Прощай, «Надежда»!

01.01.2012 14:123244

КОНТЕЙНЕРОВОЗ «НАДЕЖДА»

Закончился отпуск, и в июле 2002 года меня в третий раз направили работать на контейнеровоз «Надежда». Теперь у меня будет другой капитан, который должен ждать меня в Варшаве, куда он прилетел из другого города, с Украины.

Мой самолёт летел из Таллинна до Варшавы, а потом рейсом на Брюссель, откуда нас автомобилем должны были отвезти в Антверпен. Так всё и случилось, мы прибыли в Бельгию, в порт Антверпен, где и стояла наша «Надежда».

К кораблю можно относиться по-разному, но когда ты вместе с ним пережил бури, шторма и радости солнечных дней, ласки лазурных волн и необыкновенную голубизну чистого неба над мачтами - тогда корабль становится твоим другом, твоей Надеждой!

Вот таким другом и надеждой стал для меня контейнеровоз «Hope»! Меня это радовало, так как за то время, что я там проработал, мы как-то пришлись друг другу ко двору, как говорят, и я хотел поскорее снова ступить ногой на его палубу, увидеть новые страны и получить новые впечатления.

Итак, 17 июля 2002 года, начался мой третий контракт на «Надежде». После проверки всей документации, машинных журналов, компьютерных данных, мы подписали со сдающим дела старшим механиком акты о сдаче-передаче дел. Стармех и прежний капитан улетели в 12 часов дня.

Всё-таки приятно было вернуться в «родные пенаты» и снова ощущать себя одним целым с этим железом, двигателями, механизмами, как бы чувствовать, что они тебя тоже ждали, надеялись, что ты к ним вернёшься! Это, такое непривычное чувство, знакомо каждому контрактнику, кто давно работает в иностранном флоте!

У нас на судне находились представители по ремонту турбины Главного двигателя. Турбина была разобрана, очищена от отложений сажи, заменены подшипники и после сборки турбины нам должны были предъявить её в работе. Запустили главный двигатель, раскрутили до положенных максимальных оборотов. Замечаний не обнаружили, двигатель остановили, и я подписал гарантийные документы на осмотр и ремонт турбины.

КАРТА НОРМАНДИИ

На следующий день продолжалась погрузка судна, но после обеда вдруг появились таможенные власти, и потребовали выгрузить из трюмов всё, что туда загрузили.

За всё время работы по контрактам такой инцидент был для меня впервые, но таможня - это таможня, необходимо выполнять её требования.

Два дня продолжалась выгрузка и последующая загрузка трюмов, после чего был ещё дополнительный таможенный досмотр, и только потом нам дали добро на выход из порта.

Вышли из порта Антверпен, прошли несколько шлюзов, затем каналом вышли в пролив Ла-Манш, а через несколько часов мы взяли лоцмана и вощли в шлюз, чтобы идти каналом в порт Кан, Франция.

Кан (Caen) - административный центр Нижней Нормандии и столица Кальвадоса. Этот город, расположенный в 12 км от моря, интересен своей историей, и удивительной архитектурой. Центральный район Нормандии, утопающий в зелёных лугах и яблоневых садах. Именно в этом департаменте производится всемирно известный яблочный коньяк, носящий имя Кальвадос, по имени департамента.

Герцог Нормандии, Вильгельм I Завоеватель, в 11 веке принял решение о строительстве в Кане огромного замка, в котором жил сам и его супруга Матильда. Они потом и были захоронены в Мужском и Женском монастыре при замке.

История Кана богата событиями, но самые яркие её страницы, без сомнения связаны с Вильгельмом Завоевателем, могущественным герцогом Нормандским, впоследствии королём Англии. Отсюда, из Кана, воинственный герцог отправился на завоевание Англии в плавание через пролив Ла-Манш. Англосаксы оказали ожесточённое сопротивление и согласно легенде, среди норманнов, штурмовавших расположенный на холме укреплённый лагерь противника, распространился слух о гибели их герцога, и они дрогнули. Тогда Вильгельм убрал с изрезанного шрамами лица шлем, и романское воинство, узнав своего вождя, бросилось в последнюю схватку. В память об этой победе Вильгельм получил своё историческое прозвище - Завоеватель.

Некоторые суеверные обитатели окрестностей Гастингса уверяют, что и поныне после дождя на месте битвы появляются кровавые пятна.

ЗАМОК ВИЛЬГЕЛЬМА ЗАВОЕВАТЕЛЯ

Вильгельм сумел захватить английские земли, в том числе и Лондон, стал королём этой страны, войдя в историю под именем Вильгельма Завоевателя.

