Морской сокол

04.10.2011 16:434024

«FALCON CARRIER» - так назывался балкер, на который компания BGI (Baltic Group International) направила меня работать в октябре 1997 года.

Балкер, это сухогруз, который способен перевозить насыпной груз. Судно стоит в порту и в его открытые трюма могут засыпать сыпучий груз - зерно, цемент, различные удобрения и химикаты, объёмные металлические конструкции, металл, автомобили и много, много всевозможных грузов.

«Falcon» - по-английски называют степного хищника сокола, а в моём рассказе он будет именоваться «Морским соколом».
Балкер стоял в одном из южно-африканских портов, в Дурбане, и туда нужно было добираться самолётами, через ряд иностранных авиапортов.

09 ноября 1997 года меня привезли в Таллиннский аэропорт, откуда мне предстоял перелёт в Стокгольм, Лондон, а потом в Южную Африку, в порт Дурбан. Сел в самолёт, который должен был лететь в Стокгольм, но туман окутал лётное поле плотной завесой, и пришлось ждать более часа, пока разрешили взлет. Меня это очень даже волновало, так как для пересадки на самолёт, летящий в Лондон, оставалось очень мало времени, но я все же надеялся на лучший исход.
Самолёт, наконец, взлетел, но я постоянно следил за временем, так как опоздание не сулило мне ничего хорошего, кроме лишних хлопот.

И вот, когда мы выходили из самолёта, я лихорадочно перекладывал свои посадочные документы и билеты из внутреннего кармана плаща в карман пиджака. Когда вышел в зал, полез за билетами в пиджак, а там пусто, билеты где-то вылетели.

Я бегом возвращаюсь в самолёт, там ничего нет, я бегу назад в зал, по пути ругая себя самыми последними словами - вот тебе большой корабль, вот тебе полёт в Дурбан.

У входа в зал, стоит женщина-информатор и спрашивает меня: «Вы мистер Акулов?». Я стою с белым лицом и лепечу в ответ: «Да, я мистер Акулов». Женщина улыбается и протягивает мне мои билеты на Лондон и Дурбан. Господи, ну, что за наваждение, как и где я мог их потерять? Хватаю билеты, на ходу благодарю женщину за такой подарок и мчусь на посадку, благо, что это рядом, метров 50, не более.

От сердца отлегло, я нервно сжимаю билет, словно мне будет трудно теперь с ним расставаться. Вспомнилось, что перед этим контрактом, у меня было опоздание на самолёт, летящий до Любляны, судьба или второй раз испытывает мои нервы на выдержку, или это просто полоса невезения. Посмотрим…

Самолёт приземлился в Лондоне, аэропорт Хитроу, здесь мне нужно было получить багаж, перерегистрировать билет, и только после этого уходить в зал ожидания. По информации, из Лондона со мной должны были лететь капитан и 4-й механик. Осматривал пассажиров, стараясь угадать среди них русское лицо, и всё же первым подошёл ко мне капитан. Познакомились, он летел из Санкт-Петербурга, с ним был и 4-й механик, бурят по национальности.

Летим на Боинг - 707 до Иоханесбурга, столицы Южно-Африканской республики, кормят хорошо, но всё же 11 часов полёта - это очень утомительно!

Панорама города Дурбан

Прилетели в Иоханесбург, выгрузились из самолёта, а через час полетели снова, на этот раз прямо в порт Дурбан. Прилетели через 1, 5 часа, получили вещи, нас встретил агент и повёз на автомобиле через город Дурбан, в порт, где стоял «Falcon Carrier».

Огромный город, частные дома необычной архитектуры и постройки, а современные постройки - это знакомые высокие коробки.

В центре города много старинных зданий постройки 1800 годов, очень солидных, внушительных, громоздких. На всех площадях установлены великолепные памятники героям этой страны и политическим деятелям.
Очень странно было наблюдать, что здесь левостороннее движение, легковых машин очень много, но так же много и автобусов, двухэтажных и простых, как в Европе.

Третий по величине город ЮАР стоит на побережье Индийского океана и славится своим благодатным климатом, «Золотой милей» пляжей, огромным аквапарком и целым комплексом казино и развлечений, а также самыми» акульими местами», и самыми кочующими дюнами в мире. Это самый крупный портовый город Африки и является родиной воинственных зулусов и Драконовых гор.

Мы подъехали прямо к борту судна и мне помогли занести вещи по трапу члены экипажа, филиппинцы. На первое время, пока я не принял дела, меня поселили в каюте хозяина.

Большой балкер, японской постройки, 170 метров длина судна, 13 000 тонн груза, 21360 тонн дедвейт, Главный двигатель Sulzer - 10 000 э. л. с.

На передачу дел нам дали двое суток, чем нам и пришлось заниматься с прежним старшим механиком, он тоже родом из Питера, как и большая часть комсостава. Машинная команда, комсостав, все славяне, только 4-й механик бурят, а рядовые члены экипажа - филиппинцы, итого 21 человек.

На следующий день были подписаны акты приёма-сдачи дел старших механиков, и в 2 часа дня уехал прежний старший механик, а я теперь остался работать самостоятельно. Собрал своих механиков - 2, 3, 4-й механики, электромеханик - обсудили вопросы: какие проблемы, как будем совместно работать. Механики попросили отпустить их в увольнение, в город, и я их отпустил, хотя не очень хотелось это делать, так как ещё не чувствовал себя уверенно на судне, но не хотелось сразу же портить с ними отношения.

FALCON CARRIER

И вот мне, в наказание за мою «доброту» и беспечность, вечером звонит капитан и сообщает, что пришла баржа с мазутом и необходимо произвести приёмку.

Старшие механики знают, что приёмка любого топлива в порту, дизельного или мазута, всегда сопряжена с опасностью загрязнения акватории порта. Это может быть и перелив топлива в танки, и порыв шланга, и неправильные замеры при приёмке - а в результате: топливо выливается на палубу, а потом за борт. Если не сумеешь судовыми средствами остановить утечку за борт - это такая большая неприятность, что худшего не придумать. Приходят портовые власти, составляется акт, всё фотографируется, фиксируется, и, в зависимости от количества пролитого топлива за борт, устанавливается сумма штрафа. А он немаленький, минимум 5000 долларов за небольшое пятно у борта судна. Но и это не всё, если большой разлив, то виновные могут быть арестованы, лишены морских дипломов и предстать перед судом, а там, как суд решит - или огромный штраф, или отстранение от должности, лишения морских дипломов, или возможная отсидка в тюрьме, в зависимости от законов данной страны.

А у нас произошло следующее. Приемные трубопроводы расположены по обеим бортам судна, так как неизвестно, каким бортом будет судно стоять в порту, а это упрощает приёмку топлива. Мы стояли левым бортом, и подсоединили шланги с топливной баржи соответственно к правому приёмному трубопроводу. Приняли мазут, около 1000 тонн, а в конце приёмки, чтобы в шлангах не оставалось остатков мазута, их продувают воздухом, под определённым давлением. И вот, когда начали продувать шланги, а мы стояли на палубе, на наших глазах, из левого приёмного трубопровода, который был заглушен фланцем, полился мазут…

Мы немедленно известили механиков на барже, чтобы они прекратили продувку, но мазут уже пролился на палубу и зловеще стал расползаться в левых шпигатах. Перед приёмкой все отверстия в шпигатах закрываются особыми пробками или деревянными чопами. Оказалось, что фланец-заглушка на левом трубопроводе не был хорошо обжат болтами, трубопроводы сообщены и, при продувке воздухом выбило прокладку, часть мазута попала в приёмный фланец левого борта, который и был плохо обжат! Вот такая неприятность, от которой можно было ждать очень плохих последствий!

