание иностранного языка, после которого я понял, что если не буду совершенствовать свои знания в английском языке, то долго на контрактах не проработаю. 10 месяцев работы на судне «Мико» укрепили меня в этой мысли.

После посадки на большой Боинг 777, предстоял перелёт через океан, в Рио-де-Жанейро, город мечты многих романтиков и искателей приключений, где, по утверждению Остапа Бендера, все ходят в белых штанах, а тут мы летим туда за счёт бельгийской компании, с полным комфортом. Мало того, нам ещё будут платить зарплату в долларах, которую невозможно было сравнить с нашими прежними скромными советскими заработками.

Перелёт занял 12 часов, и вот под крылом самолёта нарисовалась чудная панорама: горы, зелёные леса, море, с точками идущих кораблей, изредка проплывающие громады облаков. Подлетая к аэропорту, спустились ниже, и вот внизу, на горе уже видна гигантская статуя Христа. Её воздвигли на самой высокой вершине Рио, на высоте около 700 метров. Христос стоит, широко раскинув руки, и словно парит над городом, благословляя и охраняя его.

Нас встретил в аэропорту агент, вручил новые билеты до Ресифи (Recife), где находился наш рефрижератор и через час мы вылетели самолётом местной авиалинии. Очень красиво было наблюдать проплывающую внизу, под самолётом, картину Бразилии: извилистые реки, темно-зеленые леса, серые и жёлтые горы. Самолёт летел не на большой высоте, и мы могли любоваться бесподобной красотой планеты Земля, и чудесной страны Бразилия.

В детстве я много читал книг о различных приключениях, странах и Бразилия занимала не последнее место в списке стран, которые мне хотелось бы увидеть. И вот подарок судьбы - я прилетел в столицу этой страны, а сейчас лечу над этой страной, подо мной места, о которых столько написано в книгах знаменитыми путешественниками, искателями приключений, авантюристами разных мастей. Для меня, простого моряка, это было чувство глубокого восторга, необычного поворота судьбы, осуществления детских грёз и мечтаний. Как не воскликнуть: «Если очень хотеть, то мечты могут сбываться!».

Бразилия город Ресифи

РЕСИФИ

Через 2 часа полёта мы приземлились в аэропорту города Ресифи.

Колониальная жемчужина Бразилии, город Ресифи, столица штата Пернамбуку, построенный в устье реки Капибариби - это город, сохранивший следы португальского и голландского владычества, наследием которого являются великолепные храмы, роскошные особняки и множество исторических зданий. Город получил своё второе название «Бразильская Венеция» из-за изысканной архитектуры и многочисленных пересекающих его каналов и мостов.

На этом побережье нет сезона дождей. Температура воздуха круглый год + 28-30 градусов, бирюзовый ласковый океан, белоснежные пляжи - всё это и есть Ресифи!

Нас в аэропорту Ресифи поджидал агент с автомобилем, куда мы, после оформления документов на въезд в страну Бразилия, загрузили свои вещи. Проехали через весь огромный, красивый, с огромными небоскрёбами, великолепными храмами, домами со средневековой архитектурой, которые странно соседствовали с этими современными монстрами, богатыми особняками, и везде зелень и цветы, цветы, цветы!

Наконец показались издали корабельные краны, мачты, пришвартованные суда разного назначения, и всё то, что так заставляет усиленно биться сердца моряков - что-то нас там ждёт, какие сюрпризы будут в самом ближайшем времени и т. д. И мы не ошиблись. Первым сюрпризом было то, что среди больших океанских кораблей, мы едва обнаружили свою «Солнечную Тину», свой корабль, на котором проживём и отработаем последующие 4 месяца своей жизни.

Sunny Tina

Этот рефрижератор затерялся среди морских великанов и выделялся среди них только благодаря своей яркой красной покраской корпуса. Так, в мире, в морской практике, красили в то время рефрижераторы, перевозящие мороженую мясо и рыбопродукцию.

Нас никто не встретил, было очень жарко, и мы, обливаясь потом, втащили по узкому, пляшущему трапу на борт свои вещи. Мне рассказали и показали, как найти свою каюту и я добросовестно потащил свой большой чемодан в корму, где была каюта старшего механика. Это уже показалось мне необычным, так как на всех торговых судах каюта старшего механика всегда располагается на левом борту, почти всегда с капитаном на одной палубе. Каюта капитана всегда располагается на правом борту, на судах и кораблях любого типа, так как правый борт всегда должен быть доступен капитану для обзора. Левый борт всегда оборудован красным сигнальным ходовым огнём, и левый борт является территорией, на которую не посягнёт ни один уважающий себя судоводитель. Суда в море расходятся левыми бортами, это незыблемое правило судовождения. Так вот, на этом судне каюта стармеха была втиснута в какие-то шхеры, на корму.

Вторым сюрпризом для меня стала следующая картинка.

Постучал в дверь каюты старшего механика, в ответ тишина. Открываю дверь в каюту и вижу следующее: на палубе лежит в трусах и майке человек и не подаёт признаков жизни. Присмотрелся, прислушался и понял, что человек спит. Подошёл второй механик, из Риги, Игорь Филиппович (фамилия), молодой мужчина, лет 35, познакомились. Игорь попытался растолкать своего шефа, это оказался старший механик, из Клайпеды, но тот в ответ только мычал и издавал нечленораздельные звуки. Оказалось, что он ещё и пьян! Хорошее начало!

На сдачу и передачу дел у нас обычно уходило около суток, реже двое суток, а в немецких компаниях требовали двухнедельную стажировку. Здесь дело обстояло хуже, чем хотелось бы, так как экипаж должен был собрать вещи и уехать с судна через 4-5 часов, так как у них были закуплены билеты на отлетающий самолёт в Рио де Жанейро. Получилось, что мне принимать дела не представлялось возможным. «Тело», вместе с вещами загрузили в авто и сменяющийся ст. мех уехал!

Началась моя очередная морская эпопея у берегов Бразилии в прекрасном порту Ресифи.

Второй механик посвятил меня в некоторые подробности, касающиеся истории судна. Хозяин, бельгийский судовладелец, приобрёл это судно за небольшую сумму, так как этот корабль уже был списан из реестра судоходства, и практически находился на свалке, в одном из портов Голландии. Туда отрядили бригаду из русских специалистов, матросов, мотористов, механиков и прочих специалистов, которые за символическую зарплату, но гораздо выше, чем платили в России, произвели реанимацию всех двигателей, механизмов и устройств, с последующим предъявлением Контролирующему органу, Английскому Ллойду. Хозяева получили документы на эксплуатацию судна, ремонтников списали и набрали профессиональных моряков-специалистов, с морскими дипломами, которые и обслуживали теперь эту «Солнечную Тину».

Мы, которые приехали, были уже во второй волне профессионалов. Часть моряков из первого набора ещё осталась на борту, и нам предстояло продолжать работать с ними. В машинной команде нас было четверо - ст. механик, 2 механик, моторист и рефрижераторный механик. Стоянка предполагалась довольно длительная, не меньше 10 дней.

В трюмах находилась мороженая рыба, которую предыдущая команда загрузила у берегов Африки, в Конго, с российских рыболовных судов. Рассказывать о силовой установке в машинном отделении особой необходимости нет, но приведу некоторые основные характеристики. Главный двигатель, Nohab-Polar, был мощностью 2500 э. л. с, довольно мощным для такого небольшого судна. Судовая электростанция была оборудована двумя
дизель-генераторами, по 350 кВт и 250 кВт, которые могли работать автономно и в параллели.

Трюма, в которых перевозили продукцию, обеспечивала холодом судовая фреоновая установка, которая была в отдельном помещении и состояла из 4-х мощных компрессоров. Обслуживание холодильной установки, работающей на фреоне, имеет свои особенности в обслуживании и человек, т. е. рефмеханик, должен знать определённые правила её запуска настройки и поддержания холода в трюмах. Я с самого начала был очень осторожен в оценке знаний нашего таллинского рефмеханика. Он обслуживал холодильные установки, работавшие на аммиаке, а их обслуживание в значительной мере отличаются от обслуживания фреоновых установок. Я думал, что он хотя бы взял пару справочников, чтобы как-то облегчить себе работу на новой установке. Но, увы…

Я уже долгое время не сталкивался по работе с обслуживанием холодильных установок и с транспортировкой мороженой рыбопродукции, хотя в своё время это было моей основной работой. Многие нюансы уже позабылись, да и, честно говоря, старшие механики редко вникали в мелкие подробности рефрижераторных установок, так как всегда в штате машинной команды был опытный рефмеханик, иногда и несколько рефмехаников и даже рефмотористов. Проблем с холодом в трюмах у меня не было никогда. Но иногда бывают и осечки, как это произошло на «Солнечной Тине»!