Воцарение Вильгельма имело огромные последствия для развития Англии. Он основал единое Английское королевство, утвердил законоположения и систему управления им, создал армию и флот, провёл первую земельную перепись, начал строить каменные крепости (Тауэр). Английский язык обогатился многими сотнями французских слов, однако ещё 3 столетия считался «простонародным наречием» и среди знати не употреблялся.

Дело в том, что важнейшие исторические события происходили на этой земле не только во времена средневековья. В 1944 году во время 2-й Мировой войны, именно сюда, на берег Ла-Манша, на нормандские пляжи, высаживались союзные войска.

С открытием «второго фронта» началось масштабное и быстрое освобождение стран Западной Европы от гитлеровских оккупантов.

Нас с капитаном и старпомом, представитель фирмы, груз которой мы будем доставлять в следующий порт Алжира, решил пригласить в ресторан и мы вечером поехали в город.

Времени на променад по улицам города у нас не было, но город сразу же покорил нас своей нетронутой нормандской красотой, хотя очень пострадал во время немецких бомбардировок, но был любовно и тщательно восстановлен.

Дорога проходит вдоль канала, довольно узкого, вокруг холмистая местность, красивые дома, старинной постройки, увитые зеленью и цветами. Приехали в центр, остановились у небольшой бухточки, где стоят сотни яхт, моторных лодок и один старинный парусник, под парусами, на ходу. Вся площадь утопает в цветах, и на улицах очень много туристов, со всех сторон слышна разноязыкая речь.

Нас пригласили поужинать в один из местных ресторанов и пообещали нам, что ужин будет во французском стиле.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА КАН

Мне, уже ранее побывавшему во многих городах Франции, прожившему во Франции в общей сложности не менее года, было интересно ещё раз вкусить все прелести прекрасной французской кухни и необыкновенно утончённого французского гостеприимства.

Наши знакомые привели нас в один из старинных нормандских домов, нижний этаж которого был оборудован под ресторан, который назывался «Charlotte».

Нас было трое и два француза - мы все уместились в одном из уютных уголков ресторана, больше похожего на благоустроенную квартиру французской семьи, дубовые панели, цветная мозаика на стёклах витрин, низко опущенные светильники, горящие свечи.

Принесли плетеное блюдо с французскими багетами, длинными белыми булками, ароматными, с хрустящей корочкой. На втором фаянсовом блюде были нарезаны сыры, кусочками. Все знают, что во Франции сыров больше, чем дней в году, но я не буду перечислять их названия, (я их и не знал), но с тёплой булкой всё это вмиг «улетело»…
Были предложены карты вин, названия которых нам тоже ничего не говорили.

С красными французскими винами я был немного знаком, а вот одним из моих открытий стало белое сухое Chablis - соломенного цвета, с еле уловимым зеленоватым оттенком, и в этом случае «сухое» вовсе не синоним «кислое».
Затем следовали морепродукты - это конечно сырые устрицы, пересыпанные кусочками льда и переложенные четвертинками лимонов.

БЛЮДО С УСТРИЦАМИ

Если быть честным, то после устриц, нам уже откровенно ничего не хотелось есть, но мы забыли, что нас угощали французы, и когда нам принесли меню, чтобы выбрать какое-нибудь горячее блюдо, мы были в определённой растерянности.

Наши друзья посоветовали нам не зацикливаться на традиционном куске мяса с кровью, а заказать жаркое из кролика, что мы и сделали. Это было правильное решение.

Сначала нам принесли горячие квадратные, большие фаянсовые тарелки, а потом в нержавеющей большой кастрюльке, пышущей жаром, нам принесли кусочки кролика, который благоухал всеми знакомыми и незнакомыми запахами, от которых аппетит взлетел на недосягаемую высоту, и мы с нетерпением выкладывали эти кусочки на свои тарелки. Кусочки плавали в соусе из грибов, мелких луковиц, каких-то трав и издавали неповторимый запах.

Как возможно было после такого ужина быстро покинуть такое гостеприимное заведение, мы не представляли, поэтому задержались здесь до полуночи и не пожалели об этом.

Прекрасная страна Франция, и она всегда найдёт место в моём сердце.

КАРТА АЛЖИРА

СЕВЕРНАЯ АФРИКА. АЛЖИР. СКИГДА.

На следующий день мы попрощались с гостеприимной землёй Франции, прошли канал, вошли в Ла-Манш и взяли курс на Бискайский залив, пролив Гибралтар.

Был июль месяц, и проливы, и обычно беспокойный Бискайский залив, были на редкость гостеприимны и мы без особых проблем пришли в порт Алжир.

Алжир - государство, одно из самых уникальных, интересных и закрытых как на Африканском континенте, так и во всём мире.

Слово «алжир» значит «острова», 80% страны занимает её величество пустыня Сахара.