Оказалось ещё, что отверстие шпигата, которое должно быть забито пробкой, не было достаточно уплотнено, и мазут пошёл через неплотности за борт. Спустился по трапу на причал и увидел, что поверхность воды у борта покрыта мазутной плёнкой и грязная вода пошла в корму. Ругаю себя последними словами, первый день работы на судне и так «обделаться»…Ну кто мог подумать, что такое случится, а всё проверить (имея ввиду плохо обжатый фланец), я всё равно бы не смог.

Разбудил капитана, доложил обстановку. Он, конечно, в шоке, так как отвечать за разлив топлива в порту нам придется вместе. Мы, (3-й механик, мотористы), конечно, не сидели, сложа руки: вымыли шваброй с химией борт, убрали подтёки мазута, а в воду за бортом постоянно добавляли химикаты, которые растворяли мазутные пятна. Включили балластный насос и, откачивая воду из балластных танков за борт, отгоняли замазученную воду в корму, а оттуда она течением уходила в акваторию порта.

Мы своего всё же добились. В 6 утра, когда появились первые лучи солнца, у борта судна мазута не было, а мы сидели на причале, уставшие и опустошённые ночной работой.

Я был уже готов ко всему, и к штрафу, и к приезду портовых властей, но видно бог меня миловал, и отвёл от меня все неприятности. Конечно, я молился богу, чтобы пронесло, чуть ли не каждые полчаса, и он услышал меня, и чудо свершилось!

Никаких властей не было, никто не обнаружил замазученную воду в акватории порта, всё закончилось со счастливым концом. Капитан докладывал хозяину о случившемся ещё накануне, вечером, и теперь доложил, что мы избежали неприятностей.

Вот так прошёл мой первый день работы старшим механиком на «Морском соколе»!

Южно-Африканская республика, порт Ричардс-Бей

РИЧАРДС-БЕЙ.

В 8.00 вышли на рейд порта Дурбан, стали на якорь и стали готовиться к переходу в порт Ричардс-Бей.

Переход в этот порт полным ходом может занять около 8 часов, а пока палубная команда зачищает трюма, и готовит судно к переходу.

На балкерах, оснащённых двухтактными главными двигателями большой мощности, мне не приходилось работать.

Техническое обслуживание мощных двухтактных двигателей имеет свои особенности, свои нюансы, но для судовых механиков всё это освоить не представляет особой трудности. Здесь необходимо желание, умение читать документацию на английском языке, а также проводить вовремя все профилактические осмотры и ремонты, которые предусматривает завод-изготовитель.

Механики, которые остались со мной работать, всеми этими навыками и опытом работы на таких двигателях обладали, ну, а мне нужно определённое время, чтобы освоить судовую установку и изучить документацию, судовые журналы эксплуатации двигателей.

Нам сообщили рейсовое задание - мы должны зайти в порт Ричардс-Бей, загрузить там руду из ферросплавов титана, а потом отвезти этот груз в Испанию, порт Альхесирас.

Погрузка лоцмана на борт Морского сокола

Для захода в порт Ричардс-Бей использовали вертолёт, так как погрузить лоцмана на борт судна можно было только таким способом.

Через несколько часов мы пришвартовались в порту, и началась погрузка руды.

Её используют как добавку в плавильных печах, в металлургической промышленности.

Всего будут грузить 10 000 тонн, насыпью, во все четыре трюма.

Грузят специальными ковшами, по 20 тонн, так как руда очень тяжёлая и не всегда выдерживают нагрузки гидравлические трубы, которые обеспечивают работу грузовых палубных лебёдок. Происходят частые остановки погрузки - ремонтируем трубы, меняем участки труб или завариваем свищи на трубах.

Вечерами посещали местный Клуб моряков, а на посещение города просто не оставалось времени, так как много было работ на судне.

Но мы закупили здесь немало сувениров и походили по южно-африканской земле достаточно много.

Старший механик у пульта управления

ЮАР располагает значительными запасами титана: около 40 млн. т в пересчете на диоксид титана, или 12, 4% подтвержденных мировых запасов.

Крупнейшее в мире россыпное месторождение протяженностью 180 км расположено вдоль восточного побережья страны на участке от г. Ричардс-Бей до г. Дурбана.

По объему ежегодного производства титановых концентратов ЮАР занимает второе место в мире (после Австралии): 670-680 тыс. т (в пересчете на диоксид титана).

Неделю мы грузили тяжёлые ферросплавы титана в порту Ричардс-Бей, но всему приходит конец. Пришло время прощаться с гостеприимным портом.

23 ноября 1997 года мы отшвартовались от причала порта Ричардс-Бей и взяли курс на север, на Испанию, порт Альхесирас.

Переход предстоял очень долгий, от южной оконечности Африканского континента и до пролива Гибралтар, где и располагаются металлургические заводы Испании, которые очень остро нуждались в той руде, которую нам нужно было сюда доставить.

20 дней перехода прошли как один день, погода нам благоприятствовала, мы не имели за время перехода ни одной остановки по причине отказа главной силовой установки.

Вид из Алхесираса на Гибралтарскую скалу

ИСПАНИЯ. АЛЬХЕСИРАС.

Альхесирас (Algeciras) - испанский порт на юге Испании, рядом гора Гибралтар и знаменитый Гибралтарский пролив.

Альхесирас - крупнейший порт на юге Испании. Входит в десятку «мировых портов» Евросоюза с грузооборотом более 50 млн. т/год. В структуре грузооборота преобладают контейнерные грузоперевозки. При пропускной способности свыше 3 млн. контейнеров в год занимает первое место в Средиземноморье по объёму контейнерных перевозок.

Площадь, на которой сейчас расположен город, была заселена с доисторических времён.

Здесь были найдены останки, принадлежащие неандертальцу времён палеолита.

Из-за его стратегического положения было много желающих завоевать Альхесирас.

Это и римляне, и мавры, и арабы, и финикийцы. Поэтому Альхесирас и впоследствии всегда был замешан в военных конфликтах.

Город Альхесирас

12 декабря мы зашли в порт Альхесирас. Очень большая, красивая бухта, рядом Гибралтарский пролив, большое количество судов на рейде.

Местность вокруг города - гористая, но горы невысокие, покрытые редким лесом, вдали виднеются зелёные долины.
Испания, зовущая и прекрасная страна Испания!

Климат в Альхесирасе мягкий, летом +30С, но не жарко, рядом океан, а вот зимой +10С.

Мы пришвартовались у причала огромного металлургического завода.

Завод переплавляет металлолом, туда добавляют ферросплавы, которые мы привезли, а потом выходит конечная продукция - стальные листы разной толщины.

Стояли на разгрузке всего двое суток, так, что осмотреться, и ознакомиться с историей города и его достопримечательностями, нехватило времени.

Но зато мы посетили фруктовые и овощные магазины, где отоварились прекрасными и довольно дешёвыми грушами, манго, гранатами.

Вышли из Альхесираса в следующий порт в Европе - Польша, порт Гдыня.

Старший механик на цил. крышках глав. двигателя

ПОЛЬША. ГДЫНЯ.

Переход из Альхесираса в Гдыню был очень трудным. Как только мы прошли Гибралтарский пролив и вошли в Бискайский залив, начался очень сильный шторм, до 10 баллов. Судно пустое, в танках балласт, но это нам мало помогало.

Ветер дул прямо в носовую часть судна, волны достигали высоты пятиэтажного дома, винт судна оголялся и обороты Главного двигателя резко увеличивались до критических, а когда винт погружался в воду, двигатель натужно пытался удерживать минимальные обороты. Я сидел в центральном посту управления судна, и вместе с Главным двигателем то увеличивалась, то уменьшалась частота биения моего сердца.

Мне было действительно страшно, так как несколько раз так забросило на волну, что Главный двигатель почти остановился, но потом передумал, и снова начало биться железное сердце корабля, подарив мне надежду, что всё закончится благополучно. Так оно и случилось, но много, много позже… Через сутки шторм начал терять свою силу, уменьшилась качка и вновь появилась надежда, что жизнь ещё не окончена, что самое лучшее ещё впереди!