А пока мы наслаждались природой, погодой, всем тем, чем природа наградила Бразилию!

Днём со вторым механиком я изучал системы и некоторые особенности обслуживания механизмов судна, в которые меня посвящал Игорь. Он оказался грамотным, знающим механиком, по характеру добрым, скромным и ненавязчивым, но требовательным к своему мотористу и палубному персоналу, когда возникали спорные вопросы, без которых на судне не обходится никогда. Но всё в меру, по флотским понятиям, без глупостей. За это его и уважали, и ценили как в машине, так и на палубе. На контрактах очень важно работать в паре с таким вторым механиком! Мне повезло! Отсюда мне и стала понятна разгадка пьянства бывшего стармеха, у него был грамотный и надёжный второй механик. Вот и позволял себе бывший шеф иногда расслабиться, часто не вовремя, а по информации бывшего капитана, так довольно часто.

Мосты в ночном Ресифи

В свободное время, несколько раз съездили в город, о котором рассказывать можно бесконечно, потому, что в нём было много, как европейского, так и португальского, и всё это создавало такую фантастическую красивую картину, что иногда захватывало дух от такой красоты. Много мостов, мостиков, всевозможных старинных домов, церквей, храмов и особняков - это было очаровательно, чарующе и неповторимо.

Быть в Бразилии и не узнать о бразильской кухне - я просто не представлял себе, что я об этом не расскажу! Когда первые колонизаторы-португальцы, прибыли в Бразилию, они принесли и свои кулинарные традиции, которые прижились с традициями бразильских аборигенов – южноамериканских индейцев. Через некоторое время португальцы привезли рабов из Африки. Вот и произошло смешение кулинарных традиций и трио индейской, португальской и африканской кухонь теперь и составляет ядро бразильской кухни.

Бродя по жаркому и душному Ресифи, мы часто заходили в барчики, где работал кондиционер и пили бразильское пиво. Бразильское пиво - одно из лучших в западном полушарии. В течение долгого времени производство пива в Бразилии курировалось экспертами из Голландии. Один раз мы попробовали выпить бразильской водки из тростникового сахара с лимоном и сахаром, называется «кайпиринья» - но больше этот эксперимент не повторяли, не по вкусу русскому желудку бразильская водка, мы её забраковали. А вот бразильские салаты, когда не хотелось в жару есть, то они очень нам нравились. Корень сельдерея и яблоки нарезают соломкой, бананы кружочками, смешивают с дольками мандаринов, горсточка изюма и заправлено всё майонезом. Сверху укладывают виноградинки, до 10 штук. Очень вкусно, питательно и утоляют голод, временно… И после этого выпить чашечку бразильского кофе…

Вид из ресторана на пляжную линию.

Кофе любят во всём мире, но для Бразилии его значение огромно, он стал здесь настоящим символом гостеприимства.

Настоящий бразилец выпивает до 30 чашечек кофе в день! Наверное, только в Бразилии приготовление кофе возведено в культ. Процесс начинается с очень чистой посуды, пресной воды, точных мер, и истинный бразилец никогда не позволит кофе кипеть.

Для полноты картины бразильской жемчужины, Ресифи, необходимо рассказать о посещении ресторана «Панорама», расположенного подковообразно на берегу океана, с сотнями посадочных мест, огромной эстрадой для оркестра и такой же танцевальной площадкой. Сидишь в зале, обдуваемый морским бризом, и такое ощущение, что перед тобой весь океан, так разумно и правильно архитекторы расположили ресторан, это чудо!

Здесь прямо ощущается незримое слияние человека и океана, морского ветра и искромётной бразильской музыки, усидеть невозможно, ноги непроизвольно выбивают какую-то дробь, едва поспевая за ритмами музыки. Мы в Бразилии, мы в Бразилии!

Чтобы не рисковать, заказали просто мясо на вертеле, которое здесь бразильцы готовят почти в любом кафе, ресторанчике и всё так аппетитно, что «глаз не отвести»!

Когда мы сидели за столиком и любовались океаном, два бразильца принесли большой вертел, с хорошо прожаренным мясом, говядиной. На большие тарелки, которые стояли перед нами на столике, нарезали ловко тонкими длинными ножами большие ломтики горячей, хорошо прожаренной говядины. По нашей команде, когда тарелки были заполнены, вертел унесли. Кроме мяса на стол поставили большое блюдо с нарезанными овощами, листьями салатов и какими-то неизвестными нам фруктами. Самое интересное, что как только на тарелках оставалось по 1-2 ломтику мяса, словно из под земли вырастали бразильцы с вертелом мяса, такого же горячего и аппетитного. Снова всем нарезали мяса и мгновенно исчезали!

Пили только вкусное и холодное бразильское пиво, так как крепкий алкоголь в Бразилии как-то не популярен, а вино и подавно.

Нас было четверо, и когда подали счёт, он был настолько мал, что нам было даже как-то неловко, что всё это удовольствие нам так дёшево обошлось. Бразилия - страна чудес!

Закончилась наша стоянка в порту Ресифи, выгрузили всю мороженую рыбу и получили задание следовать на юг, в район Сан-Паулу, в порт Итажаи. Проблемы начались после выгрузки мороженной рыбопродукции, которую привезли из Африки. К приходу в порт Итажаи нужно было подготовит трюма и нагнать туда холод, как минимум 25-27 градусов ниже нуля.

У меня, на переходе, был день рождения, но отметили мы его скромно, распили пару бутылок хорошего вина, поговорили о семьях, о далеко оставленной нашей Родине.

Капитан предложил отметить наше первое совместное плавание с командой и накрыть на корме судна стол, с хорошей закуской, пивом и пообщаться, так как нормальное, без пьянства, застолье, всегда сближает людей, а в море особенно. Даже самые требовательные судовладельцы рекомендуют капитану организовывать на борту судов так называемое «патио» - совместный обед или ужин, с употреблением пары банок пива на человека, чтобы сплотить экипаж!

Конечно, парой банок пива не обошлось, мы же всё-таки русские моряки, но вечер прошёл прекрасно, пели совместные песни, слушали нашу и зажигательную бразильскую музыку.

На следующий день все были на своих рабочих местах, никто не злоупотребил!

Панорама города Итажаи

Итажаи.

Переход из Ресифи в Итажаи занял у нас около четырёх суток, море здесь спокойное, ветер попутный, но становилось как-то тревожно на душе, когда заходил разговор о сохранении будущей мороженой продукции, которую мы должны были погрузить в Итажаи. Нам должны были загрузить около 3000 тонн мороженого тунца, в тушах.

Для читателей: хотелось бы объяснить, что такое тунец. Тунец, порода рыбы, которая является очень дорогим рыбным морским деликатесом. Мясо тунца очень нежное, прекрасно обрабатывается, и из него приготавливают великолепные консервы. Мясо тунца по вкусовым качествам иногда сравнивают с молодой говядиной, некоторые называют его морской курицей. Одно могу подтвердить - тунец превосходная рыба! Самый крупный из тунцов - синепёрый, его вес может достигать до 680 кг, а длина до 4, 5 метров. Тунец желтопёрый получил своё название благодаря оранжево-жёлтой окраске спинного плавника. Он достигает веса до 130 кг и длины до 2-х метров. В поисках пищи, а он питается рыбой и ракообразными, тунцы совершают дальние миграции, достигая крейсерской скорости до 70 км в час. Вот такую замечательную рыбу должны были загрузить в Итажаи нам в трюма, тушами, по 80-100 кг каждая туша, и всё это богатство мы должны были перевезти в порт Сан-Хуан, государство Пуэрто-Рико.
Груз стоил очень дорого, несколько миллионов долларов. В 1750 году поселенцы из Португалии с острова Мадейра и Азорских островов обосновались в этом регионе и основали город Итажаи.

В конце 19 века большое количество немецких и итальянских иммигрантов избрали этот регион местом своего поселения. Порт Итажаи является крупнейшим экспортёром мясной продукции в Бразилии. Гуляя по улицам города мы довольно часто слышали немецкую и итальянскую речь, которая странно звучала на фоне государственного португальского языка. Стоянка в порту Итажаи была довольно продолжительной и у нас была очень хорошая возможность поближе познакомиться с этим необычным городом, с почти европейским населением в стране Бразилия, на континенте Южная Америка.

Это было удивительно, город был не похож на бразильские города, здесь не было южной суеты, живости, а текла размеренная, типично европейская жизнь небольшого провинциального городка. Только по вечерам, когда в барах и ресторанчиках громко звучала бразильская самба, можно было понять, что здесь Бразилия, а не Европа.