В 16-17 веках Алжир был страной корсаров (пиратов), самый известный из которых Барбаросса, был правителем Алжира. Коренные жители Алжира - народы, говорящие на берберских наречиях, а арабы - всего лишь завоеватели.
Разгрузка контейнеров в Алжире заняла трое суток, и всё это время нас сопровождала африканская июльская жара, ветры приносили песок из пустыни Сахара, и в воздухе постоянно висела взвесь из мелкого-мелкого песка.

ПЕСКИ САХАРЫ

Но, на наше счастье, в порту Алжир мы не задержались, и остатки груза выгружали в другом алжирском порту Скикда.

Скикда - город и порт на северо-востоке Алжира, небольшой портовый городок, который раньше назывался Филипвиль. Город основан финикийцами, потом был разрушен варварами. Современный город был построен на руинах древнего города французами, которые вошли сюда в 1838 году и использовали эту местность, как опорную базу для борьбы с местными племенами.

Во время Алжирской войны Скикда стала местом бойни, где французы уничтожили сотни местных жителей, а европейцы подверглись нападению со стороны местного населения.

После провозглашения независимости здесь образовалось нефтеперерабатывающие и химические предприятия, деятельность морского порта, рыболовство.

Рядом с портом, на расстоянии сотен метров уже простирались пески Сахары, и сколько глаз мог видеть, виднелись песчаные барханы и горы, красного цвета на изломе.

Для человека, никогда не видевшего подобное - эта картина была несколько непривычна, но завораживающая и несколько тревожная.

Но я уверен, что никто из нас не захотел бы оказаться среди этих очаровательных жёлтых песчаных дюн, под палящим африканским солнцем, среди верблюдов, в окружении народа, не питающего к нам особого расположения, и не идентичного нам ни по цвету кожи, ни по религии, ни по традициям.

ПОРТУГАЛЬСКИЕ МОРСКИЕ БЕРЕГА

ПОРТУГАЛИЯ. ПОРТУ. ЛИССАБОН.

Сегодня, 6 августа, на переходе из Скикды в Португалию, мы получили указание от судовладельца, что после посещения портов Порту и Лиссабона, нам предстоит идти потом к берегам Западной Африки, в порты: Луанда, Кабинда, Лобиту.

Португалия на географической карте - всего лишь узкая полоска на юго-западе Пиренейского полуострова, которая на севере и востоке граничит с Испанией, а с запада и юга омывается Атлантическим океаном. Но, несмотря на это, Португалия - одна из старейших стран Европы с богатой историей, великолепными пляжами Атлантического океана, нетронутые ландшафты, поражающие удивительным разнообразием, с величественными памятниками прошлого, свидетелями восьмивековой истории страны.

Особая привлекательность страны состоит в том, что являясь частью современной Европы, Португалия сохранила на своей территории сельские районы, где время остановило свой бег, и где до сих пор процветают древние традиции.

У португальцев особые, близкие отношения с морем: на протяжении столетий знаменитые мореплаватели прокладывали пути, исследуя Африку, Южную и Северную Америку, и устанавливали морскую торговую связь с Востоком.

Легенда гласит, что когда в I веке н. э. Юлий Цезарь прибыл в Португалию, он обнаружил прекрасную страну с благодатным климатом и удивительно красивой природой, жители этих мест были свободолюбивыми, своенравными и непокорными.

Португальцы не только очень импульсивны, но и консервативны, им трудно меняться, но они очень романтичны, умеют расположить к себе, и очень любят свою семью и друзей. Португальцы очень гордятся своей страной и своим народом, кроме того, они хорошо знают и чтут историю своей страны. Не стоит забывать, что это родина Васко да Гамы и Генриха Мореплавателя, чьи исследования помогли открыть мыс Доброй Надежды, обнаружить морской путь на Восток и колонизировать обширные территории в Южной Америке, Азии и Африке.

Португалия - это богатейшая культура, страна, которая пережила разные эпохи: период, когда она была великой морской державой и время экономического упадка, страна контрастов и противоречий. Здесь рядом существует богатство и аскетическая бедность, новые роскошные особняки - с уютными, но ветхими старинными домами.

Пейзажи Португалии - это пышные зелёные долины и живописные горные хребты.

Португальцы - удивительно гостеприимные, яркие и жизнерадостные люди.

БАКАЛАО

Мы зашли в порт Порту - очень знакомый мне порт, о котором я рассказывал в предыдущем рассказе. Здесь мы должны были загрузить часть груза, а остальную часть груза будут грузить нам в Лиссабоне. Порту - второй по численности населения город Португалии и это была бывшая столица страны.

В предыдущем рассказе я довольно подробно рассказывал об этом удивительном городе, но прекрасное никогда не надоедает, да и Порту был всегда удивительно хорош. В этом рассказе мне хочется немного рассказать о любви португальцев к рыбе треске, да, именно к треске.