В польский порт Гдыня мы зашли, чтобы получить запасные части для компании, которая решила использовать наше судно и забрать их для доставки в порт Антверпен. В Польше мы простояли одни сутки, получая снабжение, а я, со 2-м механиком занимались ревизией Главного двигателя. После штормовых дней и таких максимальных нагрузок на Главный двигатель, решили произвести вскрытие картера двигателя и осмотреть цилиндропоршневую группу. Во время осмотра уплотнений штоков поршней обнаружили, что верхняя уплотнительная крышка сальникового бокса цилиндра №3 имеет трещину, по всей своей поверхности. Для того, чтобы её заменить, нужно было вскрыть цилиндр и вытащить поршень.

Самое неприятное, что у нас не было в запасе такой крышки, а оставлять треснувшую крышку на сальниковом боксе было опасно. Вызвал сварщика, филиппинца, который её осмотрел и сказал, что может её отремонтировать. Деталь была чугунная, и сварщик, электросваркой, применяя электроды по чугуну, крышку проварили так, что она потом простояла весь мой контракт.

Я попробовал заказать в Гдыне такую деталь, но срок поставки был один месяц, и мы отказались от этого заказа. Но поляки, через месяц прислали нам эту деталь в Южную Америку, в Гондурас. Сколько мной было потрачено времени, чтобы доказать, что такого заказа официально не было, был только предварительный разговор, и вернуть эту деталь обратно, так как пересылка стоила дороже самой детали. Поляки рассчитывали всучить деталь, получив деньги и за пересылку, но у них этот случай не прошёл, деталь мы вернули.

Во время ремонта, когда мы стояли в Гдыне, не с самой лучшей стороны проявил себя второй механик, к нему приехала на два дня в порт жена. Естественно, с человеческой стороны, всё понятно, нужно уделять внимание прекрасной половине человечества, но только не в нашем случае, тем более, что он находился с ней в разлуке всего две недели. Главный двигатель находится в заведование второго механика, и мне пришлось во время стоянки заниматься ремонтом вместо него. Но это были ещё цветочки, а потом я уже вкушал и ягодки от его работы и отношения к делу.

Ратуша в Антверпене

БЕЛЬГИЯ. АНТВЕРПЕН.

В бельгийский порт Антверпен мы прибыли из Польши через 5 суток, потому, что снова попали в шторм, баллов 7-8, но не такой страшный, который мы испытали во время перехода в Бискайском заливе.

Антверпен, один из самых больших морских портов в Европе, был третьим по величине портом мира, пока Сингапур, Гонконг, и другие азиатские города постепенно не оттеснили его на сегодняшнее десятое место.
Порт находится на реке Шельда, которая впадает в море на 60 км ниже Антверпена, вот и пробираются корабли при помощи лоцмана по реке, к причалам порта Антверпен.

Антверпен (Анвер), по-фламандски (Antwerpen), город в Бельгии, самый большой город во Фландрии. Впервые Антверпен был, документально упомянут как город в VII веке.

Таким образом, его история началась задолго до того, как образовалась Бельгия. Антверпен приобрёл всемирную известность за счёт своей алмазной промышленности. По количеству специалистов по обработке алмазов с этим городом не может сравниться ни один другой в мире. Здесь же проводятся важнейшие алмазные ярмарки.

Порт Антверпен раньше я очень часто посещал, работая на других иностранных судах. Когда я работал на советских судах, мы часто посещали этот гостеприимный порт, так как здесь мы могли позволить себе купить подержанные автомобили, которых в этом порту было огромное количество - как на свалках, так и у бывших советских граждан. Они собирали старые автомобили в специальных гаражах и там сбывали их своим прежним соотечественникам по доступным ценам.

В Антверпен приехал суперинтендант компании, которой принадлежал корабль. Высокий, в возрасте 60-62 года, грамотный инженер, довольно хорошо знающий проблемы судна, и проблемы снабжения. Он произвёл инспекцию судна, состояние отчётной документации техническое состояние механизмов и систем в машинном отделении и на палубе. Составили акт технического осмотра. По регистровым документам необходимо было произвести ревизию одного из поршней, произвести обмеры, а по результатам обмеров произвести его замену. Одновременно с ремонтными работами произвели приёмку топлива, смазочного масла, необходимого снабжения.

Продолжался католический праздник Рождества Христова, и начались предновогодние праздники, так как на календаре было 27 декабря. Возможности посетить город в свободное время я не использовал, так как город был мне хорошо знаком, а состояние дел на судне, особенно в машине, внушало мне определённое состояние тревоги. Поэтому я так и не посетил Антверпен в этот мой заход в Бельгию.

Новогодний вечер 31 декабря подкрался как-то незаметно, так как судовые хлопоты не давали особой возможности сосредоточиться на мыслях о приближении Нового года. Как я уже отмечал, второй механик оказался плохим помощником в моих судовых делах. В свободное время, он уделял большое внимание алкоголю, мягко сказано, но самое печальное, что и некоторые члены комсостава - капитан, ст. пом. капитана, подружились именно на этой почве. Я для них был большим раздражителем, так как не вписывался в программу их встреч и посиделок, отсюда и определённая стена непонимания и отчуждения. Но, что делать, принимать условия их дружбы мне не хотелось, я на контрактах не принимал алкоголь. Только в исключительных случаях - на праздниках, днях рождения и то, небольшую дозу, а лучше пару банок пива.

Вот так я встретил Новый год в порту Антверпен, перед телевизором, с пивом, а мой капитан со свитой надрались до посинения.
Через сутки, 2 января 1998 года, подготовили Главный двигатель к выходу из порта и взяли курс на Испанию, порт Бильбао.

Бильбао

ИСПАНИЯ. БИЛЬБАО.

Плохие погоды взяли за правило сопровождать наше судно, потому, что 2 января, когда мы покинули Антверпен, на нас снова обрушился шторм, перешедший в ураган.

Пролив Ла-Манш буквально кипел и плевался морской водой и пеной, и мы не могли передвигаться в этом водяном тумане и оглушительном шуме и завывании ураганного ветра. Нашли небольшую бухточку у берегов Франции, и стояли на якоре 3, 4, 5 января, пока не закончилось эта борьба ветра и моря.

6-7 января, пробирались по Ла-Маншу, потом зашли в стонущий Бискайский залив и, пользуясь временным ослаблением непогоды, прошмыгнули в испанский порт Бильбао.

Здесь мы должны загрузить сталь в брусках, различное оборудование, автомобили и другая техника. Весь этот груз предназначается для Латинской Америки - Колумбии, Венесуэлы, Ямайки, Гондураса, Гватемалы.
Бильбао - шестой по величине город Испании и самый крупный порт, индустриальный и экономический центр. Историческая важность Бильбао объясняется стратегическим расположением на Кантабрийском побережье, на реке Нервион.

Основан в 1300 году, доном Диего Лопесом де Аро, памятник которому стоит в самом центре Бильбао, и является самым населённым городом страны Басков, около 450 тысяч жителей. Климат в городе океанический, умеренный, с мягкими температурами в течение всего года. Кораблестроительство, судоходство, чёрная металлургия делает город процветающим, здесь нет нехватки банкиров и промышленности.

В деловом центре города Бильбао много небоскрёбов и кипит активность.

Старый город Бильбао расположен на берегу реки, между мостом Сан Антон и церковью Сан Николас, в долине, окружённой горами. Уже само географическое положение придаёт Бильбао неповторимый колорит.

Я ушёл с судна рано утром, чтобы прогуляться по улицам и скверам, площадям северной жемчужины Испании. Конечно, время для прогулки было выбрано не самое удачное, всё таки уже был январь, но здесь не чувствовалось приближения зимы или холодов. Светило ласковое, тёплое, не жаркое солнце, а когда проходил по старым улочкам Бильбао, то наслаждался еле уловимым ароматом пряных трав.