Одной из самых замечательных особенностей прогулок по Итажаи была езда на такси. Стоимость проезда из порта в город, в парк, на рынок и другие интересные места, была незначительной, но, самое интересное, что на заправочных станциях было 2 заправки: одна заправляла бензином, вторая заправляла спиртом. Так вот там, где заправляли бензином, практически не было клиентов, а автомобили заправлялись в основном спиртом, так как это было дешевле, чище и привычнее для бразильцев… Для нас, русских моряков, это было в диковинку - автомобиль заправить спиртом! Это круто, это по-бразильски, не по-русски!

В Бразилии, как в Ресифи, так и в Итажаи, я очень часто посещал бразильские овощные лавочки. Как человек, выросший на Кубани, я проводил много времени на кубанских базарах, и мне доставляло огромное удовольствие потолкаться в этих лавчонках, среди гор и горок всевозможных овощей и фруктов. Это было овощефруктовое царство, причём первейшей свежести и великолепного качества. Многие названия мне ни о чём не говорили, я их записывал на бумажке и потом, в порту, просил бразильских портовых рабочих объяснить мне, что и для чего! Это фантастика! О бразильских овощах и фруктах можно написать отдельный рассказ, нет, не рассказ, целую главу, повесть, настолько это неиссякаемая почва для моего любопытства.

Всё же я посвящу этому несколько абзацев, чтобы читатель мог хотя бы немного представить, что Бразилия не только страна чудес, Бразилия страна необычных овощей и фруктов, которые можно найти только здесь и нигде больше. Вот Вам картинка лавочки: гора арбузов и дынь, высятся горки папайи и манго, ящики с апельсинами, мандаринами, лимонами и лаймом, яблоками, грушами и виноградом. Здесь же, на отдельном столике, разрезанные образцы этих чудных южных продуктов. Берешь ножик, отрезаешь, сколько хочешь, и наслаждайся - все они высшего качества, все зрелые, сочные, сладкие. Как после этой дегустации не купить всё, что предлагается? Не буду перечислять знакомые нам овощи и фрукты, назову те, которые я записал и встретил здесь впервые. Бананы разные, но их 5-6 сортов, не меньше, различных размеров карамболи, большие сливы, которые называются кажа-манго. Тукум - миникокос, это простое растение стало в Бразилии, по словам самих бразильцев, символом социальной справедливости, любви и равенства. Жило - по виду зелёные куриные яйца, а по вкусу как горьковатые баклажаны. Если их мелко порезать, сбрызнуть лимонным соком - получается специфический освежающий салат. Пробовал в кафе, необычное на вкус, но мне понравилось. Шушу - овощ типа кабачка, молочная кукуруза в початках, всяких размеров и сортов.

Церковь в Итажаи

Цены умеренные, если не сказать, что низкие, но мне они были по карману. Я набивал сумку всем этим богатством, тащил на судно и наслаждался этими дарами природы всё своё свободное вечернее время. Бразилия, я не забуду тебя!

Теперь о погрузке. Тунца нам грузили только в дневное время, привозили на платформах открытых грузовиков туши по 100-130 кг. и, подцепив тросом, аккуратно опускали в трюм, где просто укладывали их друг на друга. Через сутки погрузки температура в трюме стала повышаться, так как крышка трюма при погрузке постоянно открыта и холод уходил через проём трюма. В принципе, в этом ничего страшного не было, так как туши были хорошо проморожены и за ночь, когда закрыта крышка трюма, компрессора должны опустить температуру до требуемых величин, т. е. до 27-28 градусов ниже нуля.

Вот здесь и начались проблемы, так как наш рефмеханик не мог настроить работу компрессоров, чтобы температура в трюмах опускалась до требуемых температур. Утром следующего дня, когда мы с капитаном проверили состояние трюмов относительно холода – впору было кричать караул! Температура была 15-16 градусов ниже нуля и тунцовые туши уже не звенели при постукивании по ним, а можно было почувствовать некоторую мягкость. Мы забили тревогу, стали с рефмехаником разбираться, в чём дело, но он не смог ни объяснить причины, ни настроить работу, утверждая, что всё делает правильно, а вот почему не падает температура - не понимает…

Дело принимало серьёзный оборот, так как если мы не сможем удержать низкие температуры, погибнет груз, а это миллионы убытков, а что нам скажут, что же Вы за специалисты? Я ломал себе голову, припоминая все случаи из своей небольшой практики, в смысле обслуживания компрессоров, пробовал разные варианты оттайки и повторного запуска компрессоров - результата не было. Температура в трюме не понижалась, а с утра начали грузить новые партии тунца! Переговорили с капитаном, вызвали рефмеханика, который стал хвататься за сердце и в конце концов сказал, что ничего сделать не может и лучше уедет домой!

Ничего себе положеньице: груз в трюме, а он хочет уехать в Таллин. Короче, приняли решение срочно запросить нового рефмеханика, которого прислали через сутки. Но эти сутки были сплошным кошмаром в моей тогдашней судовой жизни. Наш «герой» рефмеханик сказал, что обнаружил утечку фреона в системе охлаждения трюма и что он попробует устранить неисправность (нужно было заменить на системе один из клапанов). Компрессора остановили, к месту утечки перекрыли поступление фреона. Мы со вторым механиком привязали его стропом для страховки, и он опустился в трюм с инструментами и новым клапаном.

Не буду долго рассказывать, но в результате его работы: трюм заполнился фреоном (а фреон-22 почти не имеет запаха и трудно понять, какая его концентрация в месте утечки), клапан не заменил, срочно попросил вытащить его из трюма, так как ему стало плохо. Пришлось моему второму механику «нырнуть» в трюм, сделать эту работу и выскочить оттуда пробкой! Что он там делал, почему стал уходить фреон из системы - нормального и связного объяснения от рефмеханика мы не получили. Всё, это был финал его возможностей и способностей. Он был в полной прострации и просто самоустранился от решения вопроса, в котором ничем нам не мог помочь.

Я был в рефмашине, всеми силами пытаясь настроить работу компрессоров, добавил в систему фреона, сделал оттайки, и температура перестала повышаться, но и не падала! Новый рефмеханик летел в самолёте, старый лежал в лазарете, я бегал по рефмашине! Нового рефмеханика из Риги привезли к 11 часам дня – спокойный, уравновешенный человек, который, получив от меня всю информацию по температурному режиму, взялся немедленно настраивать режим работы всей холодильной установки. Раньше он обслуживал такие же компрессора, и уже к вечеру температура в трюмах начала постепенно понижаться, а когда закрыли крышки трюмов, то нагнали холода до 22 градусов ниже нуля. Это была маленькая победа, но сколько же пришлось ждать её и сколько было потеряно нервов и сколько пришлось испытать ненужных переживаний. Вот тебе и «Всё в голове», вспоминал я характерный жест Таллинского рефмеханика, постучавшего при отлёте в Таллинском аэропорту себя по голове.

В этот же день он улетел в Таллин, оставив много «анекдотичных» афоризмов о своей работе, которые мы потом вспоминали в случаях, когда у кого-то что-то не получалось. Флот иногда злопамятен, но отходчив!

Прошло около 10-ти дней, трюма были загружен драгоценным тунцом, мы попрощались с гостеприимной Бразилией и отшвартовались от причала порта Итажаи, взяв курс на остров Пуэрто-Рико. Операция «Тунец» в солнечной Бразилии и на «Солнечной Тине» закончилась!

Пуэрто–Рико

Пуэрто-Рико.

Переход из Бразилии был довольно продолжительным, стали вылезать многие дефекты и неисправности, которые пришлось устранять по мере своих сил и возможностей. Всё же теперь стало совершенно понятно, что это судно выработало свой моторесурс и тот керосиновый ремонт, который был здесь произведен, конечно, не мог дать многим механизмам вторую жизнь, особенно вспомогательным двигателям.

Так как в трюмах была мороженая рыба тунец, компрессора работали в длительных режимах, чувствовалось, что и теплоизоляция в трюмах оставляла желать лучшего. Мы перебрали за время перехода многие насосы, произвели ремонт палубным механизмам, другому оборудованию. Самой большой проблемой было отсутствие запасных частей, которые отсутствовали на судне, и заказать их было большой проблемой из-за отсутствия документации и формуляров, но нам от этого не было легче.

Было неизвестно, какое количество часов отработали те или иные механизмы, и это создавало нам трудности, так как мы не знали степень их изношенности. Судно должно было работать, приносить своим хозяевам доход, а мы были наёмной рабочей силой, квалифицированной, и нам платили неплохие деньги. Мы должны были выжимать из этого изношенного железа максимум, а больше от нас ничего не требовалось!