В далёкие 60-е годы я работал в рыболовном флоте республики Куба, и мы ходили в пролив Лабрадора, где ловили треску. Треску разделывали на филе, солили и складывали в большие бочки. По возвращению в Гавану, этот груз был полностью продан Португалии. Я ещё тогда удивлялся, ну зачем португальцам эта солёная треска, когда вокруг в океане, столько прекрасной рыбы? Оказывается, я тогда ошибался, она была нужна португальцам, и они всегда были к ней неравнодушны.

Морское положение Португалии не означает, что кухня португальцев состоит исключительно из даров Нептуна.
Конечно, в рыбных магазинах продаются все мыслимые дары моря, и притом лучшего качества: рыба-меч, дорада, тунец, угорь, кальмары, осьминоги, креветки…

Но вяленая треска является главным блюдом португальской кухни.

Морякам Васко да Гамы, Бартоломеу Диашу, Афонсу де Альбукерке было жизненно необходимо брать с собой запасы еды, способной надолго сохранить если не вкусовые, то питательные свойства. Сильно просоленная и хорошо высушенная треска подходила для этой цели как нельзя лучше. Её можно было брать с собой в жаркие и влажные широты и несколько месяцев есть, не опасаясь за здоровье, а дальние экспедиции были рассчитаны на долгие месяцы и даже годы автономного плавания.

Португальцы пробовали добиться подобного эффекта от многих пород рыб, но только треска, обнаруженная португальскими рыбаками в районе Лабрадора, (канадский полуостров назван по имени португальского мореплавателя Жоау Лаврадора), оказалась пригодной для долгих путешествий.

Постепенно, вяленая треска начала завоёвывать место и на столах сухопутных португальцев, став традиционным и любимым блюдом. Каждая хозяйка должна была уметь готовить не менее сотни блюд из сушёной трески.

Португальцы говорят, что рецептов любимого национального блюда столько, что бакалао можно готовить каждый день в течение целого года, ни разу не повторившись.

Нет такого способа приготовления пищи, который бы не испробовали на треске португальцы. Её жарят на сковородке и на гриле, пекут на углях, тушат в духовке, варят в кастрюле с добавлением всевозможных приправ, запекают в слоёном тесте, делают начинкой в пирожках. Сыр, портвейн, пиво, травы, омары - всё идёт в ход, чтобы сделать блюдо вкусным, необычным и запоминающимся.

Редкий стол в рождественскую или пасхальную ночь обходится без бакалао!

МОНУМЕНТ ПОРТУГАЛЬСКИМ МОРЕПЛАВАТЕЛЯМ

После грузовых операций в Порту, мы взяли курс на Лиссабон, где была окончательная загрузка судна и последующий переход к берегам Западной Африки.

Когда подошли к порту Лиссабон, то на лоцманской станции взяли лоцмана и зашли в реку Тежу, широкую и полноводную.
С одного берега на другой перекинут огромный мост. С правой стороны, по ходу судна, на берегу установлена статуя Иисусу Христосу с крестом, такая же, как и в Рио де Жанейро, а слева, по ходу судна, установлен каменный монумент, большая каменная каравелла, на бортах которой выстроились все великие мореходы Португалии.

Впереди, на носу, Генрих Мореплаватель, великий инфант Энрике, ведущий эту команду избранных вперёд, к горизонту, к новым землям, сквозь века и океаны.

Прошли под мостом и с помощью портовых буксиров пришвартовались у причала.

Лиссабон - последний порт в Европе, где наша «Надежда» должна была окончательно загрузиться, а потом взять курс на Западную Африку.

Вот сколько раз был в Лиссабоне, осматривал многие памятники выдающимся деятелям Португалии, но почему-то забывал о великом португальском мореплавателе - Магеллане.

Ведь прекрасно помню, как великолепно описал это плавание Стефан Цвейг, я восхищался мужеством, стойкостью и человеческими качествами этого отважного морехода и воина. Для моряков, кому это интересно, напомню некоторые факты.

ПАМЯТНИК МАГЕЛЛАНУ

Магеллан Фернан - был португальским мореплавателем и воином, совершившим первое кругосветное путешествие. Он находился на службе у португальского короля, но из-за интриг был вынужден покинуть Португалию и предложить свои услуги Испании, где ему не отказали и снарядили экспедицию из нескольких кораблей.

20 сентября 1519 года флотилия начала свой путь, переход через Атлантику и в конце ноября подошли к берегам Южной Америки и двинулись на юг вдоль берега.