В Бильбао сосредоточено много самых ярких музеев мира - художественный музей Гуггенхейма, Музей изящных искусств, знаменитый театр Аррига, напоминающий древний Колизей - но разве можно уложиться во время, отпущенное для увольнения и посетить и увидеть все эти шедевры?

Мне просто повезло, что после всех морских передряг, после проверки на прочность и выживание среди жестоких штормов, которые прошлись катком по нашему судну - теперь бродить по прекрасным улочкам старинного Бильбао, наслаждаться покоем, тишиной и умиротворённостью размеренной жизни жителей этого чудесного города!

Музей Гуггенхейма

Одним словом, если Вас привлекают диковинные города, выделяющиеся на фоне общего колорита страны, если Вам интересно узнать «другую» Испанию, если вы не боитесь изведать новое и оригинальное, вам просто необходимо попасть сюда, на север страны.

Бильбао, каким бы непохожим, необычным и уникальным он ни был, является лишь частицей большого праздника под названием Испания.

Любой профессиональный повар знает, что, если не добавить в блюдо какой-то ингредиент, пусть не основной и, как кому-то покажется, незначительный (маленькую веточку петрушки, шафрана или горсть паприки), блюдо потеряет свой совершенный вкус и перестанет быть целостным. Возможно, для такой многогранной композиции, как Испания, именно Бильбао и является тем оригинальным компонентом, который просто невозможно не добавить!

В этом я убедился, наслаждаясь блюдом под названием - Бильбао! Самое знаменитое здание в Бильбао - музей Гуггенхейма, где расположены экспозиции современного искусства. Строение похоже на распустившийся цветок, а его интерьер - это одно сплошное постоянно меняющееся пространство. Здание снаружи облицовано листами титана, а его силуэт гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

Охранная собака Пупи

В музее Гуггенхейма находится одно из крупнейших собраний художников XX века.

В музей я не пошёл, потому, что времени для нормального осмотра не было, а пробежаться по залам, чтобы сказать, что я там был, мне не хотелось!

Здание единственное в своём роде: оно спроектировано с применением компьютерных программ, составлено из прямых и сплетающихся линий, образующих кубы.

Рядом с входом в музей Гуггенхейма сидит Пупи - громадная собака из цветов, она охраняет музей и одновременно стала визитной карточкой Бильбао, а сам музей стал символом города Бильбао.

После такой прогулки по прекрасному городу мне так не хотелось возвращаться на железную коробку, которая стоит у причала, насыщая свои трюма сталью, машинами, и снова готовая к встрече с неприветливым зимним Бискаем.

Старший механик на запасном гребном винте

Переход в Латинскую Америку.

10 января закончили погрузку судна, оформили все документы, взяли лоцмана и ушли из гостеприимного порта Бильбао к берегам Колумбии, в порт Картахена.

Мы работали Главным двигателем с 110-115 оборотов в минуту, но получили указание от хозяина, что нужно увеличить обороты до 140 оборотов в минуту. Конечно, мне было непонятно это указание, так как сдающий дела старший механик ни о каких повышениях оборотов не предупреждал. Пришлось поднять старые машинные журналы, где я нашёл записи, подтверждающие, что раньше этот двигатель эксплуатировали на таких оборотах. Проверил всю эксплуатационную документацию и указания завода изготовителя, а также поднял документы ходовых и сдаточных испытаний двигателя, которые ясно показывали, что работать в таком режиме можно, только поддерживать рекомендуемые параметры по температурам и давлениям. Мои помощники, механики, тоже не работали на этом двигателе в таком режиме, так, что решение я должен в любом случае принимать, тем более, что было прямое указание от хозяина судна. Постепенно добавили обороты, внимательно наблюдали за работой двигателя, соблюдали все инструкции завода-изготовителя, и через несколько часов добились устойчивой работы Главного двигателя на 140 оборотов. Судно заметно увеличило ход, если раньше мы имели скорость 12 узлов, то после добавления оборотов стали идти со скоростью 17 узлов, что было заметно по движению судна даже невооружённым глазом.

Конечно, увеличился расход топлива, но видно здесь было необходимо укладываться в сроки поставок того груза, который мы должны были поставить получателям в Америке. Во время перехода погода нам благоприятствовала, кроме начала перехода через Бискайский залив, но это было пару дней, а потом с погодой всё было великолепно.

Отличился второй механик во время несения вахты. Обычно его дневная вахта начинается с 12 часов дня и продолжается до 16 часов.

Я работал в каюте с документацией и решил спуститься в машинное отделение выяснить какой-то технический вопрос со 2-ым механиком. В ЦПУ я его не нашёл, прошёл все помещения в машинном отделении, заглянул во все уголки - нет 2-го механика! Не стал спрашивать у филиппинцев, где он находится, а решил подняться наверх, в свою каюту!

Каюта капитана находилась на палубу выше, прямо над моей каютой.

Что-то меня подтолкнуло подняться наверх и постучать в каюту капитана. Каюта была закрыта, но через дверь слышны были голоса. Наконец дверь открыл капитан, и я вошёл в каюту. На столике стояло вино и два бокала. Мне всё стало ясно - 2-й механик находится здесь, в каюте. Не в машинном отделении, на вахте, а в каюте капитана!

Я не спрашивая разрешения, прошёл в спальню и там, за шторой, обнаружил 2-го механика, спрятавшегося, как нашкодивший кот. Второго механика я отправил на вахту, и спросил у капитана о том, что как же он может приглашать в каюту пить спиртное вахтенного механика, когда судно на полном ходу? Мы в море, и может произойти всё, что угодно, а в машине нет человека, который должен принять решение в случае аварии, столкновения и т. п. Не буду приводить его слова, сказанные в оправдание: они могут насмешить любого здравомыслящего моряка. Да, вот такой был у меня капитан, но это не потому, что он мне не нравился, это была его система работы.

Первое время, когда я пришёл работать в этот экипаж, я заметил, что он неравнодушен к спиртному. В принципе, это его личное дело, но когда он начал группировать свою «свиту», в которую вошёл и мой второй механик, конечно, мне это очень не понравилось. Ведь второй механик, по большому счёту мой заместитель и многие вопросы должен и может решать в отсутствии старшего механика. Но какой же это был заместитель, на которого нельзя было положиться, мало того, что он выпивал, у него был и «грязный» язык. Вот в такой атмосфере мне пришлось работать.

Это очень трудно и неприятно, когда отношения выясняются у капитана или старпома участием в пьянках, от которых я отказывался и, соответственно, был не «принят» в круг приближённых. Часто над моей головой раздавался грохот и шум от буйно веселящегося капитана, который на такие весёлые вечера нередко приглашал и рядовых филиппинцев! На следующий день он приходил ко мне в каюту, извинялся, и говорил мне, что я самый лучший стармех на свете! Каково? Приходилось просто мириться с этими случаями.

В своих рассказах я редко акцентирую на взаимоотношениях с членами машинной команды, так как в большинстве случаев у меня не было конфликтов с механиками, штурманами, другими членами экипажа. В море, по моему глубокому убеждению, просто необходимо быть терпимым, толерантным, как любят теперь говорить. И дело даже не в том, что нужно быть терпимым к пьянству, поступкам, ведущим к аварийной ситуации на судне, к явному хамству и грубости. Дело в том, что когда судно находится в океане, за тысячи миль от земли, береговые законы соблюдаются в силу привычек и воспитания, но в определённых обстоятельствах, на корабле негласно существуют законы справедливости и морского братства, нарушать которые я не советовал бы никому.

Сколько было случаев внезапного исчезновения моряков, причём совершенно разных специальностей - от капитана и старшего механика до рядовых членов экипажа. Пропал, исчез, нет на борту человека, и никто и никогда не найдёт, и не докажет истинной причины исчезновения человека, если только он не оставит каких-нибудь следов или записки, что встречалось очень и очень редко.