Вперёд, даёшь Пуэрто-Рико!

Содружество Пуэрто-Рико находится в Карибском море на острове Пуэрто-Рико и прилегающих островах в восточной части архипелага Больших Антильских островов. Территория Пуэрто-Рико - владение США и управление страной осуществляется через государственные органы США. На острове используются 2 языка: английский и испанский. Самый большой порт - Сан-Хуан, куда мы и должны были привезти и сдать груз мороженого тунца.

Город Сан-Хуан был основан испанцами в 15 столетии, а перевод названия острова Пуэрто-Рико - Прекрасный Порт! Он действительно был прекрасен. Утром мы пришвартовались в порту Сан-Хуан и нас сразу же начали выгружать, так как рядом с портом был рыбообрабатывающий завод и наши тунцы из трюма попадали сразу в цеха, а там, после необходимой технологической обработки, морская «говядина» закатывалась в баночки с оливковым маслом и уходила на экспорт в разные страны. Тунец в масле всегда был желанным продуктом на любом столе, в любой стране!

Кроме разгрузки мы должны были получить здесь дизельное топливо и циркуляционное масло для двигателей, в бочках. Топливо привезли машиной с прицепной цистерной, а масло доставили поздно вечером. Рядом с нашим судном, на другом причале, разгружался корабль, тоже рефрижераторный транспорт, порт приписки Севастополь. К нам на борт пришёл в гости капитан севастопольского рефрижератора, и я спросил его, кто у них на судне старший механик.

Капитан мне сообщил, что фамилия стармеха Давыдов, зовут Олег. Сомнений не было, это был мой однокурсник по Херсонскому Мореходному училищу.
Я быстро переоделся и мы с капитанами (нашим и севастопольским) пошли к ним на борт. Встреча наша состоялась, радости не было предела, так как мы не виделись 35 лет! Это было невероятно, встретиться через столько лет на острове Пуэрто–Рико!

Просидели несколько часов у них на корабле, потом пошли на наше судно, ведь никому неизвестно, когда произойдёт следующая встреча, а может быть и никогда! Под утро распростились с друзьями, взяли лоцмана и вышли из порта Сан-Хуан. Нам дали задание держать курс на порт Галифакс, в Канаду.

Канада

Канада. Галифакс.

Переход в Галифакс начался не совсем обычно, так как на судне возникли события, в каких мне раньше не приходилось участвовать. На следующий день, после нашего выхода из Сан-Хуана, часа в 4 утра меня разбудил боцман. У боцмана было встревоженное лицо, и он попросил меня подняться с ним в рулевую рубку. Начинался рассвет, мы были в Атлантическом океане, вокруг нас не просматривалось ни одного плавающего средства, и также тихо было в рулевой рубке, кроме потрескивания в радиопереговорном приёмнике.

Боцман рассказал мне, что полчаса назад он также поднялся в рулевую рубку, никого там не обнаружил, и решил почему-то пойти и разбудить меня.
Наверное, потому что на судне я был самый возрастной и самый опытный моряк. С 4 утра и до 8 утра на вахте стоит старший помощник капитана, это его вахта. Мы с боцманом решили проверить каюту старпома и спустились палубой ниже.

Зашли в каюту старпома и были очень удивлены открывшейся картиной. Старший помощник, он же вахтенный штурман, спал в своей койке, совершенно голый, едва прикрытый белой простынкой! И это на Вахте! Рядом с койкой, на палубе, стояла половина бутылки виски… Не успел, бедолага, выпить всю, и «усталость» его сморила. Я пошёл в каюту капитана, там та же картина, капитан спит, мертвецки пьян, вымолвить не может ни слова, но бутылка виски пустая, успел, молодец, осушил до дна!

Принимаю решение поднять 2-го штурмана, который недавно сменился с вахты и оставить его вахтить на ходовом мостике. Всё спиртное, которое мы обнаружили в каютах капитана и старпома, мы с боцманом забрали и выбросили бутылки за борт - полные, полупустые и пустые. 2-й штурман особенно не упирался, но удовольствия на его лице я не обнаружил, но когда он сверился с курсом, по которому мы шли, то оказалось, что мы шли не в Галифакс, а строго на Запад, в Европу! А если бы мы встретились в это безвахтенное время с каким-нибудь другим «Летучим голландцем»?

Мы бы все утонули вместе с судном, и никто не понял бы, как это произошло, да видно Богу не угодно было нас топить, и всё обошлось «малой кровью». Решили с боцманом команде об этом инциденте не рассказывать, думая, что к обеду кто-нибудь из двух штурманов придёт в себя. Но мы очень ошиблись! К 12 часам ко мне в каюту заявился старпом и принёс мне копию письменного заявления (для кого и кому оно писалось, неизвестно), в котором констатировал факт, что без разрешения был произведён «обыск» в его каюте, похитили спиртное, и вообще, нанесён моральный ущерб на сумму 2000 долларов! Я спокойно прочитал это заявление, и спросил у старпома: «Что же так низко ты ценишь свой моральный и материальный ущерб? Советую тебе увеличить сумму!». Старпом забрал свою бумажку и удалился.

Я закрыл на ключ свою каюту и не напрасно. Вскоре появился второй фигурант судового ночного происшествия, капитан, и стал тоже требовать вернуть ему спиртное, так как он умирает, и ему нужно выпить хотя бы глоточек спиртного… Вся эта канитель продолжалась ещё двое суток, а потом всё успокоилось, и старпом извинялся, что поспешил с заявлением, а капитан долго приходил в «меридиан». Вернулся он в нормальное состояние через четверо суток после этого происшествия и долго ходил с виноватым и удручённым видом, но я сделал вид, что ничего не произошло.

Конечно, такое поведение штурманов, не говоря о капитане, в море просто преступно. Мне первый раз в жизни пришлось взять командование судном на себя и принимать решения, а правильные или нет - судить Вам!

Но, что случилось, то случилось. Фамилий я не называю, а если кто из них и прочтёт этот рассказ, то я не прибавил здесь ничего лишнего, а то, что умолчал, то и умолчал…

Мы подошли к берегам Канады и дрейфовали на рейде порта Галифакс, дожидаясь решения судовладельца и сообщения - куда нам следовать дальше.

Старший механик и 2-й механик у винта в доке

Я стоял на корме и вдруг увидел, что за кормой идёт масляный шлейф. Масло или топливо за бортом, вблизи берегов Канады - это ЧП, это грозит арестом судна, штрафом, лишением диплома и прочими неприятностями.

Мы со 2-ым механиком резво кинулись вниз, в машину и стали проверять, что у нас может работать и откуда масло за бортом. Осмотрели досконально и придирчиво всё, что могло быть причиной появления масла и ничего подозрительного не обнаружили.

Самое неприятное было то, что из Галифакса взлетали самолёты береговой охраны и барражировали вдоль берега. Как они не зафиксировали масляный шлейф за кормой, ума не приложу, но всё обошлось. Мы заметили, что шлейф увеличивается, когда из рулевой рубки маневрировали и работали винтом регулируемого шага. Всё стало понятно: масло пропускают уплотнения лопастей винта, а устранить эти пропуски можно только постановкой судна в док.

Доложил капитану, объяснил, почему и откуда появляется масло. С таким дефектом идти в любой порт было очень опасно и, если грамотно рассуждать, то невозможно. Могут арестовать судно и наложить большой штраф, тем более, в Канаде!

Из Бельгии нам сообщили, что судовладелец решил дать разрешение на постановку судна в док и произвести там ремонт ВРШ, а заодно почистить и покрасить корпус судна и произвести остальные необходимые ремонтные работы, а также предъявить судно инспекции Ллойда. По приходу судна в Галифакс должен прилететь суперинтендант из Бельгии. Мы еще двое суток болтались на рейде Галифакса, каждый день рискуя быть замеченными в загрязнении наказанными по всей строгости.

Но нас миновала эта возможность и мы, взяв лоцмана, пошли в порт Галифакс. Поставили наше судно в небольшом городке, Дартмут, через реку, напротив Галифакса, и мы на катере, за 20 минут, добирались прямо в центр города.

Дожидались дока ещё несколько дней, так как обычно для постановки в док нужно извещать заранее, а если аварийная постановка, то нужно заплатить большие деньги. Наших судовладельцев, получивших хорошие деньги за доставку такого ценного груза, как мороженый тунец, очень хотелось снова задействовать нашу посудину, поднятую из металлолома и поставленную на фрахтовую линию.

Поэтому они приложили все силы, а может и материальные ресурсы, мы этого не знаем, но через несколько дней нас всё же поставили в док и приступили к выемке вала и ремонту уплотнений лопастей винта.