Между тем в Южном полушарии надвигалась зима, и флотилия остановилась на несколько месяцев на зимовку. Я не буду рассказывать о мятеже на кораблях флотилии, о том, как преодолевая невыносимые трудности, флотилия всё же нашла пролив и вышла в океан, который впоследствии был назван Тихим. Его назвали Тихим, так как экспедиция прошла через него, не испытав ни единой бури.

В апреле флотилия подошла к Филиппинским островам. Заветная цель - Молуккские острова, где собирались загрузиться пряностями, была уже близка, но тут Магеллан, завязавший дружбу с одним из местных правителей-раджей, вмешался в междоусобную войну и 27 апреля 1521 года погиб в нелепой стычке с туземцами, находясь на пороге осуществления мечты своей жизни. Молуккские острова были достигнуты оставшимися членами экипажа к концу 1521 года. Здесь они накупили задёшево вожделённые пряности. Обратное путешествие также было очень трудным. Часть экипажа одного из кораблей погибла в плавании, часть попала в плен к португальцам и почти полностью погибла в тюрьме. Только один корабль из прежней крупной флотилии 6 сентября 1522 года бросил якорь в Испании. Первое в истории кругосветное путешествие завершилось.

Магеллану, несмотря на то, что он оказал услуги Испании, родина поставила памятник, уважая его заслуги в мореплавании.

Мы долго стояли у этого памятника, отдавая должное великому воину и моряку!

Я может, и часто в своих рассказах, обращаюсь к историческим личностям, памятным датам, непосредственно связанным с ними. Но как же иначе, как можно понять страну, город, любое географическое место на нашей прекрасной планете, если не рассказать о них - первопроходцах, первооткрывателях, многие из которых положили свои жизни на алтарь открытий. Слава, вечная слава и память этим людям!

Наша погрузка в Лиссабоне продолжалась не больше суток, и окончательно закончив грузовые операции, мы отошли от причалов Лиссабона и взяли курс на Западную Африку.

ГИБРАЛТАРСКАЯ СКАЛА

КОНГО. ПУЭНТ-НУАР

По маршруту, который был проложен нашими штурманами, нам необходимо было зайти в порт Гибралтар. В этом порту нам предстояло забункероваться, получить 200 тонн дизельного топлива и двигаться дальше к берегам республики Конго, в Пуэнт-Нуар.

Ранним утром пришвартовались в порту Гибралтара, с правого борта причалили баржа с топливом, приняли все меры по обеспечению безопасности приёмки топлива и предотвращения разлива.

Мне всегда эта операция по приёмке топлива была невыносимо тревожна, и я носился от одной замерной точки до другой, лично проверяя прибытие топлива и сверяя замеры с «кривыми» на чертежах, указывающих предельные значения замеров. Многие старшие механики имели очень крупные неприятности во время этих приёмок, многие были оштрафованы на крупные суммы, а некоторые лишились своих морских дипломов и не имели потом возможности восстановиться во флоте.

У меня, за время работы в иностранном флоте, тоже был пролив мазута в южно-африканском порту Дурбан, но судьба в этот момент повернулась ко мне лицом, и я не имел после этого инцидента крупных неприятностей, но, «зарубка» на сердце, видно осталась. Мне так не хотелось под занавес моей работы на этом судне иметь неприятности по разливу топлива в порту Гибралтар.

Несколько часов мы простояли в порту, забункеровали 200 тонн дизельного топлива, получили материально-техническое снабжение, продукты, минеральную воду и пресную воду для питья и мытья в танки пресной воды.

Погода стояла великолепная, мимо нас проносились прогулочные катера, моторные яхты, на палубах которых нежились богатые мужчины и прекрасные дамы.

У нас с ними разные пути, но мы любезно приветствуем, друг друга, хотя вряд ли когда-нибудь пересекутся наши маршруты!

КАРТА ГАБОНА

Мы на переходе, и всей командой обсуждается последняя новость, поступившая от владельцев судна.

Нам сообщали, что менеджмент судна, который осуществляли англичане, теперь передан другой компании, бельгийцам. Это означало, что будет частичная или полная замена экипажа. Мы отработали половину срока контракта, и по условиям заключённого контракта между нами и прежним менеджментом, они могут нас снять с судна, но обязаны заплатить всю причитающуюся нам сумму за полный контракт.

Если нас спишут, то мы получим полную зарплату за остающиеся два месяца.

В принципе, никто из нас не изъявил желания остаться на судне до конца контракта, с новым экипажем, в том числе и я - мне было жалко покидать полюбившейся мне корабль, но не хотелось работать с новыми членами экипажа, которые должны были нас сменить в Пуэнт-Нуаре. Переход к берегам Габона занял 10 суток и вот уже на календаре 23 августа. Нас остановили у берегов африканского государства Габон, и мы бросили якорь на рейде порта Порт-Жантиль.