Как и кто это мог сделать - вопрос для следователей, но вряд ли кто-то из них получил бы ответ, и даже в экипаже, редко кто мог предполагать, что есть причина, но в большинстве случаев это были или догадки, или просто молчание…

Панорама города Картахена

Колумбия, Картахена.

Переход в Колумбию занял у нас 13 суток, мы появились на рейде Картахены 23 января.

Исторический город Картахена был основан в 1533 году и является одним из главных портов Колумбии. Картахена-де-Индиас была одним из первых испанских поселений в Новом свете и главным портом, через который богатство континента утекало в метрополию… Неудивительно, что город являлся лакомым куском для британских пиратов, неоднократно пытавшихся захватить его в ХVI столетии.

Самый известный набег на Картахену возглавлял знаменитый Френсис Дрейк, который в 1586 году захватил город, сжёг собор и удерживал заложников более ста дней, потребовав взамен колоссального по тем временам выкупа. Поэтому испанцы старались всячески обезопасить столь важный для них торговый порт, выстроив вокруг внешних обводов города сложную систему укреплений, которые теперь являются главной достопримечательностью города.

Картахена – порт для хранения сокровищ. Он был одним из трёх городов, куда ежегодно заходил казначейский испанский флот, курсирующий между Испанией и Америкой. Кроме ценных экзотических тропических продуктов, галионы привозили в Картахену золото и изумруды из провинций к югу от города и жемчуг с промыслов острова Маргарита.

Картахен

В 50 км от гавани на дне моря лежит испанский галеон «Сан-Хосе», он нёс в своих трюмах добычу, оценивающуюся сейчас в больше чем 3 миллиарда долларов, когда был потоплен в 1708 году английскими кораблями.

Вот уже и февраль на пороге, у нас в Эстонии зима, морозы, снега, а здесь, в Колумбии, в порту Картахена, стоит великолепная солнечная погода и синеет ласковое тёплое море.

Мы привезли в Картахену машины и какое-то оборудование для нефтяных вышек и теперь стоим в красивейшей бухте, у причала, производим выгрузку, которая идёт довольно быстро.

Я был в этом порту два года назад, и не думал, что придётся снова побывать здесь, и морская судьба изменчива и непредсказуема, но это только к тем, кто от неё не бежит.

К утру следующего дня закончили выгрузку и готовимся к отходу и следованию в Венесуэлу, порт Пуэрто-Кабельо.

Карта Венесуэлы

Венесуела. Пуэрто Кабельо.

Пуэрто Кабельо - город в Венесуэле, где находится морской торговый порт, который располагается в заливе Триесте.

В жизни современной Венесуэлы этот порт играет не последнюю роль, т. к. благодаря существующему здесь нефтеналивному порту он является отраслью нефтяной индустрии, приносящей Венесуэле основной доход. Отсюда из Венесуэлы везутся на экспорт хлопок, кофе, какао, копра, красное дерево.

В городе работает крупная судоверфь, развита рыболовная промышленность.

Город был основан испанцами и в 16-17 веках был очень популярен у пиратов и голландских контрабандистов, промышлявших здесь сбытом какао, доставляемого сюда с острова Кюрасао.

Климат в Пуэрто-Кабельо относится к субэкваториальному, средняя температура в течение года держится на уровне +20С/+22С.

Зашли в порт, пришвартовались, а вокруг горы, разной высоты, сплошь покрытые зелёными лесами, верхушки более высоких гор скрываются в тумане, в облаках… Очень красиво, необычная картина, но я наблюдал эту красоту ровно два года назад, когда мы на сухогрузе «Мико» были частыми посетителями этого красивого порта. Название города Пуэрто-Кабельо буквально переводится, как «волосяной порт».

Я ещё в прошлое посещение порта узнал, что название Кабельо произошло от того, что воды в гавани этого города настолько спокойны, что корабль можно пришвартовать только одним волоском (по-испански Cabello), а Puerto - порт. Вот поэтому город так и назвали - Пуэрто Кабельо.

Военно-морская база в Пуэрто-Кабельо

Выгружаем в порту стальные бруски, машины, оборудование для нефтяных вышек, но стоит такая жара, что на берегу, грузчики двигаются, словно сонные мухи, а нам это только на руку, больше времени простоим в порту.

С верхнего мостика хорошо просматривается панорама всей акватории порта.

В Пуэрто-Кабельо сосредоточены военно-морские корабли республики Венесуэла и по утрам мы наблюдали, как происходит утренняя побудка на военных кораблях, как проходят всевозможные процедуры военных тренировок и учений моряков Венесуэлы. Если я на предыдущих контрактах имел возможность во время стоянки посетить порт, побродить по неизвестным местам, то на этом судне такой возможности у меня практически не было.

Имея у себя такого заместителя, 2-го механика, и любящего повеселиться капитана со старпомом, я не хотел получить неприятности на судне, так как одно моё присутствие на борту снимало у любителей выпить возможность принятия алкоголя в больших дозах. Несколько раз они пытались приобщить меня к «празднику жизни», но, посидев с ними некоторое время, я благодарил за приглашение и спокойно уходил.

Вообще, такая обстановка на судне меня угнетала, а для питерцев, как они себя называли, эта система поведения, работы была нормой. А самое неприятное было то, что мой второй механик был из Таллинна! Как тут не расстроиться! Вот и работай в такой «системе»!

Как ни странно, но третий и четвёртый механик, электромеханик, тоже были питерцы, но вели себя достойно, чётко и грамотно выполняли все мои указания, и выполняли большой объём работ. К ним у меня не было ни малейших претензий.

Но, что делать, как сложилось, так сложилось - нужно работать, контракт закончится не скоро, а впереди ещё много иностранных портов, всевозможных ситуаций, и нужно сохранить жизни людей, судно, груз. А для этого нужно сохранять спокойствие, выдержку, думать о том, как правильно и надёжно эксплуатировать все двигатели, механизмы, системы, которые нам доверили.

Забавно, но в Пуэрто-Кабельо привезли деталь для Главного двигателя, которую мы хотели заказать в Польше, но потом отказались от этой затеи. Всё же странный народ, поляки, видно рассчитывали, что уж здесь, в Венесуэле, нам ничего другого не останется, как эту деталь принять. Я не подписал накладную, и деталь отправили назад, в Гдыню, по обратному адресу.

Всё ничего, но пришлось писать объяснительное письмо хозяину судна.

Остров Ямайка

ЯМАЙКА. КИНГСТОН.

После трёх дней стоянки в Венесуэле, в Пуэрто-Кабельо, наш следующий порт выгрузки был на острове Ямайка, в порту Кингстон. 27 января мы ушли из Венесуэлы и взяли курс на Ямайку.

Остров Ямайка находится в западной части Карибского моря.

Вместе с Кубой, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка входит в архипелаг Больших Антильских Островов Вест-Индии. Климат у этих островов тропический, пассатный. На побережье практически круглый год температура воздуха колеблется от +24С до +35С.

Построен город был в 1692 году недалеко от тогдашней столицы Ямайки - города Порт Рояль. В своё время Порт Рояль снискал себе славу самого грешного и злачного города в мире. На протяжении 4-х столетий это был любимейший город пиратов, их столицей, сюда стекались награбленные сокровища со всех стран света.

В 1692 году Порт Рояль настигла, как говорят, страшная кара небес: в результате землетрясения город был разрушен и ушёл под воду!

Кингстон вошёл в историю, как крупнейший в Вест-Индии центр работорговли.

В 1907 году Кингстон был почти полностью разрушен землетрясением, но отстроен заново и является самым важным торговым, транспортным и культурным центром, в котором проживает четверть населения Ямайки.

Старший механик на пирсе в порту Кингстоне

Большинство населения (ямайцы африканского происхождения), христиане, язык на острове английский, но имеет много слов испанского и африканского происхождения.

Отсюда импортируют, патоку и бананы, а остров наводняют туристы со всего мира.