Дартмут, в котором находился док, был пригородом Галифакса, здесь жили рабочие дока и мастерских, которые обсуживали этот док. Дартмут соединялся с Галифаксом большим мостом, перекинутым через реку, но мы ездили в Галифакс катерами. Днём мы трудились на судне, помогали рабочим дока производить ремонтные работы, обеспечивали их подсобными инструментами, чертежами, специнструментами. Нам также пришлось ремонтировать изношенное оборудование, донно-забортную арматуру, готовились к предъявлению представителю английского Ллойда.

Вид на город Галифакс

На судно приехал из Бельгии суперинтендант Жан, типичный представитель пробивных технарей, не особенно много знающий судовую технику, но умеющий организовать ремонт с береговой администрацией, договориться с представителями Регистра, а при невозможности предъявления того или иного механизма или оборудования, уметь материально их заинтересовать или попросту купить. А покупать Ллойда пришлось, так как многое из судового оборудования отремонтировать сами мы не могли, а тратиться на квалифицированный ремонт фирма-судовладелец явно не хотела. Судно из свалки, кто же будет в него вкладывать деньги, нужно по максимуму его эксплуатировать и по максимуму выжать из него всё, что можно! Мы предъявили то, что работало без замечаний, а на многие механизмы получили документы без предъявления, так что суперинтендант свой хлеб отрабатывал по полной программе.

Когда демонтировали гребной вал и демонтировали лопасти винта, то обнаружилось, что изношены внутренние детали всего механизма, который управляет разворотом лопастей. Детали надо было менять, но предварительно требовалось заказать их в Голландии, где было построено судно. На всё это требовалось время, не менее двух недель. Мы очень были рады, что затягивается ремонт, так как любая стоянка всегда лучше, чем навигация в море. Большинство из нас давно уже перестали быть романтиками моря, а вот постоять лишнюю неделю в иностранном порту, в июле, в Канаде, в Галифаксе - кто же может отказаться от такой перспективы?

Первые дни мы после рабочего дня на местном катере ездили в город Галифакс, который был от нас через реку, которую катер пересекал за 20 минут. Город был очень красив, современные здания не довлели над тобой, но они очень хорошо вписывались в общий архитектурный облик Галифакса.

Галифакс находится на Атлантическом побережье Канады, основан в 1749 году, на полуострове Новая Шотландия, имеет долгую историю как бастион Британии в Новом Свете. Построенный в пику усилению французского влияния в Северной Америке, Галифакс был известен как стратегически важная, удобная незамерзающая гавань. Известный как «Город деревьев», нам он очень нравился обилием уютных живописных парков. Много улиц, на которых до сих пор стоят дома, выстроенные ещё в прошлую эпоху, но хорошо сохранившиеся, увитые зеленью и цветами.

Мы бродили по этим улочкам, даже как-то забывая, не чувствуя, что мы в большом, современном городе, а не в провинции. Это был удивительный, уютный город. Центральным районом города, где сосредоточены большинство достопримечательностей, является его гавань. Порт Галифакс действует круглый год, потому что воды гавани не замерзают. Гавань Галифакса считается второй по величине в мире городской гаванью после Сиднейской (Австралия).
В центральную часть гавани вдаётся полуостров Галифакс - исторический центр города.

На холме располагается Цитадель, крепость, оборонное сооружение, построенное англичанами от нападений французов. Она окружена земляными валами, имеет в плане вид звезды. Внутри Цитадели размещаются залы Военного музея, где выставлены образцы оружия, униформы и ордена. У подножия горы находится огромный стадион Метро-Центр, где проводятся хоккейные игры.

На набережной находится Морской музей Атлантики, где выставлены модели кораблей разных времён, образцы военно-морского оружия и военные трофеи. Рядом с музеем возвышается памятник морякам стран Британского содружества.

Мы много бродили по паркам Галифакса, которые очень ухожены, много зелени, деревьев и цветов. Недаром этот город назвали «Городом деревьев». Например, парк Сэра Сенфорда Флеминга занимает площадь 38 гектаров, впечатляющая цифра, а в городе мы насчитали ещё 6 парков, и все прекрасные.

В парке Галифакса

Если рассказывать о городе Дартмут, где мы стояли в доке, он соединяется с Галифаксом мостом.

В Дартмуте, который называли «городом озёр», мы насчитали 23 озера. Здесь также несколько парков, а парк Шуби имеет площадь 16 гектар. Я нигде раньше не видел такого количества парков, такого благоговейного отношения к природе, такой ухоженности и красоты - здесь люди наслаждались природой и создавали такие же возможности для всех, кто здесь жил или посещал эти благословенные места!

По вечерам мы ходили в один из облюбованных нами баров пить пиво. Хозяин бара был родом из Ливана, по вероисповеданию христианин-ортодокс, нашей православной веры, который проникся к нам симпатией. Пиво мы заказывали и сами расплачивались, а закуску - орешки разные, куриные крылышки - хозяин ставил нам на стол и возражал, если мы пытались её оплатить. И это продолжалось в течение почти 2-х месяцев, пока мы стояли в доковом ремонте. Мы не единожды приглашали их к нам на судно, и не один вечер прошёл в тёплой, дружеской обстановке. Если надо было съездить на озёра, в парки, хозяин бара всегда предоставлял нам автомобиль и тоже бесплатно. Вот такая была русско-ливанская дружба!

Один раз посетили стриптиз-бар, после которого остались не самые лучшие впечатления, навязчивый сервис, непомерные цены за бокал пива, накурено, дышать нечем, и сама атмосфера была не для нормальных людей, а для сексуально-озабоченных мужчин.

В Галифаксе проживает много украинцев, которые приехали сюда ещё в 18 веке, образовали здесь свою колонию, имеют культурный центр, и школу на украинском языке. Встречали мы здесь и русских, приехавших сюда во время перестройки в России, они неплохо здесь себя чувствуют, нормально устроили свою жизнь, работают, и возвращаться в Россию не спешат.

Подошла к концу стоянка в доке и, в один из июльских дней, начали подготовку к спуску судна из дока. Закрыли ворота дока, заполнили водой и мы всплыли. Теперь предстояла проверка всех механизмов, и если всё будет нормально, то сегодня же мы должны были покинуть гостеприимный Дартмут. Когда дали питание на ВРШ - масляный насос дал давление масла, несколько раз развернули лопасти винта на передний и задний ход. Мы внимательно смотрели на корме за поверхностью воды и обнаружили, что из воды стали появляться капли масла, которые дойдя до поверхности, красиво расплывались радужными пятнами на воде и через время, вокруг кормовой части судна образовалась радужная плёнка! Это эффектно показывало, что у ВРШ снова пропускают уплотнения лопастей и необходим подъём судна и повторный ремонт уплотнений лопастей. Снова нас подняли в док, демонтировали лопасти, заменили уплотнения, собрали винт. Всё это заняло ещё одну неделю, так как уплотнения снова заказывали в Голландии.

Мы в Дартмуте были уже, как у себя дома, знали все улицы и всех собак, которых правда здесь было мало, но в эту неделю была распродажа в промтоварном магазине, и весь экипаж оделся с головы до ног. Одежда была снижена настолько, что цены были чисто символическими - 10 канадских долларов стоил приличный костюм, 5 долларов стоила приличная пара туфель, а на остальные предметы верхней и нижней одежды цены были ещё ниже! Это была нам компенсация за самоотверженный труд на благо судовладельца! Через неделю опять процедура спуска из дока, но на этот раз всё прошло удачно, никаких утечек масла мы не обнаружили и, подписав все документы, благополучно вышли из дока. Прошли по реке мимо ставших уже такими знакомыми зданий и причалов Галифакса, вышли на рейд и взяли курс на остров Ньюфаундленд.

Порт Корнер-Брук

Ньюфаундленд. Корнер Брук.

Переход из Галифакса к острову Ньюфаундленду был наполнен ожиданием встречи с северной Канадой, хотя я, в далёких шестидесятых годах, посетил столицу острова, порт Сент-Джонс. Я был на плавательской практике и работал на Плавбазе «Северодвинск», зашли в порт, так как у нас на борту матрос сломал ногу, и мы были вынуждены привезти его сюда, и сдали на лечение.

И вот, не прошло и сорока лет, как я оказался в этих широтах и мне предстояло снова увидеть и эти берега, и эти северные восходы и закаты солнца, красота которых запомнилась мне на всю жизнь. Рано утром мы подошли к Сент-Джонсу и стали на якорь. Мы ещё не имели точного задания на последующие наши действия, и нам предстояло стоять здесь и ждать решения судовладельца.