Крупный порт находится на крайнем западе Габона, на побережье Атлантического океана, второй по величине город Габона, а сам город лежит на острове в дельте реки Огове.

Нам приказали стоять на рейде габонского порта и ждать дальнейших указаний.

Появилась информация, что наш груз, который мы везём в Анголу, не оплачен фрахтователем, поэтому судовладелец ожидает, когда будут проплачены счета за перевоз груза, а потом мы получим указание - куда дальше двигаться.
Ситуация сложилась довольно странная, но нам было уже всё равно. Мы продолжали стоять на якоре, работ никаких не производили, у всех было чемоданное настроение.

Был август месяц, но на экваторе это не имело никакого значения, и мы находились всего лишь в 80 километрах южнее экватора. Не чувствовалось зноя, на горизонте была лёгкая дымка, через которую словно призраки летучего голландца вырисовывались мачты проходящих кораблей или силуэты местных рыбачков, которые возвращались домой после ночной или дневной рыбалки в море. Они проходили мимо нас, изредка задерживаясь, подходили к борту, начинался торг, и мы часто меняли у них на сигареты или солярку свежевыловленную рыбу. Наш повар был вне себя от радости - свежая рыба разнообразила наше питание, а настроение команды так зависело от этой прибавки!

Наконец, 27 августа пришло указание от судовладельца следовать в Пуэнт - Нуар, там будет происходить смена экипажа. Мне и капитану настроение испортили, так как мы оставались на борту судна и должны были принять новых членов экипажа, научить их управлять кораблём. Они должны были дублироваться у нас и только после того, как мы сообщим судовладельцу, что дублёры могут оставаться и работать самостоятельно, только тогда мы покинем корабль, и самолётом нас отправят в Таллин.

Карта Конго

Переход из Габона в Пуэнт-Нуар занял у нас трое суток и 31 августа мы зашли в Конго.

Город Пуэнт-Нуар - экономическая столица Конго, главные морские ворота страны, крупнейший порт Центральной Африки и международный аэропорт. Порт играет первостепенную роль в экономике этой страны, как и питающая его железная дорога из Браззавиля с веткой на Габон.

Приехали новые члены экипажа и вместе с ними новый суперинтендант, от бельгийского менеджмента. На борт поднялись портовые власти - чёрные конголезские негры, настолько чёрные, что их лица отливали какой-то синевой.

Нас предупредили, что в Конго обилие весьма опасных для жизни человека насекомых, к ним относятся малярийные комары и муха-цеце.

Раздали какие-то белые таблетки, которые являлись профилактическими таблетками от малярии, но мы не стали их пить, так как нас раньше предупреждали, что они могут здорово повлиять на печень, и лучше воздержаться от их употребления, что мы с капитаном и сделали.

Вновь прибывшие моряки из Украины, решили не рисковать и добросовестно пропили все эти рекомендуемые таблетки.

Было грустно наблюдать, когда наши члены экипажа, передали свои дела, собрали вещи и уехали в аэропорт, оставив нас с капитаном и новым экипажем. Будем жить!

Через сутки, когда закончили частичную выгрузку груза, мы должны были возвратиться в Порт-Жантиль, в Габон.

Судовладелец так и не дождался от фрахтователя подтверждения на оплату за перевозку груза, и решил груз выгрузить в Габоне, а не везти его в Анголу. Какие там будут проблемы, нас уже мало интересовало, и мы считали дни до прихода в Порт-Жантиль, Габон.

Мне пришлось поднапрячься, и все эти дни перехода назад, в Габон были бессонными и тревожными, потому, что по любой мелочи в обслуживании механизмов, систем, автоматики, сигнализации, закачек топлива, перекачек жидких грузов, балласта - все обращались ко мне. Отказать я не мог, да и не имел права, люди должны были в короткое время освоить эксплуатацию судна и знать все нюансы отказов, или выхода из строя систем автоматики, в первую очередь.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ НА НАДЕЖДЕ

Но всему приходит конец, и мы дошли до Порта-Жантиль без остановок и отказов в работе систем, механизмов, двигателей и автоматики.

Во и настал наш день прощания с «Надеждой», за нами ночью пришла машина, и нас повезли в местный аэропорт, чтобы самолётом местной авиалинии доставить в столицу Габона - Либревиль.

Когда мы уже отъезжали от борта корабля, как-то болезненно сжалось сердце. Я покидал свою «Надежду», которой отдал часть своей жизни, часть своей души, а она подарила мне возможность встретиться с Миром, с лучшей частью этого Мира, который называется наша Земля! Спасибо тебе, «Надежда»!

Смысл жизни судна - это движение, а каждое судно начинается с имени. Поэтому, когда вспоминаешь, что имя нашего судна было «Надежда», всегда становилось как-то теплее и радостнее на сердце.