Мы привезли сюда какие-то ящики для военных, и тяжёлые военные грузовики подходили к борту и загружали груз. При этом моторы рычали и чадили самым неимоверным образом, солдаты суетились в этом сизом дыму, раздавались различные команды.

Итак, выгружались всю ночь, только под утро наступила необычная тишина. Всё! Выгрузка закончена, и с первыми лучами тропического солнца опустел причал.

Нет, всё же хорошо быть моряком, пройтись по пирсу, который целуют прибрежные волны, тебя обдувает лёгкий морской бриз, ласкают тёплые лучи утреннего солнца, а рядом стоит стреноженный прочными канатами «Морской сокол», готовый умчать тебя в новые неведомые края. И ты проходишь мимо борта судна, поднимаешься по трепещущему трапу, словно придерживая его: «Не торопись, не торопись, сейчас я спущусь в машинное отделение и запущу твоё механическое сердце, а ты меня прокатишь с ветерком в голубую морскую даль…».

Панорама побережья Гваделупы

ГВАТЕМАЛА. САНТО-ТОМАС-ДЕ-КАСТИЛЬЯ.

Следующей страной, которая была указана в нашем рейсовом задании, была Гватемала.

Это государство в Центральной Америке, название образовано из ацтекского: место, покрытое лесом. Территорию страны с древнейших времён занимали индейские племена, которые объединились в одну великую империю Майя.

Сама страна уникальна и необычайно красива: здесь самые высокие и самые активные вулканы в мире, самые впечатляющие сохранившиеся города империи Майя, самые катастрофические землетрясения в мире, а сама история полна репрессий и трагизма.

Прекрасная страна с нетронутыми дикими джунглями, своеобразное чудо света с уникальной историей Майя.
В Гватемале проживает 32% всего населения Центральной Америки.

Наше судно зашло в порт Санто-Томас-де-Кастилья, который был построен недалеко от порта Пуэрто-Барриоса на месте старого порта, использовавшегося ещё в колониальную эпоху. В небольшой бухте Аматике, на северо-западе страны, рядом с национальным парком Рио-Дульче (Сладкая река), находится городок Санто-Томас-де Кастилья. Небольшой посёлок, с одной стороны которого находится современный порт, а с остальных трёх сторон посёлок окружают непролазные леса и болота.

Порт - главный кормилец для многих индейских семей в Санто-Томасе-де Кастилья. Поистине счастлив тот, кто работает в здешнем порту: выдают форму и приличная, по здешним меркам, зарплата.

Окружающие посёлок джунгли богаты на редкие виды деревьев: розовое дерево, кипарис, бакаут, а животный мир тоже очень разнообразен. В джунглях можно встретить пуму, ягуара, муравьеда, броненосца, ленивца. Вечером из зарослей слышны мяуканье, кряканье, визги и другие звуки, заставляющие то вздрагивать, то замирать от страха.

Дома местных жителей

С одним из членов экипажа вышел в городок для ознакомления с его неизвестными нам достопримечательностями.

Сам городок особого интереса не представляет - обычный портовый город. Пыльный, незамысловатый, не на чём глазу порадоваться.

Соль и какао, обзидан и нефрит путешествовали во времена Майя. Теперь же многочисленные грузовики с текстилем и кофе, сахаром и бананами тянутся к Санто-Томасу, одному из крупнейших портов страны, возвращаясь с всевозможным импортом. Но чуть в стороне от порта оживлённый причал катеров и паромов с небольшим рынком. Запахи кофе и жарящегося мяса в уличном кафе наполняли воздух. С причала открывался прекрасный вид на залив, окружённый горами в голубой дымке. По дороге встречались и хижины местных индейцев и вполне цивильные дома жителей. На судне нам выдали деньги в кетцалях.

Местная валюта называется кетцаль, по имени священной птицы местных индейцев, которая с давних времён считается одной из самых красивых птиц Нового света. Кетцаль была самым священным символом ацтеков и майя, и лишь высшим слоям общества позволялось украшать свою одежду перьями этой птицы. Перья кетцаля украшали изображения богов, головные уборы правителей и вельмож.

Кетцаль

Вообще, слово «кетцаль» у древних индейцев являлось термином, обозначающим перья из хвоста птицы, а сама священная птичка олицетворяла свободу.

С кетцалем также связано множество легенд.

Так, согласно одной из них, в момент решительного сражения индейцев майя с конкистадорами над индейским вождём парил его покровитель – кетцаль. Когда же вождь индейцев был убит в бою, кетцаль пал замертво на его окровавленное тело, и как-будто с тех самых пор грудка у всех кетцалей красная. Индейцы считали, что птица кетцаль не может жить в неволе, она чахнет и погибает в человеческих руках, поэтому вместо того, чтобы убивать этих драгоценных птиц, индейцы аккуратно ловили их, выщипывали по нескольку перьев и отпускали на волю, чтобы у тех вырастали новые перья.

Встретили апельсиновую рощу, но апельсины были не оранжевого цвета, как мы привыкли их видеть, а зелёные. Попробовали на вкус - такой же, как и у обычных, оранжевых. Интересно было увидеть тюльпановое дерево. У голландцев поля тюльпанов, а в Гватемале они растут прямо на деревьях.

Зашли на рынок сувениров, где можно купить: ткани, коврики, обувь, сумки, украшения, куклы, маски и прочее. Женщины в очень ярком национальном костюме Майя не смогут оставить никого равнодушным. Они нравятся всем, продают сувениры и уговаривают прохожих купить. Отказаться почти невозможно.

Местные музыканты играют на меримбу - это национальный инструмент. Он похож на ксилофон, только резонатор сделан из выдолбленной тыквы.

Местный рынок

На рынке увидели огромное разнообразие местных круп, орехов, приправ и прочих даров земли, названия и вид которых нам был не всегда знаком, но вид очень привлекателен.

И вот всё это разнообразие вещей, сувениров и предметов питания произвели прямые потомки тех, кто строил пирамиды и на алтарях у их подножий обильно проливал кровь врагов заодно со своей. Этот древний народ мелькает здесь повсюду в своих пёстрых национальных костюмах, и более половины из них - индейцы Майя.

Низкорослые мужички по полтора метра, а женщины и того меньше, смуглые, но все с чувством собственного достоинства. Та часть населения, которая несётся на машинах, латинос, потомки испанцев и их помеси с туземцами.

На рынке нагрузились папайей, местными арбузами, прекрасным виноградом.

Осталась масса впечатлений и огромное желание добраться до судна, чтобы вкусить там все прелести гватемальских тропических даров природы.

Теперь осталось рассказать о посещении водного бассейна военно-морского флота, который оказался в нескольких десятках метров от территории порта.

Обычно, попадая в новый иностранный порт, стремишься пополнить свой запас знаний - изучаешь достопримечательности города, посещаешь музеи (по-возможности), магазины, рынки, кафе, рестораны (при наличию свободной валюты), но очень редко посещаешь плавательные бассейны. Воды так много вокруг, что даже мыслей о такой возможности, как поплавать в бассейне, никогда не возникает.

И вот такая возможность представилась в порту Санто-Томас-де-Кастилья, не воспользоваться которой для меня было невозможно. Я собрался и ушёл на отдых в плавательный бассейн военных моряков, куда нас любезно пригласили.

Водный бассейн

Какое наслаждение получаешь наслаждаясь водными процедурами в бассейне с пресной водой, когда ты один на один с водным зеркалом, когда не слышен гул работающих двигателей, насосов, всего того оборудования, без которого немыслима судовая жизнь.

Ты не думаешь о том, что пришло время что-то ремонтировать, делать какие-то профилактические работы, писать отчёты и донесения, никто тебе не позвонит и не вызовет для решения каких-то проблем.