Столица острова город Сент-Джонс, самый восточный порт и старейшее английское поселение в Северной Америке. Остров в очень малой степени индустриализован. Экономика держится на природных ресурсах и рыболовстве. Здесь вылавливают камбалу, треску, устриц и крабов. На острове дикая природа, зимой северные сияния, а также обитают карибу - это канадские олени. Это была первая заморская колония Великобритании.

Первыми на Ньюфаундленде побывали викинги в 10 веке. Именно они завезли сюда своих больших собак породы Ньюфаундленд. Климат острова - умеренный морской, но достаточно суровый; северная оконечность острова и весь Лабрадор относятся к зоне Субарктики. Суровый климат располагает к обильным возлияниям, а любимый напиток жителей Ньюфаундленда - пиво.

К вечеру получили указание от судовладельца следовать в порт Корнер-Брук, расположенный на западе острова.

Город Corner Brook расположен на западе острова, на берегу залива Бэй-оф-Айлендс, в устье реки Хамбер. Территория современного Корнер-Брука известна тем, что летом 1767 года её исследовал сам Джеймс Кук. В 1956 году был основан Корнер-Брук. В 1960-е гг. здесь был основан целлюлозно-бумажный комбинат. В 1999 году Корнер-Брук наряду с несколькими соседними городами был местом Канадских игр. Тишина, нарушаемая лишь шумом ветра, моря и лишь иногда прибывающими кораблями, это Главное, ради чего тысячи канадцев ежегодно устремляются в эти места.

В Корнер-Бруке нам будут грузить продукты птицеводства - курятину, которую мы должны будем потом транспортировать в Латвию, порт Рига и в Санкт-Петербург. О таком шикарном фрахте можно было только мечтать, но мы получили этот фрахт, это было удивительно, что мы пойдём в родные Балтийские порты! Здорово!

Мы посчитали, что время, которое пойдёт на погрузку судна, затем переход через Атлантический океан и приход в Балтику займёт у нас не меньше 40 дней, так что контракт на Балтике будет закончен! Это надо же - прилететь в Рио-де-Жанейро на работу, а закончить контракт на Балтике!

Морская дорога на Корнер-Брук

Когда знаешь, что определились перспективы, совершенно другое настроение, мы все забыли о всех трудностях, которые сопутствовали нам во время эксплуатации этого чуда, этой птицы Феникс из металлолома. Только и было утешения, что эта гора металлолома носила такое солнечное имя: «Солнечная Тина»! А теперь появился такой мощный стимул - прибыть своим ходом в родную Балтику!

Нас поставили у причала берегового холодильника, где хранилась мороженая продукция переработки кур, которых выращивали для поставок в Европу. Открыли трюма и стали грузить туда аккуратные брикеты, необычных размеров, как большие книги. В этих брикетах было всё, что можно сделать из кур: филе белого мяса, куриные ножки, куриные грудки, куриные потроха. Это сколько же надо перебить птиц, чтобы заморозить 3000 тонн куриного мяса?

Работали аккуратно, неспешно, тщательно считая и пересчитывая коробки с мясом. Может это и не тунец, но груз деликатный и достаточно дорогой, так что судовладелец будет не в накладе, да еще, если учитывать большое количество суток на доставку, а во время фрахта оговаривают стоимость суток фрахта, если я не ошибаюсь.

По вечерам, когда заканчивалась погрузка, мы ходили в пивной бар, расположенный рядом с портом и пили там великолепное, высокого качества, канадское пиво. Бар был большой, чем-то типа местного танцевального зала, плюс барная стойка с бочками нескольких сортов пива и никакой толкучки, всё чинно и благородно. Правда музыка была оглушительная, рядом сидящего и говорящего человека невозможно было расслышать, но качество свежайшего пива скрашивало эти недостатки и неудобства.

Днём несколько раз прошлись по улочкам небольшого и уютного городка, отметив, что местное население чем-то напоминает жителей нашего Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска - неторопливые, не шумные, ведут себя с чувством определённого достоинства. Как-то почувствовали, что мы как будто дома, очень достойный и уютный город и населён такими же достойными людьми!

Прошла неделя, как мы начали грузиться в Корнер-Бруке, груз потихоньку заполнял наши грузовые трюма, с холодом проблем больше не возникало, тем более, когда на ночь закрывали крышки трюмов, температуру в трюмах опускали до 30 градусов минус.

За время стоянки нам пришлось готовиться к длинному переходу через Атлантический океан, и перебрать всю топливную аппаратуру на Главном и вспомогательных двигателях! Но впереди были очень серьёзные испытание - Атлантика может преподнести такие сюрпризы, что наша посудина, собранная из отходов металлолома, может и не выдержать! Пока морская фортуна была на нашей стороне.

Морская жизнь имеет две стороны медали - если с самого начала не складывается на судне с работой, погодой, возникают другие трудности, то к концу рейса или контракта появляется светлая полоса, радуга удач и масса положительных ситуаций и думаешь, а было ли что-то плохое, отрицательное, неудачное? Всё теперь представляется только в ярких тонах и красках, полная картина маслом! Вот мы моряки и есть все мечтатели, независимо от возраста, так как только вера в лучшее, только мечта о счастливом финале позволяла нам выживать в самых трудных, порой трагических ситуациях. Мы были тружениками моря, и наши жизни много лет были в руках судьбы, которая могла быть милостивой к нам, а могла быть и жестокой, беспощадной!

Наступил день, когда были заполнены трюма деликатесной курятиной, подписаны все документы, затоварены провизионные кладовые свежими овощами, фруктами, соками и прочим продовольствием. Наступили минуты прощания с гостеприимной Канадой. Подготовили и запустили Главный двигатель, взяли на борт лоцмана, отдали швартовые концы, подали прощальный сигнал тифоном и медленно отошли от причальной стенки. Какая красивая страна Канада, какие зелёные и могучие леса покрывали эти берега, сколько озёр светилось на горизонте через редколесье, какие цветущие поляны открывались нашему взору! Прощай Канада, прощай остров Ньюфаундленд!

Через несколько часов мы высадили лоцмана и в синей дымке скрылись берега, а вокруг нас снова был синий океан! Что он нам принесёт за время перехода - бурю, шторм, ураган, а может, порадует нас тихой погодой, попутным ветром, приласкает волной, приголубит!

Удача нас поцеловала, Атлантический океан в этот раз полюбил нас и дул всё время в корму, не задержав ни на одной широте, не преподнёс нам ни одной крутой волны, не наслав нам густого тумана, не пролив на нас ни одной капли дождя! А ведь он не знал, что у нас не было с берегом никакой связи, не работала судовая радиостанция, не работала спутниковая связь. У нас ничего не работало для того, чтобы связаться с берегом и что-нибудь сообщить. Мы все знали это и только мысленно молились Всевышнему, чтобы он помог нам и не наслал на судно шторм или ураган. И Всевышний нас услышал, с погодой нам посчастливилось.

Мы за 21 день пересекли океан, подошли к Ла-Маншу живыми, невредимыми, и не потрёпанные непогодой! У берегов Англии пробилась связь на одной из частот, и капитан мог связываться с береговыми службами, докладывать обстановку и сообщил судовладельцу, что мы на плаву, так как больше двух недель они ничего о нас не знали. Представляю, как они себя чувствовали, и какое облегчение наступило у них после появления связи!

Все дальнейшие события были ординарными и последовательными - мы зашли в Балтику, а потом ошвартовались в порту Рига, столице Латвии.
В Риге судно простояло две недели, выгружая ценную продукцию, дозировано, в присутствии пограничников, местной полиции и прочих контролирующих органов. Воровство процветало, поэтому за каждым картонным коробом было тройное постоянное наблюдение. Не могу не рассказать, что во время перехода куриное мясо было постоянным блюдом в нашем рационе, в самых разнообразных видах, и жареное, и пареное.
Мне много лет после этого не хотелось смотреть на куриное мясо, не то, чтобы есть!

В Риге у меня сменился капитан, старший помощник капитана, так как кто-то из членов экипажа сообщил в BGI о пьянстве на переходе в Галифакс, и их заменили сразу же после нашего прибытия в Ригу! «Благие дела» никогда не остаются безнаказанными! Сменился второй механик и остальные члены экипажа, рижане, так как у всех рижан закончился контракт, и им приехала замена из Таллинна. После 2-х недельной стоянки в Риге, пришло распоряжение от судовладельца, чтобы мы следовали в Санкт-Петербург и там закончили выгрузку нашего куриного продукта. Проследовали в Санкт-Петербург, пришвартовались в торговом порту.

Здесь охрана судна была ещё более усилена, так как воровали эту курятину самым бессовестным образом. Роняли брикеты на палубу, те разбивались и всё это списывалось, куда-то тащилось, в трюмах тоже ломали и разбивали брикеты, а мясо рассовывали по карманам. Тащили пограничники, таможенники, грузчики, и мы мечтали о том, чтобы всё это поскорее выгрузили или растащили.