У автомобилей, самолётов или ракет нет имён, только клички или номера. В странах, которые мы посещали, бронзовые и каменные монументы мертвы, как бы величественны и прекрасны они не были. Только у кораблей есть имена, только корабли могут быть живыми памятниками с именами любимых женщин, великих мореплавателей, синонимами человеческих характеров и страстей: Надежда, Мечта, Слава, Победа, Удача, Смелость, Бесстрашие.
Много разных имён несли корабли на своих бортах, тем они и запомнились человечеству и поминаемы людьми в своих молитвах господу Богу в церквях или в тесных каютах, где имя господа олицетворяют иконки Николая Чудотворца (как у меня), или других святых.

Многие моряки, работающие по контрактам на иностранных судах, с некоторых пор возят с собой иконки святых, и через этих святых как-бы осуществляют свою связь с Родиной, с семьями, оставшимися далеко за пределами стальных бортов кораблей!

ГОСТИНИЦА «ЛИБРЕВИЛЛЬ»

ЛИБРЕВИЛЛЬ. ГАБОН

Нас привезли на маленький аэродром, и в полной темноте провели к трапу маленького самолёта, на 10-12 пассажиров. Странно было как-то карабкаться по высокому трапу в самолётик, усаживаться в маленькие, узкие кресла, а потом, взревев моторами, самолёт пробежал по еле светящейся бетонной полосе и взмыл в воздух.

Лететь было страшновато, под нами было чёрная мгла, ни одного огонька, и только через час появились первые огни аэродрома в Либервилле, и вскоре, подпрыгнув при посадке, наш самолёт бодро побежал к светящимся огням аэропорта.

Высадились и прошли в зал, где получили свои вещи, сели в поджидавшее нас такси и поехали в гостиницу Либревилль, где нас поместили в шикарные одноместные номера.

Вылет в Париж намечался через день, так, что нас ожидала приятная жизнь в гостинице.

Жизнь в гостинице была прекрасно организована, кухня в ресторане была выше всяких похвал, так, что мне только остаётся рассказать о самом городе Либревилль, и о последних днях, которые мы там прожили.

Либревилль - портовый город и столица Габона. Когда в 1960 году была провозглашена независимость Габона, Либревилль получил статус столицы и на сегодняшний день это один из самых цивилизованных и красивых городов Африки. Некоторые считают, что внешне он чем-то похож на курорт Майами-Бич.

Мне трудно сравнивать этот город с Майами-Бич, но Либревилль на это сравнение явно не тянет по той простой причине, что я был в Америке и мог сравнивать американские приморские города и этот город, в котором нам довелось пожить некоторое время.

Город расположен на западном побережье Африки, на берегу Габонской бухты в окружении густых тропических лесов. Эту бухту называют Габонское речное устье.

В 1846 году бразильский корабль, перевозивший рабов для последующей перепродажи, был захвачен французскими моряками. Рабы были освобождены, и в 1848 году основали здесь город Либревилль, что означает «свободный город».

Либревилль протянулся на 16 км вдоль побережья Габонской бухты.

После того, как нас поселили в гостинице, у нас было достаточно времени, чтобы осмотреть ближайшие районы города и набережную от гостиницы.

ПЛЯЖИ ЛИБРЕВИЛЛЯ

Меня просто поразили местные пляжи. Океан дышал у самых ног, волны ласково и нежно облизывали мелкий песок, очень плотный, по которому можно было ходить в обуви и не проваливаться. Но столько было мусора на песке, каких-то брёвен, огрызков пальм, принесённых волнами неизвестно откуда, бутылок, пластиковых пакетов и всякого мусора, который так неприлично лежал на этом царском песке.

Если бы это всё убрать, то возможно этот пляж и мог бы соперничать с пляжами Майами.

Эти пляжи тянулись на многие километры, и среди пальм, растущих вдоль всего берега, изредка мелькали фигуры местных чернокожих и случайно попавших туда белокожих, типа меня с капитаном. Мы так и не решились искупаться на этом пляже, к сожалению!

Город состоит из центральной части, расположенной на возвышенности на берегу моря, и пригородов. Либревилль окружают рощи кокосовых и масличных пальм, деревьев манго.

Вдоль набережной расположились деловые кварталы, в которых находятся банки, морские агентства, страховые конторы, магазины, отели.

На холмах - виллы богачей и высокопоставленных чиновников.

Мы прошлись в центральную часть города, которая была благоустроена, богата зеленью. Здесь расположены хорошие магазины, гостиницы, рестораны, кинотеатры.

В правительственном квартале находятся дворец президента, Национальное собрание, Дом радио и телевидения, университет, Кафедральный собор.

В верхней части города находятся промышленные предприятия, а предместья застроены домами барачного типа или традиционными хижинами.