Я там провёл несколько часов, полностью расслабившись, упиваясь тишиной, погружаясь, раз за разом в чистую пресную воду, прыгая и веселясь, словно у меня не было за спиной ни корабля, ни ответственности за груз, ни приёмок топлива, ни работы механизмов и двигателей. Даже не верилось, что я где-то в Центральной Америке, Гватемале, что нужно будет возвращаться на судно и продолжать работать, выполняя условия своего контракта.

В бассейне мы были с четвёртым механиком, и после такого расслабления, сели за столик, который был с видом на море, заказали по бокалу сока из свежего апельсина.

Нам предложили добавить в сок по яйцу черепахи. Необычное предложение, но мы решили попробовать и наблюдали, как нам выдавили в стакан из кожистого, как теннисный мячик яйца, желток и потом всё взболтали. В стакан добавили кусочки льда, подвесли дольку лимона на стенку. Честно говоря, мы выпили этот коктейль без особого восторга, но вкус был совершенно «специфический» - больше мы не повторяли, а заказали по бокалу холодного пива.

После оригинального сокового коктейля и плавания в бассейне очень хотелось есть. Гватемальская кухня сочетает в себе традиции близлежащих стран - Мексики, Сальвадора и Гондураса. Решили заказать то, что нам было понятно и не вызывало сомнений. Нам принесли запечённое в банановых листьях мясо с картофелем и кукурузой, правда, очень уж перчённое, но под холодное пиво блюдо было в самый раз.

На судно шли в прекрасном настроении, почаще бы делать такие разрядки!

Карта Гондураса

ГОНДУРАС. ПУЭРТО КОРТЕС.

После трёхдневной стоянки в порту Санто-Томас-де Кастильяс, выгрузив машины, оборудование, трубы и какие-то огромные ящики, мы пошли в очередной порт, в страну Гондурас, в порт Пуэрто Кортес.

Один из главных городов Гондураса - Пуэрто Кортес, расположен на северо-западе страны, в Гондурасском заливе Карибского моря. Этот порт, основанный на Карибском побережье страны, имеет самое современное оборудование и считается самым оснащённым в Центральной Америке. Из-за его географического расположения, Пуэрто Кортес превратился в один из самых безопасных портов в мире.

Существует несколько теорий относительно происхождения названия государства, и одна из них, что Христофор Колумб, открыв северный берег в 1502 году, назвал его - honduras, Глубина, а глубины у здешних берегов действительно велики, поэтому такое название могло быть дано и вне связи с фразой Колумба.

Отряд конкистадоров, посланный на поиски золота и серебра завоевателем Мексики Кортесом, установил в Гондурасе власть испанского короля, а порт назван в честь Кортеса.

Жаркие и влажные низменности Карибского побережья и прилегающие склоны гор раньше были покрыты густыми влажными тропическими лесами, которые в настоящее время частично уничтожены. Нас окружали горы, но на них была просто растительность, но не буйство тропических джунглей. Цивилизация добралась и до этих мест.

Когда мы причалили к пирсу порта и спустили трап, на борт поднялась толпа местных портовых властей, пограничников и прочих мелких чиновников. Это было удивительно, так как и в Гватемале, и в других портах на борт поднималось всегда несколько человек. Но низкий жизненный материальный уровень живущих здесь гондурасцев, видно заставлял их подниматься на борт, чтобы чем-нибудь поживиться.

Уходили по очереди, несли пачки сигарет, спиртное, продукты питания. После ухода властей был высажен десант местных жриц любви, проституток, которые в количестве не менее 15 человек, расположились в салоне команды.

Филиппинцы, рядовой состав, были вне себя от восторга, так как не надо было идти вечером в город, чтобы найти себе женщину, всё рядом, полный сервис. Портовые власти Гондураса не запрещали проституткам подниматься на борт, так как видно имели от них определённую мзду, короче, полное согласие и никакого контроля.

Каждый моряк, волен распоряжаться своим свободным временем и свободными валютными средствами так, как ему хочется. И не надо быть ханжой, чтобы говорить о моральных устоях и прочих завоеваниях культуры человечества. Кому надо, найдёт себе и женщину, и выпивку, и прочие приключения, как на берегу, так и в любом месте. Всё зависит от воспитания, отношения к своей семье и детям.

В Пуэрто Кортес мы очень быстро выгрузили остатки различного оборудования, последние машины и ящики, а после выгрузки матросы зачищали трюма от мусора. Дальнейший сценарий нашего рейса мы не знали, и нам приказали выйти на рейд Гондурасского залива и ждать дальнейших указаний.

Стоянка на рейде была довольно продолжительной, 20 суток, в течение которых не было никакой ясности относительно нашей дальнейшей судьбы и района плавания.

В водах залива Святого Лаврентия

КАНАДА. ЗАЛИВ СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ

И вот на 21-й день нашего вынужденного отстоя, нам пришло задание – следовать в Канаду, в залив Святого Лаврентия, в порт Грос - Какуну, там загрузиться пиленым лесоматериалом, а потом весь груз отвезти в Египет. Стоял конец февраля, 26 число, а на переход в Канаду нам потребуется 8-9 суток.

Я почему так тщательно подсчитывал дни последующего перехода, потому что у нас возникли проблемы с дизельным топливом. Механики поймут меня, почему меня это так волновало. Болтаясь на рейде, совершая перебежки от одной якорной стоянки до другой, увеличился расход дизельного топлива. Главный двигатель, даже когда он не работает и находится в состоянии готовности, требует поддерживать в определённом температурном режиме охлаждающую пресную воду в зарубашечном пространстве. Воду, часть которой находится в системе и в верхнем напорном расширительном бачке, необходимо постоянно подогревать. У нас система подогрева была паровой, т. е. вода грелась паром, а для этого необходимо было держать в работе паровой котёл. Пусть в непостоянном режиме, но он должен работать.

Котёл работал на дизельном топливе. На переходах, когда работает Главный двигатель, не было необходимости эксплуатировать котёл в таком режиме, расход дизтоплива шёл только для работающих вспомогательных двигателей.

Капитан, которому я доложил, что при таком режиме эксплуатации главного двигателя, мы поддерживаем температуру пресной охлаждающей воды и расходуем дизтоплива больше, чем планировалось, выразил мне недоверие и запросил техническую службу хозяина судна. Конечно, получил ответ от хозяина, что мои действия правильные, но от такого демарша у меня остался неприятный осадок.

К тому же, я подсчитал, что на переход в Канаду у нас остаётся очень мало дизтоплива, в обрез, а если случится штормовая погода, то мы можем попасть в неприятную ситуацию, а точнее - станем, так как вспомогательные двигатели остановятся.

Кто работал старшим механиком, тот знает, какие мысли у стармеха, когда с каждым днём топливо уменьшается, а дни перехода как-будто не сокращаются. Промеры, подсчёты, промеры, изыскиваешь всякие варианты, чтобы продлить «агонию» если что-то случится.

Когда подошли к острову Ньюфаундленду, задули северные ветра, температура забортной воды резко пошла вниз, сразу почувствовали дыхание Севера.

Да и котёл теперь работал без остановки, так как необходимо было греть тяжёлое топливо, на котором работал Главный двигатель, и необходимо было греть мазут в отстойных и запасных танках. Помещения судна и машины обогревались тоже паровыми грелками.

На горизонте порт Грос-Какуна

Расход дизельного топлива тоже резко увеличился, так как нам пришлось давать пар в кингстонную систему, стали забиваться ледовой кашей фильтра на системах забортной воды. Это нужно было видеть, как мы сражались со льдом и снегом.

Вся машинная команда была внизу, все расписаны по самым «горячим» точкам: у кингстонов, у фильтров, возле работающих вспомогательных двигателях, а они работали оба, так как на одном двигателе было опасно идти, вдруг что-нибудь откажет.

И мы сражались, вытаскивали сетки фильтров, выгребали мелкие кусочки льда и ледяной каши, запускали поочерёдно насосы, так как они срывали давление.