Всё, трюма пустые, идёт их зачистка. Я проверял в машинном отделении фильтра на системе забортной воды от кингстонов и к своему ужасу, другого слова не подберу, обнаружил следующее. Стальное днище кингстонной выгородки, в которое вварены фланцы кингстонов, было настолько сильно прокоррозировано, что когда я вращал маховик клинкета кингстона, фланец шевелился, «дышал», и сочилась вода через сварку, которой эти фланцы приварены. Это было ЧП! Ведь отрыв фланца от днища грозил немедленным поступлением забортной воды через большое отверстие, и быстрым затоплением машинного отделения в очень короткое время. Показал дефектный клинкет капитану, привлекли боцмана, матросов и на шевелящийся кингстон установили цементный ящик. Но это не решало проблемы.

Написали с капитаном донесение судовладельцу и потребовали немедленного ремонта, потому, что плавать с таким дефектом нельзя!
Из Бельгии пришло сообщение, чтобы мы следовали в Таллинн! Там есть свободное место на Балтийском судоремонтном заводе, туда прилетит наш суперинтендант Жан и организует ремонтные работы. Да, на контрактах такое бывает только один раз в жизни, чтобы контракт закончился в своём порту! И этот шанс выпал мне - я буду списываться в Таллинне! Два дня перехода из Санкт-Петербурга в Таллинн пролетели как один день, и вот снова на горизонте видны шпили Таллиннских церквей и кирх. Тере, (здравствуй) Таллинн! Пять месяцев не видел я знакомых силуэтов, со свиданьицем, мы вернулись домой!

Пришвартовались у причалов Балтийского судоремзавода, на борт поднялся Жан, власти. Ещё несколько дней я занимался организацией ремонта, пока не приехал мой сменщик, старший механик из Риги, которому я и передал дела. Прощай «Солнечная Тина», свидимся ли когда-нибудь…

Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

1Наталья Яковлевна31.10.2011 20:52
Уважаемый Анатолий! Прочитала все Ваши рассказы здесь, мне очень понравилось! Особенно - "Кубинские очерки". Пишите, пожалуйста, ещё! Есть ли у вас ещё какие-то рассказы, кроме, как на этом сайте??Также поблагодарила редакцию этого сайта за такую возможность - так красиво всё, столько иллюстраций! С нетерпением жду Вашего следующего рассказа!
Ответить
2Анатолий Акулов01.11.2011 12:20
Уважаемая Наталья Яковлевна! Спасибо за высокую оценку моих произведений, продолжаю писать, по мере сил и возможностей. Рассказы печатаю в основном на этом сайте, так что посещайте сайт, рассказы ещё будут!
Ответить
3Дмиитрий Сидорин21.11.2011 11:20
Уважаемый Анатолий! Просто сказочное описание всех приключений! Так всё замечательно описано, словно сам побывал и ходил с Вами рейсы. Спасибо, пишите ещё! Удачи в Вашем нелёгком, но таком захватывающе-романтичном труде! Вдохновения для написания дальнейших рассказов!
Ответить
4Анатолий Акулов21.11.2011 11:34
Уважаемый Дмитрий! Благодарю за высокую оценку своего рассказа. Вы из числа тех благодарных читателей, ради которых я их и пишу! Читайте мои другие рассказы.
Ответить
5Mariner23.11.2011 20:23
Здорово! Отличные реальные рассказы подфлажника! Сам такое изведал, хоть сядь да пиши.БлагоДарю, Анатолий! Есть совет от ЭМХ: Судовая электростанция была оборудована двумя дизельными двигателями, мощностью по 350 кв. и 250 кв., которые могли работать автономно и в параллели.В указанном предложении "дизельными двигателями" исправить на "дизель-генераторами" (заодно и "кв." на кВт (килоВатт - Р активная мощность) или кВА (килоВольтАмпер - Q полная мощность)).
Ответить
6Mariner23.11.2011 20:57
Дописался ЭМХ! Не Q, а S полная мощность в кВА. Сорри:)
Ответить
7Анатолий Акулов23.11.2011 21:58
Уважаемый Маринер!Спасибо за советы. Вы, наверное, работали на таком судне.Постараюсь по-возможности исправить.
Ответить
8РОМАНтик05.12.2011 16:53
Добрый День!Да, не могу не согласиться, что пишите вы очень лаконично и интересно.Мне бы интересно было с вами пообщаться и поработать.Уважаю механиков, которые могут нормально разговаривать, а тем более - писать!Спасибо. И вдохновения.
Ответить
9Анатолий Акулов05.12.2011 17:55
Уважаемый РОМАНтик! Спасибо за комментарий! Если хотите общаться, пишите на мой e-mail: tichorezky42@rambler.ru.
Ответить
10Дима22.01.2012 02:10
Спасибо за рассказ! Очень интересно написано, просидел полночи перед монитором. Успехов в работе!С уважением, Дмитрий Ивасенко. г. Краснодар.
Ответить
11Анатолий Акулов22.01.2012 12:07
Уважаемый Дима! Спасибо за добрые слова! Привлекайте к чтению рассказов своих друзей, может быть и им рассказы понравятся!
Ответить
12Cosinskiy26.02.2012 06:30
Уважаемый, Анатолий! Прочитал несколько Ваших рассказов на одном дыхании. Великолепно! Ваши рассказы интересны тем, что написаны в профессионально-документальном стиле о мире вокруг личности и её месте в этом мире.
Ответить
13Анатолий Акулов26.02.2012 11:43
Валерий! Спасибо за отзыв, Я не подстраиваюсь под желания и настроение читателей, и пишу не выдумывая, ничего не придумывая, а только свои наблюдения, мысли и переживания. Можно было бы приукрасить рассказы диалогами, разговорами, но пока это не мой стиль, может когда-нибудь попытаюсь что-нибудь написать в другом стиле, если Бог даст здоровья и таланта.
Ответить
14Лутков Виктор Михайлович18.04.2012 14:39
В ответ на сообщение № 1 от Анатолий Акулов: Толик, позвони мне по моб.: 0961313389, если помнишь Гор. ПТУ 74 с 1974 по 1978 г. г., а также свою свадьбу.Лутков Виктор Михайлович, 1959 г. р.
Ответить
15Анатолий18.04.2012 14:55
Уважаемый Виктор Михайлович! Свою свадьбу не помню - её у меня не было!Если есть желание что-то сообщить, пишите, мой электронный адрес: tichorezky42@rambler.ru
Ответить
16Шеклеин Лев03.07.2012 02:29
АНАТОЛИЙ! Вы прямо, как капитан Врунгель. 40 дней от Ньюфаудленда до Риги. Про температуру в пустых трюмах до - 25 просто шедевр. И как Вы по рефотделению метались. Понимаете в работе реф. установки? Заинтересовало про практику на Северодвинске. Хотя на Северном бассейне и даже из выпусника Херсонской мореходки года через 3 смогли бы сделать нормального специалиста. Хотя не факт.
Ответить
17Самохин Игорь профессиональный моряк09.07.2012 19:53
Обращаюсь к Шеклеин Лёве. Как мало Вы знаете морскую специфику. В то время на флоте были иностранные транспортные рефрижераторы, которые имели скорость 17 узлов. Рейс был всего 30 суток до п. Мурманск. Перед погрузкой рыбы в трюма, в них создавалась температура от -18 градусов до -25 градусов. И бегать по рефотделению не надо, так как в подчинении у главного механика был старший реф. механик и три реф. машиниста. Все судовые механики, согласно кодекса торгового мореплавания, набирают плавценз минимум 5 лет и только тогда получают возможность занимать должность старшего механика. Кто Врунгель - надо посмотреть?
Ответить
18Дюк18.07.2012 00:57
Анатолий, извини, что вмешиваюсь. Но шо этому "Левику "нужно от тебя? Так и не понял! Типа -"сам бы писал, та не знаю с чего начать"? Игорь! Гран мерси за науку, которую ты преподал "Льву". Какой он нахрен "лев", так - шавка из под ворот. Искатель блох. Но таких жизнь проучит по всем правилам, запущенный им бумеранг возвратится. Левик, запомни это правило бумеранга, твое "ге" тебе же и прибудет. Оно тебе надо? Пишет моряк, народ читает и народу нравится. И шо б ты понимал в морском деле, судя по твоим комментам - ничего! Анатолий, я тебя прошу: "не мечи бисер перед "левиками"". Делаешь правильное дело, пишешь для таких, как ты, морских и духом и телом мужиков, они тебя понимают и "одобрям". Ок! Одесса за тебя порвет любого!
Ответить
19Акулов Анатолий28.07.2012 10:15
Уважаемые читатели! Конечно мы не летали на крыльях, да и за Голубую ленту Атлантики не боролись, а шли как могли, и как получилось. Да и собственно, кому это так интересно, за сколько дней мы пересекли Атлантику, рассказ не об этом! А вот то, что мне пришлось бегать по рефмашине - так, что же тут странного? На торговых судах, где мне пришлось работать до этого судна, нет рефмехаников и за рефустановку отвечает стармех, а до этого мне пришлось поработать 10 лет на рефрижераторном транспорте "Ботнический залив" и странно было бы, чтобы я не понимал чего-то в работе рефустановки, это такое "сложное" оборудование, что дизельному механику в этом трудно разобраться?
Ответить
20Калина10.09.2012 16:53
Толя!Те, кто мало понимает стихию моря, это не твои читатели. Пиши для тех, кому это дорого и близко, Не бросай весла. У тебя это получается красиво. Стихи для тебя и таких как ты, проживших жизнь с морем."РАЗГОВОР С МОРЕМ" «Привет тебе, седое море!Я вновь пришёл тебе сказать, Как много ты приносишь горя, Не в силах нрав свой обуздать. Опять кипишь ты бурной страстью. Тебе людского не понять, – Приятно упиваться властью И в гневе дикость проявлять.Скажи мне море откровенно, Быть может, не совсем я прав, Какая воля вдруг надменноСудьбы меняет нрав? И в нашей жизни, как и в море, Бывает, так вдруг заштормит, Что люди тонут в злобной ссоре, И, как от качки, всех тошнит» И море, поднимая волны, Обрушилось к моим ногам.И в шуме я услышал: «Полно!.Мы все покорные Богам! Я с древних лет по воле Божьей Бегу всё время к берегам, Когда хотелось бы мне тоже Подняться ближе к небесам.Но не достать до звёзд высоких, Не восхитить их чистый взгляд, Не рассказать им дум глубоких, Чтобы печаль свою унять. Мы все подвластны внешним силам. Будь стойким, не держи обид. Нельзя безвольным быть и хилым. И пусть Господь тебя хранит.Не всем дано умножить силы, Но будь же крепок духом ты.Ты слышишь, ветры как завыли?Но ты не оставляй мечты! Чтоб управлять своей судьбою, На волнах жизни будь же смелым! Кто бросит вёсла над волною, Тот и потонет первым!
Ответить
21Акулов Анатолий22.09.2012 09:23
Уважаемая Калина! Спасибо за поддержку и такие проникновенные стихи о море!Хорошо, что на нашей прекрасной Земле есть люди понимающие и проникнутые любовью к людям морской, нелёгкой профессии!
Ответить
22Владимир30.09.2012 22:46
Слышь, маслопуп! Тебя юнгой брать нельзя. Лезешь в писатели, а не знаешь что красный бортовой огонь на левом борту. Да и не пиши. Не твое.
Ответить
23Акулов Анатолий01.10.2012 08:59
Замечание по делу. Действительно, правый огонь располагается на левом борту, механическая ошибка механика! Обязательно исправлю, а в юнги меня брать уже поздно.
Ответить
24Анатолий Гребенченко03.10.2012 21:11
Для Владимира, ком. 22 от 2012, в 09:30. Существует не очень большая группа людей, которая в манере выражать свои мысли, попытке прокомментировать события соблюдая определенный такт, продолжают оставаться на уровне мышления юного курсанта первого курса мореходного училища. С поседевшими висками, но навсегда присущим юношеским максимализмом бравируют морским сленгом типа "рогатые", "масло-пупы" и т. д. Данный рассказ не технический разбор аварии, где важно точно указать расположение бортовых отличительных огней (хотя желательно). Смысл комментария состоит в том, чтобы напрячь мозги (если еще не высохли) и написать свое отношение художественной, документальной, морской и другим вероятным составляющим описанным в произведении непрофессионального писателя-моряка. Лично я неоднократно бывал в подобных рейсах практически в тех же портах. Описано все реально, ну а без собирательных реалий и художественной обработки будет не очень интересно. Спасибо, Анатолий. Капитан дальнего плавания с пятидесятилетним стажем судоводителя - Гребенченко Анатолий.
Ответить
25Анатолий Акулов03.10.2012 22:23
Уважаемый Анатолий! Года проходят, мы становимся старее и мудрее. На это обидное обращение к моряку, которому уже 70 лет можно было бы ответить и покруче. Но, слава богу, ещё не перевелись порядочные моряки-судоводители, которых тоже коробит такое неуважительное обращение к своему коллеге по работе в море. Спасибо, уважаемый коллега, капитан дальнего плавания от старшего механика первого разряда. На такое оскорбительное обращение могли бы отреагировать и читающие рассказ механики, но видно они ещё его не читали. За комментарий тоже благодарю, всё же написан рассказ не профессиональным писателем, а просто наблюдательным человеком, которому хотелось донести виденное другим людям. Здоровья тебе, капитан и удачи!
Ответить
26Шторм09.01.2013 03:07
Есть такая категория людей - речники, все описанное очень знакомо так как судно находится в плавании и на нем все системы, механизмы и экипаж, должны работать. У нас ремонт судовых дизелей происходит в условиях максимально приближенных к боевым, но вместе одно делаем дело, а так интересно было почитать хотя и у нас можно написать интересно про наши порты, рейсы и шашлыки после бани.
Ответить
27Анатолий Акулов09.01.2013 12:24
Уважаемый Шторм! Спасибо за комментарий! С речниками приходилось тоже много работать! Прекрасные специалисты и моряки! А механикам везде тяжело работать, что в море, что на реке. Наша работа не видна, только мы знаем чего она стоит. Хороших вам рейсов и шашлыков!
Ответить
28Владимир15.01.2013 13:24
Уважаемый Анатолий! Спасибо за рассказ. С окончания мореходки ничего не читаю про море, т. к. нахожусь в нем по полгода, ежегодно. Но ваш рассказ почему то взялся читать. Легко, понятно, доступно, просто отдохнул. Не обижайтесь на недорослей, пишите, многим приятно вновь пережить то о чем вы пишите. За неточности не переживаете. Бывалые поймут, а молодежь все равно не оценит. Удачи!
Ответить
29Анатолий Акулов15.01.2013 14:23
Уважаемый, Владимир! Спасибо за комментарий! Когда получаешь такие оценки от своих коллег по работе, то понимаешь, что твой труд не напрасен и востребован! Я знаю, что такое полгода в море и нет тяжелее нашей морской работы, потому, что ты оторван от Земли, семьи, детей.Ты наедине с морской стихией, с трудностями и только твоя сила воли, знаний и умения выживать в море позволяют всё преодолеть и вернуться к родным берегам! Удачи и семь футов под килём. С искренним уважением, Анатолий.
Ответить
30Адмирал13.03.2013 19:03
Владимир правильно заметил про огни, Анатолий в профессиональные моряки метит, удивляет, что причиной падения температуры в трюмах был не ЛОМ, или не Мастер? На контрактах всегда мало времени для принятия хозяйства, а также принятия грамотных и правильных профессиональных решений. Бразилия это отдельный разговор описано не плохо. С выпускниками Херсонского встречался. Спецы неплохие.
Ответить
31Леонид Воронов27.11.2013 18:20
Уважаемый Анатолий! Случайно наткнулся на Ваш замечательный рассказ, и как будто снова побывал в рейсе. Это, как бывший специалист, а как коллега по перу могу Вас заверить, что Ваши произведения заслуживают гораздо более широкой аудитории. Вы пишете на уровне Станюковича, только в современном варианте. Мне понравился Ваш легкий ненавязчивый стиль, сочный и выразительный язык, уместное употребление морских терминов. Рекомендую Вам сайты "Литсовет", "Самиздат" и другие, где читателей больше. Удачи Вам! Леонид.
Ответить
32Анатолий Акулов27.11.2013 18:49
Уважаемый Леонид! С удовольствием отвечаю на грамотные комментарии, а если пишет моряк - это вдвойне приятно!Спасибо за оценку моего труда, так как такие отзывы дают силы и желание для продолжения освещать близкие мне темы. Естественно, пишут и недоброжелатели и озлобленные или просто неудачники, но теперь я уже к этому готов, а первое время было больно читать и хотелось всё бросить!Относительно аудитории - Вы, конечно, правы, хочется представить свои рассказы более массовому читателю. Буду пробовать печататься там, если получится! С уважением, здоровья Вам и творческих удач! Где Вы печатаетесь?
Ответить

Добавить комментарий

96026 69905 23633