Африканское население строит деревянные дома с двускатной крышей из пальмовых ветвей. Стены облицовывают глиной, а вокруг дома устраивается открытая веранда, предохраняющая стены от перегрева. Посетили мы и лучший рынок в регионе - Ле Вилаж де Артисьян. Именно там мы приобрели с капитаном разные местные сувениры.

Город Либревилль - это город, в котором джунгли сочетаются с роскошными ресторанами
и казино, современность с дикой природой.

ЦЕРКОВЬ СЕН-МИШЕЛЬ

Одной из главных достопримечательностей столицы считается церковь Сен-Мишель, славящаяся своей архитектурой и хором, который использует для музыкального сопровождения своих выступлений народные музыкальные инструменты, придающие службам неповторимый национальный колорит.

Вот так мы и прожили в гостинице «Либревилль» целых три дня, так как забастовали французские авиадиспетчеры, и отменили наши рейсы на Париж.

Никогда не думал, что от такой роскошной жизни, какую мы вели в Либревилле, можно устать. Оказалось, что можно. Мы уже не хотели ни роскошных обедов и ужинов, предлагавшимся нам всевозможным кулинарным чудесам габонских поваров.

Мы хотели домой, и только домой, хотели наваристого борща и котлет с жареной картошкой.

На четвёртый день нашего вынужденного безделья в Либревилле, нас отвезли в аэропорт, и мы улетели в Париж. Из Парижа, через пару часов, вылетели самолётом в Таллинн.

Закончилась моя работа на корабле «Надежда» и, к сожалению, больше мы не встретились!

Старший механик контейнеровоза «Надежда»

ЭПИЛОГ.

Проходит время, каждый контракт отнимает много сил и нервов, и если я и рассказываю в своих рассказах о том, что мне пришлось увидеть в иностранных портах, так это просто желание донести людям, которые может быть никогда не увидят этого: как прекрасен мир, в котором мы живём, как много сил и ума потрачено выдающимися людьми на строительство шедевров архитектуры, устройства и озеленения прекрасных городов.

Многие читатели упрекают меня в том, что я мало рассказываю о морском труде, о матросах, мотористах, механиках, штурманах и прочих членах экипажа.

Конечно, есть, что рассказать, но будет ли это интересно читателям, сомневаюсь, так как повседневный труд моряков торгового флота неинтересен, обыденен, скучен, монотонен.

Естественно, случаются разные случаи и в море, но тогда эту тему нужно развивать дальше, придумывать диалоги, обставлять сюжет и добавлять действующих лиц, только экипажи на современных иностранных судах сокращены до минимума.

Каждый нормально мыслящий моряк понимает, что все благополучно или неблагополучно закончившиеся проблемы: поломки, пожары, разливы топлива, обесточки корабля на ходу, внезапные остановки Главных двигателей не проходят для старших механиков так просто.

Всё оставляет свой след: кому на сердце, кому на памяти, кому добавляет седины в волосах, кому морщин на лице, но никогда это не проходит бесследно! Никогда!

Это плата за походы в увольнения, покупки сувениров, дегустации разных сортов пива и прекрасных вин, морских деликатесов, за переживания во время ураганов и штормов, за то, что мы можем увидеть прекрасные города и страны, посещать те места, которые считаются Раем на Земле - всё то, чем тяжела и прекрасна жизнь моряка!

Но всё взаимно в этом мире! Я никогда не пожалел о том, что так всё случилось, и это не мой крест - это моё счастье!

Вот и пишу только о том, что видел сам и, что чувствовал в эти мгновения и моменты! И, как говорил один поэт: «И буду стареть понемногу и, может быть скоро пойму, что только в покорности Богу и кроется вызов ему»…

Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

1Виктор Самохин02.01.2012 01:22
Анатолий! Как всегда повествование на высоте. Особенно тронули последние строки рассказа.Очень жаль, что вы не зашли в Луанду и Лобиту, хотелось бы прочитать твои наблюдения об этих городах, где я провел более года. Дальнейших тебе успехов в твоем нелегком деле.
Ответить
2Игорь Самохин03.01.2012 20:11
Вот в такие моменты прощания со своим судном т/р Иван Айвазовский, где я проработал ровно 15 лет от третьего до главного механика, вспоминаешь всё, что было за это время. А было всё. Я помню случай, когда в порту Абиджан - это Берег Слоновой Кости, я заказал не ту марку топлива. В результате мы простояли ещё лишние двенадцать суток, пока доставили то, что надо. Но зато мы досконально изучили этот город. Для всех было хорошо, а мне и капитану добавило лишней седины. Но всё обошлось благополучно. Анатолий! Продолжай в том же духе развивать тему моря, а ты это можешь.
Ответить

Добавить комментарий

96050 69927 23635