Страха не было, почему-то верилось, что мы сумеем выйти из этого трудного положения. Филиппинцы работали на совесть, чётко выполняли мои команды и команды моих механиков. Так прошло несколько долгих часов, а я стоял в ЦПУ на реверсах, и только исподволь подкрадывалась мысль: «Хватит ли дизельного топлива, не станем ли?».

Сообщили с мостика, что входим в порт, сейчас увеличится количество реверсов.

В топливной расходной цистерне, от которой работали вспомогательные двигатели, оставалось 200-300 литров топлива, но уже это не беспокоило меня - мы в порту, не в море, всё же вышли из этой ситуации с последними литрами топлива.

Капитан сообщил, что две машины с дизельным топливом, по 20 тонн в каждой, выехали из какой-то топливной базы и двигаются к нам в порт. После швартовки вышли на заснеженный причал порта и долго всматривались вдаль, высматривая силуэты машин с цистернами.

И вот кто-то закричал: «Едут, едут!». Не было на свете более радостной вести для меня, чем эти крики. Мы дошли до самой последней черты, после которой начинались бы сотни проблем, неприятностей, объяснений, а могла быть и трагическая развязка, всё могло быть. Но не случилось! Подошли машины с цистернами, и мы залили дизельное топливо в запасные, отстойные и расходные цистерны. Жизнь продолжается!

Наверное, есть на свете высшая справедливость - ведь мы так старались, так хотели выжить, начиная с Дурбана, с приёмки и перелива тяжёлого топлива, а вот теперь нам пришлось пережить и нехватку топлива.

Порт Gros-Сacouna

Залив и река Святого Лаврентия названы в 1534 году французским мореплавателем Картье, который исследовал Атлантическое побережье Канады. Он увидел этот залив и дал ему имя того святого, которого в тот день праздновала католическая церковь. В следующем году он обнаружил впадающую в этот залив реку и распространил на неё название залива. Эта река осуществляет сток всей системы Великих озёр, её длина 1200 км.

Порт Грос-Какуна (Gros-Cacouna) круглогодично обрабатывает различные грузы, включая лесоматериалы, насыпные и прочие грузы. Он связан с крупными городами страны сетью автомобильных дорог и находится на небольшом расстоянии от Национального железнодорожного терминала.

Вот в этом порту мы и должны были загрузить пиломатериалы в свои трюма.

Температура воздуха была -18С, может быть и ниже. После Центральной Америки это разница особенно чувствовалась, но её чувствовали и палубные системы - лопались гидравлические трубы. Самое неприятное, что масло из труб выливалось на палубу, а потом медленно, но неуклонно пыталось протечь в шпигаты.

Матросы засыпали масляные лужи опилками, мои сварщики беспрерывно латали эти изношенные трубы, снимали и снова ставили их на штатные места.

Холодно, мороз, работать надо, а мне постоянно приходилось участвовать во всех этих «разборках», так как если масло попадёт за борт - огромный штраф.

Здесь не Южная Африка, о особо охраняемый объект: залив Святого Лаврентия.

Машинная команда «Falcon Carrier»

В машинном отделении, в льялах, стала скапливаться вода, так как уплотнение гребного винта было очень старой системы - уплотнялось толстой набивкой, которая обжималась специальной грундбуксой. К моему великому сожалению, поджимать уплотнению было уже нельзя, необходимо было добавлять набивку, но не в наших условиях, когда за бортом ледяная вода залива Святого Лаврентия, а на палубе -18С.

Воду необходимо было удалять, т. е. откачивать в специальные цистерны, которые подгоняют к борту и через шланги выкачивают из машинного отделения. Но надо понимать, что за всё нужно платить, а хозяин не хочет это делать. И, в ответ на моё предложение выкачать грязную воду в цистерны, суперинтендант советует мне включить сепаратор трюмных вод и им откачивать воду.

Не буду объяснять, что это крайне неграмотное предложение, любой стармех это знает, а потом производительность этого агрегата мизерная. Короче, что хочешь, то и делай, топи машину, заливай водой все электродвигатели, механизмы и прочее оборудование.

Да, меня поставили именно в такое странное положение. Хожу по пирсу, и вдруг наблюдаю с причала, как электропогрузчик с ковшом, собрал весь грязный промасленный снег на причале и вывалил всё это в воду, прямо рядом с нами.

Дело было вечером, но всё равно видно, как по воде расплываются масляные круги. Но ведь вода у нас в машине давно отстоялась, и качеством своим была много лучше той, что плавала за бортом. Мигом спускаюсь в машину, открываю нужные клапана, включаю осушительный насос и выкачиваю воду из льял. Состояние, как перед стартом на короткую дистанцию: лёгкая дрожь в ногах, лёгкий туман в голове.

Когда уже остался на днище льял грязный слой от замазученной воды, тогда остановил насос, закрыл клапана и бегом вернулся на палубу. Хожу вдоль борта и не вижу никаких следов своего «преступления», а вот в том месте, куда сгребли грязный масляный снег, масляные круги по-прежнему плавают. Позвал штурмана, показал ему, что я видел, как сбросили грязный снег, а он добросовестно записал всё это в судовой журнал, на всякий случай.

Вот так приходилось иногда выживать, в этой новой, совсем не простой обстановке. Но мне не пришлось уже заниматься расследованиями и последующими откачками из машинного отделения.

Мне прилетела замена, в лице прежнего старшего механика, и я с огромным энтузиазмом, если не сказать, что с радостью, передал ему дела и улетел в Монреаль, местным самолётом. Самолётом из в Монреаля долетел до Амстердама, потом до Хельсинки. Из Хельсинки в Таллинн я прилетел 13 марта 1998 года.


Анатолий Акулов

Анатолий Акулов

Комментарии

1Игорь Русанов08.10.2011 01:23
Да! Тяжело и не комфортно тебе пришлось на этом контракте с любителями Бахуса. На ДВ был капита дальнеого плавания, Анна Ивановна Щетинина, ее изречения ходили среди моряков, как статьи из устава. Вот одно из них: "Все неприятности на море происходят по дури (читей-незнанию) или пьяни". За рассказ СПАСИБО!
Ответить
2Игорь Самохин13.10.2011 21:13
Дожность главного (старшего) механика судна всегда была ответственной. Каждую секунду можно ожидать всякой непредсказуемой ситуации. Я на своей "шкуре" испытал разливы топлива, пожары, столкновения с судами и т д. В подтверждении сказанного, показываю фото столкновения моего судна в Кольском заливе с этим судном. Анатолий! Спасибо за правдивые рассказы о нашей прошедшей морской жизни.
Ответить
3Цап-кацап18.10.2011 21:34
Бред для дамочек. Для кацапов тоже сойдет.
Ответить
4Морячка18.10.2011 23:34
Дорогой "читатель", "Цап".Так к кому ты относишься? К дамочкам или ко второму. На мой взгляд ни к "дамочкам", а тем более "кацапам" не отнесу, к "козлам" - да, сам же себя так определил. Молодец, попал в точку! Читай верхние комментарии, те, кто знает что такое Море и все, что с ним связано, такого не напишут.
Ответить
5Анатолий Акулов19.10.2011 10:19
Дорогие читатели! Конечно, морской "бред" трудно переваривается, когда не понимаешь, о чём идёт речь. Тогда лучше не читать, а тем более давать националистические комментарии.Всем остальным - спасибо за искренность и тёплые слова.
Ответить
6Андрей Соколов (биндюжник)15.03.2012 13:30
(к комментарию от 18, 10, 2011)Чтобы быть объективным, не мешало бы тебе попробовать этого "бреда"(один небольшой рейс "вдоль берега"при шторме). Памперсов бы не хватило, ручаюсь.А с таким именем определять половой и национальный интерес читателей не стоит.
Ответить
7Анатолий Акулов15.03.2012 15:13
Уважаемый, Андрей! Спасибо за комментарий - в самую точку, ни больше, ни меньше! А такое имя можно придумать только в бреду.
Ответить

Добавить комментарий

96003 69884 23631